Урок произношения в 1 классе .

Дифференциация звуков Ж — Ш.

Цели : учить правильно произносить и различать звуки Ж – Ш,

Развивать артикуляционную моторику, фонематическое восприятие, внимание,память.

Ход урока :

І. Орг. Момент

ІІ. Артикуляционная гимнастика.

-Дети, возьмите зеркала, поставьте перед собой, смотрите в зеркало.

-Щеки надули – выдохнули. ( 3 раза)

-Надуйте правую щеку, левую. ( 3 раза)

-Зубки сомкните. Улыбка — трубочка.

-Вкусное варенье. Оближите верхнюю губу, нижнюю .

-Прилепите широкий язык на верхнюю губу, удерживайте его, я считаю до 5.

-Лошадки поскакали.

Молодцы, сделали гимнастику для язычка. Губы, щеки размяли.

ІІІ. Сегодня на уроке будем произносить звуки Ж — Ш правильно и учиться их различать.

Послушайте слово : Ш У М.

Какой первый звук вы слышите ? Поднимите язык на бугорочки, сделайте губы рупором :

Произносим : Ш – Ш – Ш.

— В каком положении был язык ? ( Вверху).

-Язык был широкий или узкий ? (Широкий).

-В каком положении были губы?( Рупором).

Значит, звук согласный, п.ч. есть преграда. Положите ладошку на горлышко, произнесем еще раз : Ш – Ш – Ш. Горлышко не дрожит. Значит звук Г Л У Х О Й .

Послушайте слово : Ж У К.

Положите ладошку на горлышко, жужжим как жук : Ж –Ж- Ж .

Горлышко дрожит. Значит звук звонкий. Звуки обозначаются буквами Ж – Ш.

(выставляются магнитные буквы на доске).

  1. Послушайте. Я буду называть слоги, а вы должны их повторить.

Ш А — Ж А Ш О — Ж О Ж У — Ш У Ж Е – Ш Е Ш И — Ж И

  1. Игра на внимание « Обезьянки».

Ш О – Ж О – Ш О Ж И – Ж И – Ш И Ш Е – Ш Е – Ж Е

ІV. Физминутка.

Встаньте около парт. Поиграем. Игра называется «Пограничники». Нарушители – звуки, а вы пограничники. Если услышите Ж И – хлопнете руками, а если услышите Ш И – присядете.

Слова.

Живот, широкий, жидкий,машина, пружина,жидкий, малыши,шишки.

3.Послушайте 2 слова : Ш А Р — Ж А Р.

Чем отличаются эти слова по произношению ?

( В слове Ш А Р – первый звук Ш – глухой, а в слове Ж А Р – первый звук Ж – звонкий).

Произносим по цепочке : Ш А Р — Ж А Р.

Следущие слова :

У Ш И – У Ж И.

(В слове У Ш И – звук Ш – глухой. А в слове У Ж И – звук Ж – звонкий. А еще эти слова различаются ударением).

Произносим по цепочке : У Ш И – У Ж И.

  1. Давайте еще поиграем. Игра на зрительное внимание « Что изменилось?».

На доске на магнитах картинки : майский жук, шляпа, мешок,художник,лягушка, одежда.

Назовите , что вы видите на картинках. А теперь закройте глазки. Я поменяю местами картинки, а вы должны заметить.и назвать , что я поменяла

  1. Приготовьте схемы. Разделим слово на слоги : ША – ЖОК.

У доски работает ученик. Твердое слияние ША . твердое слияние ЖО, твердый согласный К.

— Назовите гласные : А – О.

-Назовите согласные : Ш — Ж – К .

-Сколько всего звуков ? Обозначьте их буквами. Читаем с ударением ШАЖОК.

-А что такое ШАЖОК ?( Это маленький шаг, дети так ходят).

V. Итог урока.

На уроке мы учились правильно произносить и различать 2 согласных звука : Ж и Ш.

— Чем они похожи?

— Чем различаются?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here