Предмет: Обучение грамоте, письмо.
Класс: 1 класс.
Программа: “Школа России”
Учитель: Исаева Анжелика Владимировна
Тема: «Чтение и письмо слов с буквой «Ш»
Тип урока: урок комплексного применения знаний и способов действий.
Место урока в теме: 2-й урок
Цели урока:
-
образовательные: формирование навыка правильного, плавного, сознательного, выразительного чтения слов с изученными буквами; обогащение и активизация словарного запаса; совершенствование навыков чтения и письма; закрепить у учащихся знание о сочетании ШИ в словах;
-
развивающие: создание условий для развития фонематического слуха, орфографической зоркости; логического мышления, внимания, связной речи, познавательной активности;
-
воспитательные: воспитание интереса к родному языку, уважения к старшим, к чтению детской художественной литературы;
Задачи:
-
формировать у детей интерес к чтению, привлекая внимание детей к «живому» слову;
-
формировать умение анализировать текст;
-
создать условия для применения знаний и умений по данной теме в знакомой и новых учебных ситуациях;
-
формировать умение начертания письменных букв, слов;
-
формировать умение писать предложения;
-
способствовать формированию навыков сотрудничества.
Технологии:
-
проблемно-диалогического обучения;
-
коллективного взаимодействия (парная работа);
-
информационно-коммуникационные (слайдовая презентация);
-
игровая (введение в урок сказочных героев).
-
здоровьесберегающие (проведение во время урока зрительной гимнастики и физминутки, смена динамических поз во время групповой работы).
Обучение УУД: умение работать в паре, классифицировать слова, умение выделять в тексте ключевые слова.
Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация, карточки для парной работы.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |
1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. Цели: Создание положительной мотивации на включение в учебную деятельность. Активизировать познавательную деятельность.
| — Добрый день, ребята! Придумано кем – то просто и мудро При встрече здороваться: Доброе утро солнцу и птицам, Доброе утро улыбчивым лицам (поворачиваясь к гостям) И каждый становится Добрым, доверчивым И доброе утро длится до вечера!
— Сегодня у нас очередной урок обучения грамоте и письма, на котором вы продолжите раскрывать секреты русского языка.
Проверьте, как организовано ваше «рабочее место», как расположены на парте «Азбука», «Пропись», пенал. — Почему это важно? Выскажите свои мысли. |
Обучающиеся проверяют правильность расположения учебников и школьных принадлежностей.
Обучающиеся высказывают свои предположения о необходимости правильной организации своего «рабочего места» | Метапредметные (УУД)
регулятивные: -осуществлять самоконтроль; — овладевать умением прогнозировать;
коммуникативные: — слушать и понимать речь других; — уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; — владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
|
2. Актуализация опорных знаний учащихся Цель: подготовка к мыслительной деятельности с помощью мыслительной гимнастики, фиксации затруднения в деятельности | Работа по ленте букв. — Можете ли вы назвать буквы, изображенные на ленте букв? (учебник с.23) — Почему на данный момент вы уже можете их назвать? Назовите буквы. Учителем обращается внимание на правильность названия буквы.
— Как вы думаете, возможно ли их разделить на две группы? По какому признаку? — Назовите группу гласных букв. — Возможно ли гласные буквы разделить на две группы? По какому признаку?
— На какие две группы можно разделить согласные буквы?
Игра – беседа. — Ребята, а можно задать вам четыре вопроса? — Не боитесь? — Вот я задала уже два вопроса, и вы на них ответили. Поняли, на какие вопросы отвечали? — А это вы ответили на третий вопрос. — А теперь ещё один вопрос совсем о другом: — Как вы думаете, на Северном полюсе сейчас жарко? — Вы уверены? А-а-а, я поняла, вы часто бываете на Северном полюсе? — Откуда же вы знаете, что там всегда холодно? — Понятно, вы об этом узнали, потому что умеете слушать и понимать русскую речь.
(составление схемы на магнитной доске) — Какая бывает речь? — Из чего состоит наша речь? Из чего состоит предложение? Слово? Слог? — Какими бывают звуки речи?
Фонетическая разминка. — Как жужжит пчела, шмель? — Как звенит комарик? — «Надуйте» воздушный шарик — Как шарик выпускает воздух — Как шипит змея?
Работа со скороговоркой Шесть мышат в шалаше шуршат. — Прочитайте про себя. Что это? — Какой звук повторяется несколько раз? Дайте характеристику этому звуку. Какой буквой записываем звук? — Прочитайте «по секрету» (шёпотом), а теперь громко. — Прочитайте, прохлопывая ритм. — Прочитайте с вопросительной интонацией, выделяя голосом слова по порядку.
Игра «Собери словечко». — На шариках записаны слоги. Помогите собрать из этих слогов слова. Соединяем карандашом. Работаем в паре на листочках. — Что общего во всех этих словах? — Какое слово лишнее? Почему? |
-Да.
— Потому что мы их уже изучили.
Обучающиеся называют буквы алфавита.
Обучающиеся классифицируют предложенные учителем буквы на: — гласные/согласные; — гласные — смягчающие согласный звук/не смягчающие; — гласные — обозначающие один звук/обозначающие два звука; — согласные — глухие/звонкие
— Да. — Нет.
— Да.
— Нет, там всегда холодно.
— Нет. — Нам читали, рассказывали.
(Приложение 1)
( Ж-ж-ж…) ( З-з-з…) (Ф-ф-ф…) (С-с-с…) (Ш-ш-ш…)
(скороговорка) Звук [ш]. Он согласный, глухой, всегда твёрдый, парный. Буква «ш».
ШАПКА, ШОРТЫ, ШУБА, ШТАНЫ, ШАШКИ Приложение 2 (шашки, т. к. всё остальное – одежда, а это — игра) | Предметные: — правильно называть буквы русского алфавита; — правильно выделять буквы, обозначающие гласные и согласные звуки; — составлять слова из слогов.
Метапредметные (УУД)
познавательные: — выполнять классификацию; — обосновывать основание для классификации; — ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); — находить ответы на вопросы, используя информацию схем, плакатов;
регулятивные: — осуществлять самоконтроль; — овладевать умением прогнозировать;
коммуникативные: — слушать и понимать речь других; — уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; — владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
личностные: — определять правила работы в парах.
|
3. Формулирование темы и задач урока. Планирование деятельности. Цели: — организовать формулировку темы урока детьми; — организовать постановку цели урока детьми.
| На слайде высвечиваются изображения: шуба, шапка, шарф. — Назовите предметы. — Как можно эти предметы назвать одним словом? — Что еще общего в произношении этих слов? — Какое слово может быть лишним?
— Попробуйте сформулировать тему урока.
— Какова цель урока?
Зачем мы это делаем?
Поставим задачи.
|
одежда Звук [ш]. Шарф – в этом слове 1 слог.
Чтение и письмо слов с буквой «ш».
Научиться писать и читать слова и предложение с буквой «ш». Чтобы уметь писать и читать буквы, быть грамотными. -Будем учиться писать букву «ш». -Будем писать и читать слоги с этой буквой. -Будем писать и читать слова и предложения. -Выделять общий элемент в буквах. | Метапредметные (УУД)
познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
регулятивные: -определять и формулировать цель деятельности на уроке; — под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; — определять последовательность действий на уроке.
коммуникативные: — точно и полно выражать свои мысли.
личностные: — устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?). |
4. Работа по теме урока. Цель: — организовать работу по формированию знаний по проблеме урока; умений оценивать поступки людей.
| Работа с текстом. — Прочитайте текст на с.18 «Петушки». — Найдите слова с сочетанием ШИ. — Найдите слова с Ь. Какую роль он играет в словах? — Когда о детях говорят «Они распетушились»? — Как таких детей можно назвать одним словом? — Как относятся к драчунам?
Работа со словами. — Прочитайте слова со слайда. МАШИНА МЫШИ ШИПЕТЬ КАРАНДАШИ СПЕШИТЬ МАЛЫШИ ТИШИНА ШИТЬ — Какое правило их объединяет? — На какие две группы можно разделить все слова?
Работа с текстом. — Прочитайте рассказ Л.Н. Толстого. — Что можно сказать о возрасте дедушки? — Почему он не мог залезть на печку? — Почему мальчику стало смешно? — Почему автор считает, что стыдно смеяться над старостью? — Как можно озаглавить этот текст? — Как в ваших семьях относятся к старым людям?
Работа в прописи. 1) обведение элементов букв 2) написание букв Ш,ш. 3) Написание предложения – правила. 4) Написание слов с сочетанием ШИ. Личностные УУД: — определять общие для всех правила поведения; — оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей).
Тест. Буква Ш обозначает гласный звук. Звук Ш глухой. Звук Ш всегда мягкий. Звук Ш согласный. Звук Ш всегда твердый. |
Смягчает согласные звуки.
Драчуны.
Сочетание ШИ. Слова – предметы, слова – действия.
Образец написания на слайде.
— + — + + | Предметные: — уметь определять функцию буквы ь в словах русского языка; — учиться выяснять значение новых слов; — видеть в слове орфограмму («опасное место»), уметь ее объяснить; — уметь правильно произносить сочетания букв, слова с учетом фонематических норм русского языка; — овладевать умением правильного написания буквы ш, соединением данной буквы с другими; — правильно записывать слова, предложения; — проверять написанное, сравнивая с образцом.
Метапредметные (УУД) регулятивные: — выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; — осуществлять самоконтроль.
познавательные: — ориентироваться в учебнике; — уметь находить и выделять необходимую информацию; — уметь сравнивать, называя критерий для сравнения; — работа с текстом и иллюстрациями: оценка смысла всего текста, отработка выразительного чтения.
коммуникативные: — умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, — уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; — владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
личностные: — смыслообразование и нравственно-этическая ориентация – текст, в котором обсуждаются проблемы любви, уважения и взаимоотношений взрослых и детей. — оценивание усваиваемого содержания обеспечивающего личностный социальный выбор. |
5.Рефлексия Цель: учить оценивать свою работу на уроке. | — Какую цель ставили? Достигли цели? — Какая тема урока была?
— Расскажите по схеме, чему научились на уроке.
знаю Я запомнил смог
| Обучающиеся фиксируют учебные задачи, поставленные ими в начале урока
По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.
| Метапредметные (УУД) личностные: — устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
регулятивные: — осуществлять самоконтроль; — давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; — выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;
коммуникативные: — уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
VIII. Физкультминутка
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь.
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте,
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку.
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните,
Все в порядок приведем
И читать, друзья, начнем.
— Пальчиковая гимнастика:
Кулачки мы вместе сложим,
Нашим пальчикам поможем,
Разогнуться и подняться.
Пальчик к пальчику прижмём
Снова в кулачки сожмём.
Разгибаем, загибаем,
Снова в кулачки сжимаем.