Урок произношения в 1 классе .
Дифференциация звуков Ж — Ш.
Цели : учить правильно произносить и различать звуки Ж – Ш,
Развивать артикуляционную моторику, фонематическое восприятие, внимание,память.
Ход урока :
І. Орг. Момент
ІІ. Артикуляционная гимнастика.
-Дети, возьмите зеркала, поставьте перед собой, смотрите в зеркало.
-Щеки надули – выдохнули. ( 3 раза)
-Надуйте правую щеку, левую. ( 3 раза)
-Зубки сомкните. Улыбка — трубочка.
-Вкусное варенье. Оближите верхнюю губу, нижнюю .
-Прилепите широкий язык на верхнюю губу, удерживайте его, я считаю до 5.
-Лошадки поскакали.
Молодцы, сделали гимнастику для язычка. Губы, щеки размяли.
ІІІ. Сегодня на уроке будем произносить звуки Ж — Ш правильно и учиться их различать.
Послушайте слово : Ш У М.
Какой первый звук вы слышите ? Поднимите язык на бугорочки, сделайте губы рупором :
Произносим : Ш – Ш – Ш.
— В каком положении был язык ? ( Вверху).
-Язык был широкий или узкий ? (Широкий).
-В каком положении были губы?( Рупором).
Значит, звук согласный, п.ч. есть преграда. Положите ладошку на горлышко, произнесем еще раз : Ш – Ш – Ш. Горлышко не дрожит. Значит звук Г Л У Х О Й .
Послушайте слово : Ж У К.
Положите ладошку на горлышко, жужжим как жук : Ж –Ж- Ж .
Горлышко дрожит. Значит звук звонкий. Звуки обозначаются буквами Ж – Ш.
(выставляются магнитные буквы на доске).
-
Послушайте. Я буду называть слоги, а вы должны их повторить.
Ш А — Ж А Ш О — Ж О Ж У — Ш У Ж Е – Ш Е Ш И — Ж И
-
Игра на внимание « Обезьянки».
Ш О – Ж О – Ш О Ж И – Ж И – Ш И Ш Е – Ш Е – Ж Е
ІV. Физминутка.
Встаньте около парт. Поиграем. Игра называется «Пограничники». Нарушители – звуки, а вы пограничники. Если услышите Ж И – хлопнете руками, а если услышите Ш И – присядете.
Слова.
Живот, широкий, жидкий,машина, пружина,жидкий, малыши,шишки.
3.Послушайте 2 слова : Ш А Р — Ж А Р.
Чем отличаются эти слова по произношению ?
( В слове Ш А Р – первый звук Ш – глухой, а в слове Ж А Р – первый звук Ж – звонкий).
Произносим по цепочке : Ш А Р — Ж А Р.
Следущие слова :
У Ш И – У Ж И.
(В слове У Ш И – звук Ш – глухой. А в слове У Ж И – звук Ж – звонкий. А еще эти слова различаются ударением).
Произносим по цепочке : У Ш И – У Ж И.
-
Давайте еще поиграем. Игра на зрительное внимание « Что изменилось?».
На доске на магнитах картинки : майский жук, шляпа, мешок,художник,лягушка, одежда.
Назовите , что вы видите на картинках. А теперь закройте глазки. Я поменяю местами картинки, а вы должны заметить.и назвать , что я поменяла
-
Приготовьте схемы. Разделим слово на слоги : ША – ЖОК.
У доски работает ученик. Твердое слияние ША . твердое слияние ЖО, твердый согласный К.
— Назовите гласные : А – О.
-Назовите согласные : Ш — Ж – К .
-Сколько всего звуков ? Обозначьте их буквами. Читаем с ударением ШАЖОК.
-А что такое ШАЖОК ?( Это маленький шаг, дети так ходят).
V. Итог урока.
На уроке мы учились правильно произносить и различать 2 согласных звука : Ж и Ш.
— Чем они похожи?
— Чем различаются?