Данный урок подготовила Пинтера Ирина Ивановна, учитель начальных классов, МОУ «СОШ № 1 р. п. Татищево»

1 класс по программе «Гармония», проводится в конце учебного года, как один из заключительных

Тема: «Повторение и обобщение по темам: звуки и буквы, слово, предложение»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель: повторить и систематизировать полученные знания по темам: звуки и буквы, слово, предложение.

Задачи:

Образовательные:

  • Обобщить знания о звуках и буквахрусского алфавита;

  • Обогащать словарный запас учащихся, расширять кругозор;

  • Формировать навыки грамотного письма;

Развивающие:

  • Развивать способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки, высказывать свое мнение;

  • Развивать познавательную активность, аналитическое мышление, память, внимание, письменную и устную речь;

Воспитывающие:

  • Привлекать интерес к предмету и любовь к русскому языку;

  • Воспитывать навыки самостоятельной работы, умения работать в парах, в группе;

  • Создать атмосферу благоприятного психологического климата и успешности для каждого ученика;

  • Предупреждать утомляемость учеников;

Планируемые результаты

Личностные:

  • Проявление творческого отношения к процессу обучения;

  • давать оценку своим действиям, оценивать результат;

  • Проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.

Метапредметные

Познавательные:

Умение:

  • перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

  • обобщать полученную информацию;

  • находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные

Умение:

  • работать по предложенному учителем плану, проговаривая последовательность действий;

  • формулировать вопрос, проблему, затруднение; оценивать сложившуюся учебную ситуацию.

Коммуникативные

Умение:

  • оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;

  • сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим ход работы и ее результат, слушать мнение других;

  • формировать способность взаимодействия, учебного сотрудничества;

Оборудование:

Для учителя

— компьютер учителя;

— мультимедийный проектор, интерактивная доска;

— карточки для работы в паре, в группе

— карточки (слово, предложение, текст)

— картинка Паровозика из Ромашково

Для учащихся:

— рабочая тетрадь;

— вагончик (один на парту), ромашки белые, клей карандаш

— фломастеры

Ресурсы:

— мультимедийные презентация к уроку

Используемый материал:

Стихи — http://2009-2012.littleone.ru/archive/index.php/t-2416319.html

Пословицы — http://vseposlovici.ru/2010/12/20/poslovicy-o-druzhbe/

Загадки -http://www.vsezagadki.ru/2010/01/zagadki-o-shkole/

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Организационный этап.

Гулять сегодня некогда:

Мы заняты другим

Пришли сегодня гости к нам

И мы их удивим!

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке:

Книга, ручка и тетрадка,

И линейку не забудь

Отправляемся мы в путь!

Проверяют готовность к уроку.

Л

К

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

— Ребята, у нас сегодня необычный урок. Мы оправимся с вами в путешествие по страницам русского языка.

— Скажите, а на чем и как можно путешествовать?(на машине, поезде, корабле, самолете, пешком)

— Отгадав, загадку мы узнаем, на чем мы отправимся в путь:

Железные избушки

Прицеплены друг к дружке,

Одна из них с трубой

Везет всех за собой.

(паровоз с вагонами)

Готовятся к работе, делают предположения, выводы, отвечая на проблемный вопрос.

К

П

Р

Актуализация знаний.

— Правильно, мы отправимся на сказочном паровозике из Ромашкова.

— Посмотрите, на парте лежит шаблон вагончика, по мере правильного выполнения заданий каждый из вас будет вклеивать ромашку в окошко.

— Ну что, в путь.

Мы сядем в поезд и вперед!

Помчим по рельсам быстро – быстро.

А кто же поезд поведет?

Им управляют машинисты!

К

Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

Работа в паре:

— У вас на парте лежат карточки красного и синего цветов, на них записаны буквы.

Ваша задача: из каждой строки букв найти лишнюю и обвести ее в кружок.

— Прочитайте получившееся слово.

— Назовите, какие слова получились? (буквы и звуки)

— Молодцы!

— Что вы знаете о буквах и звуках?

Работа в паре по вариантам

Проводят выборочную работу

Называют получившиеся слова

Отвечают на вопросы

— Сколько букв в нашем языке? (33)

— Сколько звуков? (42)

— Какие бывают буквы? (гласные и согласные, знаки)

— Какие бывают звуки? (твердые, мягкие, звонкие, глухие и т.д.)

Л

П

К

Применение знаний и умений в новой ситуации

Минутка чистописания

— Посмотрите, какие буквы мы будем сегодня писать на минутке чистописания (ы и)

-Что вы можете сказать об этих буквах и их звуках?

— Запишите красиво эти буквы.

— Обведите в кружок самую аккуратно написанную букву

— Какую тему мы вспомнили в нашем путешествии? (Звуки и буквы – на доске карточка)

— Молодцы, мы справились с заданием

Приклейте ромашку на вагончик.

Стучат, стучат колеса,

Наш поезд мчится вдаль,

А дым от паровоза

Белесая вуаль.

— Но что это? На нашем пути река, чтобы через нее перебраться, нужно отремонтировать мост.

За каждый правильный ответ для строительства выдается доска.

— Я буду загадывать загадки, а вы должны отгадать и записать слово, выделяя ударение и безударную букву.

Работа с комментированием

1) Если ты его отточишь,

Нарисуешь все, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж.

Что же это?..

(карандаш)

2) Инструмент бывалый —

Не большой, не малый.

У него полно забот:

Он и режет и стрижёт.

(ножницы)

3) Я люблю прямоту

и сама прямая.

Сделать ровную черту

Всем я помогаю.

(линейка)

4) Я уроки посещаю

И всегда веду дневник.

Сам себя я называю

Школьник или…

(ученик)

5) На беленьких страничках книжки необычной

Могут появиться море, лес и дом.

Если не лениться, если потрудиться

И карандашами раскрасить весь…

(альбом)

— Ребята, что мы записали? (слова)

— Какая тема объединяет эти слова?

— Какое слово здесь лишнее, почему?(ученик)

— На какие две группы можно разделить данные слова? (Кто?Что?)

— Найдите слово, в котором звуков меньше, чем букв.(альбом)

— Дайте краткую звуко-буквенную характеристику этому слову.

— Какие бывают слова в русском языке? (слова названия предмета, названия действия, названия признака предмета, слова помощники, слова указатели)

— Обведите в кружок первую букву каждого слова

— Ребята, какую тему мы повторили?

(Слово – на доске карточка)

— Молодцы, с этим заданием мы справились.

Приклейте ромашку на вагончик.

Физ. Минутка

— Давайте выйдем на лужок и немного отдохнем!

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише

Деревцо все выше, выше.

— В путь!

Ехал поезд через мост

Вёз вагонов целый хвост

По путям, по шпалам,

А не где попало.

— Посмотрите, перед нами лесная чаща. В этом лесу живет старичок – лесовичок.

Если мы выполним задание, он поможет нам быстро проехать и не заблудиться.

— Поможем!

— Лесовичок составлял слово, но подул ветер и слоги разлетелись.

Давайте восстановим это слово.

Фронтальная работа

(составление слова из слогов на интерактивной доске)

(пред, ло, же, ни, е)

— Прочитайте получившееся слово.

(Предложение)

— Что такое предложение?

— Какие бывают предложения?

(вопросительные, восклицательные, повествовательные)

— Молодцы!

— Прочитайте, можно сказать, что это предложение.

Какдружбузаведешь,такижизньпроведешь.

— Что нужно сделать?

— Правильно разделить на слова.

Какдружбузаведешь,такижизньпроведешь.

— Как по-другому называют такое предложение? (пословица)

— О чем эта пословица? (о дружбе)

— Какие пословицы о дружбе вы знаете?

(Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей! Маленькая дружба лучше большой ссоры. Дерево держится корнями, а человек друзьями.Старый друг лучше новых двух.)

— Какие ошибкоопасные места здесь встретились?

— Запишите это предложение в тетрадь, соблюдая правила списывания.

Обведите кружком заглавную букву в этом предложении.

— Молодцы! Мы даже не заметили, как Старичок- лесовичок провел нас через чащу.

— Какую тему русского языка мы вспомнили?

(Предложение – на доске карточка)

Приклейте ромашку на вагончик.

Работа в тетради

Работа в тетради по заданному эталону

В слове альбом – 6 букв, 5 звуков, 2 слога.

Выполняют творческое задание

Подбирают пословицы о дружбе

Работают самостоятельно

Нет

П

К

Р

Л

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Загудел паровоз

И вагончики повез.

Чох-чох, чу-чу!

Я далеко укачу!

— Ребята обратите внимание, что мы весь урок выделяли буквы в кружок.

— Назовите их. (и, ы, к, н, л, у, а, К)

Работа в группах.

— Эти буквы у вас записаны на планшетах

Составьте слово, начиная с заглавной буквы!

— Какое слово у вас получилось? (каникулы)

— Что такое каникулы?

Словарь: каникулы – перерывы в занятиях в учебных заведениях в течение учебного года.

— Какие каникулы наступят? (летние)

— Молодцы!

Приклейте ромашку на вагончик.

П

К

Р

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Вот и подошло наше путешествие по страницам русского языка к концу.

— Какие темы мы сегодня вспомнили и повторили? (звуки и буквы, слово, предложение)

— Вам понравилось наше путешествие в страну русского языка?

— Посмотрите на парте у вас лежат цветы трех цветов, приклейте к вагончику если у вас:

все получилось – красный цветок,

есть трудности – желтый,

ничего не понял – синий цветок.

и приклейте к вагончику.

— Молодцы!

Паровозик чух-чух-чух

Мчит по рельсам во весь дух!

Прицепи к нему вагон –

Превратится в поезд он!

— А теперь паровозику пора отправляться в обратный путь. (переворачиваю вагончики, дети читают слово)

— Что нам пожелал паровозик. Прочитайте хором.

Давайте нашим гостям тоже подарим ромашку – символ лета, дружбы.

Спасибо всем за урок.

Дети выходят к доске и выставляют вагончики цепочкой.

Из букв прочитать слово ПОЗДРАВЛЯЮ

Л

П

К

Р

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here