Данный урок подготовила Пинтера Ирина Ивановна, учитель начальных классов, МОУ «СОШ № 1 р. п. Татищево»
1 класс по программе «Гармония», проводится в конце учебного года, как один из заключительных
Тема: «Повторение и обобщение по темам: звуки и буквы, слово, предложение»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цель: повторить и систематизировать полученные знания по темам: звуки и буквы, слово, предложение.
Задачи:
Образовательные:
-
Обобщить знания о звуках и буквахрусского алфавита;
-
Обогащать словарный запас учащихся, расширять кругозор;
-
Формировать навыки грамотного письма;
Развивающие:
-
Развивать способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки, высказывать свое мнение;
-
Развивать познавательную активность, аналитическое мышление, память, внимание, письменную и устную речь;
Воспитывающие:
-
Привлекать интерес к предмету и любовь к русскому языку;
-
Воспитывать навыки самостоятельной работы, умения работать в парах, в группе;
-
Создать атмосферу благоприятного психологического климата и успешности для каждого ученика;
-
Предупреждать утомляемость учеников;
Планируемые результаты
Личностные:
-
Проявление творческого отношения к процессу обучения;
-
давать оценку своим действиям, оценивать результат;
-
Проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
Метапредметные
Познавательные:
Умение:
-
перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
-
обобщать полученную информацию;
-
находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные
Умение:
-
работать по предложенному учителем плану, проговаривая последовательность действий;
-
формулировать вопрос, проблему, затруднение; оценивать сложившуюся учебную ситуацию.
Коммуникативные
Умение:
-
оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;
-
сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим ход работы и ее результат, слушать мнение других;
-
формировать способность взаимодействия, учебного сотрудничества;
Оборудование:
Для учителя
— компьютер учителя;
— мультимедийный проектор, интерактивная доска;
— карточки для работы в паре, в группе
— карточки (слово, предложение, текст)
— картинка Паровозика из Ромашково
Для учащихся:
— рабочая тетрадь;
— вагончик (один на парту), ромашки белые, клей карандаш
— фломастеры
Ресурсы:
— мультимедийные презентация к уроку
Используемый материал:
Стихи — http://2009-2012.littleone.ru/archive/index.php/t-2416319.html
Пословицы — http://vseposlovici.ru/2010/12/20/poslovicy-o-druzhbe/
Загадки -http://www.vsezagadki.ru/2010/01/zagadki-o-shkole/
-
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формирование УУД
Организационный этап.
Гулять сегодня некогда:
Мы заняты другим
Пришли сегодня гости к нам
И мы их удивим!
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книга, ручка и тетрадка,
И линейку не забудь
Отправляемся мы в путь!
Проверяют готовность к уроку.
Л
К
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
— Ребята, у нас сегодня необычный урок. Мы оправимся с вами в путешествие по страницам русского языка.
— Скажите, а на чем и как можно путешествовать?(на машине, поезде, корабле, самолете, пешком)
— Отгадав, загадку мы узнаем, на чем мы отправимся в путь:
Железные избушки
Прицеплены друг к дружке,
Одна из них с трубой
Везет всех за собой.
(паровоз с вагонами)
Готовятся к работе, делают предположения, выводы, отвечая на проблемный вопрос.
К
П
Р
Актуализация знаний.
— Правильно, мы отправимся на сказочном паровозике из Ромашкова.
— Посмотрите, на парте лежит шаблон вагончика, по мере правильного выполнения заданий каждый из вас будет вклеивать ромашку в окошко.
— Ну что, в путь.
Мы сядем в поезд и вперед!
Помчим по рельсам быстро – быстро.
А кто же поезд поведет?
Им управляют машинисты!
К
Обобщение и систематизация знаний
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
Работа в паре:
— У вас на парте лежат карточки красного и синего цветов, на них записаны буквы.
Ваша задача: из каждой строки букв найти лишнюю и обвести ее в кружок.
— Прочитайте получившееся слово.
— Назовите, какие слова получились? (буквы и звуки)
— Молодцы!
— Что вы знаете о буквах и звуках?
Работа в паре по вариантам
Проводят выборочную работу
Называют получившиеся слова
Отвечают на вопросы
— Сколько букв в нашем языке? (33)
— Сколько звуков? (42)
— Какие бывают буквы? (гласные и согласные, знаки)
— Какие бывают звуки? (твердые, мягкие, звонкие, глухие и т.д.)
Л
П
К
Применение знаний и умений в новой ситуации
Минутка чистописания
— Посмотрите, какие буквы мы будем сегодня писать на минутке чистописания (ы и)
-Что вы можете сказать об этих буквах и их звуках?
— Запишите красиво эти буквы.
— Обведите в кружок самую аккуратно написанную букву
— Какую тему мы вспомнили в нашем путешествии? (Звуки и буквы – на доске карточка)
— Молодцы, мы справились с заданием
Приклейте ромашку на вагончик.
Стучат, стучат колеса,
Наш поезд мчится вдаль,
А дым от паровоза
Белесая вуаль.
— Но что это? На нашем пути река, чтобы через нее перебраться, нужно отремонтировать мост.
За каждый правильный ответ для строительства выдается доска.
— Я буду загадывать загадки, а вы должны отгадать и записать слово, выделяя ударение и безударную букву.
Работа с комментированием
1) Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это?..
(карандаш)
2) Инструмент бывалый —
Не большой, не малый.
У него полно забот:
Он и режет и стрижёт.
(ножницы)
3) Я люблю прямоту
и сама прямая.
Сделать ровную черту
Всем я помогаю.
(линейка)
4) Я уроки посещаю
И всегда веду дневник.
Сам себя я называю
Школьник или…
(ученик)
5) На беленьких страничках книжки необычной
Могут появиться море, лес и дом.
Если не лениться, если потрудиться
И карандашами раскрасить весь…
(альбом)
— Ребята, что мы записали? (слова)
— Какая тема объединяет эти слова?
— Какое слово здесь лишнее, почему?(ученик)
— На какие две группы можно разделить данные слова? (Кто?Что?)
— Найдите слово, в котором звуков меньше, чем букв.(альбом)
— Дайте краткую звуко-буквенную характеристику этому слову.
— Какие бывают слова в русском языке? (слова названия предмета, названия действия, названия признака предмета, слова помощники, слова указатели)
— Обведите в кружок первую букву каждого слова
— Ребята, какую тему мы повторили?
(Слово – на доске карточка)
— Молодцы, с этим заданием мы справились.
Приклейте ромашку на вагончик.
Физ. Минутка
— Давайте выйдем на лужок и немного отдохнем!
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише
Деревцо все выше, выше.
— В путь!
Ехал поезд через мост
Вёз вагонов целый хвост
По путям, по шпалам,
А не где попало.
— Посмотрите, перед нами лесная чаща. В этом лесу живет старичок – лесовичок.
Если мы выполним задание, он поможет нам быстро проехать и не заблудиться.
— Поможем!
— Лесовичок составлял слово, но подул ветер и слоги разлетелись.
Давайте восстановим это слово.
Фронтальная работа
(составление слова из слогов на интерактивной доске)
(пред, ло, же, ни, е)
— Прочитайте получившееся слово.
(Предложение)
— Что такое предложение?
— Какие бывают предложения?
(вопросительные, восклицательные, повествовательные)
— Молодцы!
— Прочитайте, можно сказать, что это предложение.
Какдружбузаведешь,такижизньпроведешь.
— Что нужно сделать?
— Правильно разделить на слова.
Какдружбузаведешь,такижизньпроведешь.
— Как по-другому называют такое предложение? (пословица)
— О чем эта пословица? (о дружбе)
— Какие пословицы о дружбе вы знаете?
(Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей! Маленькая дружба лучше большой ссоры. Дерево держится корнями, а человек друзьями.Старый друг лучше новых двух.)
— Какие ошибкоопасные места здесь встретились?
— Запишите это предложение в тетрадь, соблюдая правила списывания.
— Обведите кружком заглавную букву в этом предложении.
— Молодцы! Мы даже не заметили, как Старичок- лесовичок провел нас через чащу.
— Какую тему русского языка мы вспомнили?
(Предложение – на доске карточка)
— Приклейте ромашку на вагончик.
Работа в тетради
Работа в тетради по заданному эталону
В слове альбом – 6 букв, 5 звуков, 2 слога.
Выполняют творческое задание
Подбирают пословицы о дружбе
Работают самостоятельно
Нет
П
К
Р
Л
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Загудел паровоз
И вагончики повез.
Чох-чох, чу-чу!
Я далеко укачу!
— Ребята обратите внимание, что мы весь урок выделяли буквы в кружок.
— Назовите их. (и, ы, к, н, л, у, а, К)
Работа в группах.
— Эти буквы у вас записаны на планшетах
Составьте слово, начиная с заглавной буквы!
— Какое слово у вас получилось? (каникулы)
— Что такое каникулы?
Словарь: каникулы – перерывы в занятиях в учебных заведениях в течение учебного года.
— Какие каникулы наступят? (летние)
— Молодцы!
— Приклейте ромашку на вагончик.
П
К
Р
Рефлексия (подведение итогов занятия)
Вот и подошло наше путешествие по страницам русского языка к концу.
— Какие темы мы сегодня вспомнили и повторили? (звуки и буквы, слово, предложение)
— Вам понравилось наше путешествие в страну русского языка?
— Посмотрите на парте у вас лежат цветы трех цветов, приклейте к вагончику если у вас:
все получилось – красный цветок,
есть трудности – желтый,
ничего не понял – синий цветок.
и приклейте к вагончику.
— Молодцы!
Паровозик чух-чух-чух
Мчит по рельсам во весь дух!
Прицепи к нему вагон –
Превратится в поезд он!
— А теперь паровозику пора отправляться в обратный путь. (переворачиваю вагончики, дети читают слово)
— Что нам пожелал паровозик. Прочитайте хором.
Давайте нашим гостям тоже подарим ромашку – символ лета, дружбы.
Спасибо всем за урок.
Дети выходят к доске и выставляют вагончики цепочкой.
Из букв прочитать слово ПОЗДРАВЛЯЮ
Л
П
К
Р