Урок обучения грамоте в 1-м классе по теме «Буквы Т, т и звуки, которые они обозначают»

Цели урока:Познакомить с новыми согласными звуками (т) и (т’), письменными и печатными буквами, которыми они обозначаются.

Учить находить буквы Тт в печатном тексте, включить их в активное чтение, читать слоги и слова с изученными буквами.

Развивать интерес к чтению и желание читать.

Формировать навык чтения, тип правильной читательской деятельности.

Воспитывать культуру поведения.

Оборудование:

изображения сказочных героев – смешариков: Крош, Лосяш, Нюша;

тексты телеграмм от смешариков: с просьбой о помощи и с благодарностью;

напечатанное крупными буквами «Спасибо!»;таблица слогов с буквой Т;

таблица слогов с изученными буквами;карточки со словами: СИРОП, МОЛОКО, БУЛАВКА, БОЛТИК, ТРАВЫ, БОРОДА;изображения бананов и белки;цветные магнитные карточки для звукового анализа слова (зелёные, синие);индивидуальный раздаточный материал (карточки с заданиями) лежат на партах у всех учеников;магнитофон, кассета с детскими песнями для динамической паузы и диск с успокаивающими мелодиями для релаксации;табличка с правилами работы на уроке;лента букв, на которой размещены только изученные буквы;таблица с изображением печатных и письменных букв Т,т.

Ход урока

I. Организационный момент.

— Улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки мне и нашим гостям. Ведь улыбки располагают к приятному общению, а теперь настроимся на работу – откроем ладошки новым знаниям и произнесём нашу волшебную фразу:Я хочу много знать!

— Ведь вокруг нас так много интересного, стоит только оглянуться по сторонам. Но, в любом деле необходимо соблюдать определенные правила.

( На стене справа висят таблички с правилами. Дети озвучивают их.)

Не выкрикиваем

Не перебиваем друг друга

Мы слышим друг друга

Учимся работать сообща

— Я желаю вам успехов!

II. Создание проблемной ситуации.

Учитель открывает доску:

— Ой, а что это такое?

(На доске – изображения Кроша и Нюши с текстом телеграммы.)

Текст телеграммы:

Помогите! Спасите!

У Лосяша пропал голос!

Лосяш не знает, где его искать!

Сидит и ждёт, когда голос вернётся.

Помогите найти голос Лосяша!

Нюша и Крош.

(Учитель даёт прочитать телеграмму читающему ученику, под текстом телеграммы открывается изображение больного Лосяша.)

— Ой, как жалко Лосяша. Я знаю, что рецепт лекарства есть у Совуньи в книге рецептов, но её нет дома, а Крош и Нюша не могут сами отыскать нужную запись в книге рецептов. Им требуется помощь. Поможем смешарикам?

— Любое дело нужно начинать с разминки.

III. Разминка.

Чтение алфавита по порядку, по рядам, по столбикам.

Прочитать буквы гласных звуков, буквы согласных звуков на ленте букв.

Назовите букву, которая обозначает всегда мягкий cоглаcный звук. Назовите звук, который обозначает эта буква.

Назовите букву гласного звука, перед которой всегда стоит мягкий согласный звук.

Хоровое чтение слогов с изученными буквами по таблице слогов.

— Ну что же, умственную разминку мы сделали, а теперь давайте проведём разминку для тела.

IV. Динамическая пауза.

(Под весёлую детскую песенку дети выполняют ритмическую разминку.)

V. Работа над темой урока.

— Вот теперь можем приниматься за дело. Чтобы отыскать рецепт в книге рецептов Совуньи, нужно знать, на какой странице он записан – ведь книга очень толстая. А вот и подсказка.

(На доску вывешиваются картинки с изображениями травы в и Тигрули.)

(Дети самостоятельно определяют количество звуков в слове и фиксируют свои выводы в индивидуальных карточках, затем – проверка на доске).

— Дайте характеристику первого звука в каждом слове.

(На доске и в карточках фиксируется цветом характеристика первых звуков.)

— В чём же заключается подсказка? Кто понял?

Дети: Твёрдый согласный звук (т) и мягкий согласный звук (т’) обозначаются одной буквой – буквой Т. Значит нам в книге рецептов нужно найти страницу, обозначенную этой буквой.

— А для этого вы должны знать, как выглядит эта буква.

(На доску вывешивается таблица с изображением букв Т,т. )

(Дети анализируют, на что похожи буквы Т,т, сравнивают печатные и письменные буквы, большие и маленькие, строчные и заглавные.)

— Напечатайте по 5 букв Т в ваших карточках, чтобы проверить, хорошо ли вы запомнили, как выглядит эта буква.

А теперь прочитайте вслух слоги с новой буквой.

(На доску вывешивается таблица слогов с букой Т.)

— Прочитайте по строкам, по столбикам,.

— Читают девочки, читают мальчики.

— Назовите слова, в которых есть эти слоги.

— Молодцы. Теперь вы можете отыскать рецепт для Лосяша.

— Но сначала немного отдохните. Ведь чтобы отыскать рецепт, нужно быть внимательным и собранным.

VI. Релаксационная пауза.

(Звучит спокойная музыка.)

— Опустите ваши головы на сложенные руки, закройте глазки и попробуйте представить то, о чём я вам сейчас буду читать.

(Учитель читает под музыку стихотворения об осени. Последнее стихотворение более энергичное, чем предыдущие, чтобы вернуть детей в рабочий ритм.)

— А теперь хорошо потянулись и продолжим нашу работу. А то у бедного Лосяша горло совсем разболелось.

— Что это за абракадабра? (на доске открываются ряды букв)

СТЛПЗБОРОДАВАКХИБУЛАВКАУ

ОВАБИТМНСИРОПХБПРТРАКТОР

УЫИШУТРАВЫУМУНЛРМОЛОКОЗЗТЕНЬ

— Ребята, здесь необходимо отыскать слова рецепта. У вас на карточках тоже есть эти ряды букв. Работа трудная. Но говорят: «Ум хорошо, а два — лучше». Поэтому я предлагаю поработать парами при поиске слов – и друг другу поможете, и Лосяша быстрее выручим. Какая же пара у нас самая дружная? Это задание – на время. Возьмите карандаши и принимайтесь за работу. Время пошло.

(Переворачиваются песочные часы, дети отыскивают слова. Первая пара, справившаяся с работой, выделяет слова в первом ряду букв на доске, вторая – во втором, третья – в третьем. Затем учитель закрепляет таблички с найденными словами на магнитной доске. )

БОРОДА БУЛАВКА

ТЕНЬ ТРАКТОР

ТРАВЫ МОЛОКО

— Прочитайте вслух, что у нас получилось.

(Дети читают.)

— Отлично, будем лечить Лосяша бородой. Возьмём бороду, прикрутим болтиком. Или булавкой приколем? Что же здесь действительно нужно для лечения, а что – лишнее?

(Дети делят слова на две группы, нужные слова подчёркивают на своих карточках красным карандашом. Один ученик на доске расставляет слова в 2 столбика.)

— Прочитай те ещё раз вслух слова рецепта. А теперь закройте глаза и постарайтесь мысленно отправить их Лосяшу.

(В это время учитель заменяет изображение больного Лосяша на здорового и прикрепляет на доску табличку со словом СПАСИБО и текст новой телеграммы.)

— Посмотрите! Что это за точки?

(Дети объясняют, что знак многоточия показывает, что фраза не закончена, имеет продолжение.)

— Наверное, голос Лосяша ещё не полностью восстановился. Что же он хотел нам сообщить? Чтобы закончить фразы, вы должны найти нужные слова в последнем задании на ваших карточках. Прочитайте вполголоса столбики слов и подчеркните простым карандашом выбранные слова. Задание на победителя.

(Дети, первыми выполнившие задание, прикрепляют таблички со словами на магнитную доску.)

— А теперь прочитайте, что же хотел сообщить вам Лосяш.

(Читают хором.)

VII. Подведение итогов и рефлексия.

— Молодцы, помогли Лосяшу. Но не зря говорится, что доброе дело, совершённое для другого, приносит пользу в первую очередь тебе самому. Так и у нас. Вы не только выручили смешариков, но и сами приобрели новые знания.

Назовите тему сегодняшнего урока.

Что узнали нового?

Чему научились?

Понравился ли вам урок? У вас на карточках есть изображения пушистиков.

Раскрасьте того «пушистика», какое настроение у вас сейчас.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here