Правописание ударных сочетаний жи — ши. | |
Предмет | Обучение грамоте. Письмо |
Класс | 1 |
Методическая информация |
|
Тип урока | Урок получения новых знаний |
Цель урока | Освоение орфографического правила написания ударных сочетаний жи – ши в процессе обучения каллиграфически правильному письму. |
Задачи урока | Продолжение начатого на уроке чтения знакомства с признаками орфограмм на месте ударных гласных в сочетаниях жи – ши. Развитие фонетического слуха, необходимого для сознательного перевода звучащего слова в буквенную модель. Развитие памяти, логического мышления. Развитие мелкой моторики рук. Воспитание интереса к родному языку. |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, приобретут, закрепят ученики в ходе урока. | Применение на практике знаний об опасных при письме местах для безударных гласных и ударных гласных в сочетаниях жи — ши. Определение порядка действий при письме слов с «опасными сочетаниями» жи ши. Формирование орфографической зоркости при выполнении как специальных упражнений (вписывание ударных сочетаний, запись под диктовку), так и в процессе выполнения традиционных заданий (обведение по серому шрифту письменными буквами и при списывании с печатного текста). Продолжение работы по формированию каллиграфических навыков. |
Необходимое оборудование и материалы | Персональный компьютер, мультимедиа-проектор (проекционное устройство), пропись №3 «Хочу хорошо писать» (авторы Кузьменко Н. С., Бетенькова Н. М.) |
Подробный конспект урока |
|
Мотивация учащихся | Оргмомент. Закончилась перемена. Начался урок письма. А для чего первоклассникам урок письма? Что нужно, чтобы у нас всё получилось? Проверьте свою готовность. На столе у каждого пенал и пропись. Вступительная беседа. Прочитайте, пожалуйста, восклицательное предложение на обложке прописи. (Хочу хорошо писать!) Что это значит? (Хорошо писать – значит писать грамотно, без ошибок) Для этого мы учим правила. Нам необходимо не только их запомнить, но и уметь применять. Прочитаем хором надпись на слайде «Правила знать – очень важное дело. Ты применяй их на практике смело!» |
Ход и содержание урока | Актуализация знаний. Определение темы урока. Прочитайте название темы урока в прописи на странице 50 вверху. «Опасные при письме места» и посмотрите на знаки звуков в рамке. О каких «опасных местах» мы будем говорить? (Для гласных) Наблюдение за звучанием и написанием слов со звуками в слабой позиции. Какие места для гласных при письме «опасные»? (безударные) Вспомним и объясним, почему безударным гласным звукам, когда пишешь доверять нельзя, нельзя писать, как слышишь. Для этого посмотрите на рисунки и определите выделенные в схемах звуки. Охарактеризуйте их. (В словах салат и сосна одинаковый безударный гласный звук [а].) Найдите в рамке-подсказке, какой буквой обозначен безударный гласный звук [а] в слове салат. (Буквой а.) А в слове сосна? (Буквой о) Можно ли доверять безударному гласному звуку [а]? (Нет.) Почему? (Может обозначаться разными буквами: то а, то о.) Впишите эти буквы в схему и поставьте под условным значком звука и под буквами безударного гласного точки как сигналы «опасности». Обведём слово салат по серому шрифту и впишем безударную гласную, опираясь на рамку подсказку. А теперь обведём слово сосна и впишем безударную гласную, опираясь на рамку-подсказку. Наблюдение за звучанием и написанием слов со звуком [ы] в сильной позиции. Посмотрите на рисунок ниже под словом салат что это? (сыр) Сколько слогов в этом слове-названии? (один) Значит гласный звук, какой? (ударный) Обозначим его на схеме. Есть ли «опасное» место в этом слове? (нет) Впишем букву ы. А на рисунке рядом видим дым. Каким является второй звук в этом слове-названии? (ударный гласный [ы]) Опасное ли это место? (нет) Впишем букву ы. Нахождение «опасных при письме мест». А что скажем о последнем слове-названии. (шип) Произнесите и охарактеризуйте первый звук в этом сочетании (Звук [ш] согласный: твёрдый, глухой.) А следующий за ним ударный гласный звук [ы],он в сочетании ши, в нём буква и пишется по особому правилу. Какому? (Под ударением ши пиши с буквой и) Подчеркнём это сочетание. Впишем наш вывод в схему. Составление алгоритма действий при письме слов с «опасными сочетаниями» Как же надо действовать при письме слов с «опасным сочетанием»? Послушайте слова и хлопните, когда услышите «опасное» сочетание звуков. Смеши, камыши, запиши, малыши, широкий. 1.Произнесли и услышали. 2.А теперь надо определить ударный или безударный звук [ы]. в «опасном» сочетании. Если безударный, то спросить, как пишется слово. 3. А если ударное, то вспомнить, какой буквой в ударном положении обозначается звук [ы]. 4. Записать слово по правилу. Упражнение на вписывание буквы ударной гласной в сочетании ши. Мы выполнили все действия. Осталось последнее – вписать ударное сочетание и подчеркнуть его. Запись под диктовку. Запишем под диктовку предложение Сначала в виде схемы (квази-письмо), а затем письменными буквами. Выпал пушистый снег. Выделите орфограммы. Упражнение на вписывание буквы ударной гласной в сочетании жи. Рассмотрите рисунок. Кто изображён? (Девочка рассматривает красивые снежинки. Собака дрожит от холода.) Произнесите слова снежинки, дрожит, есть ли в них «опасные» сочетания? Ударные ли они? Вспоминаем правило и вписываем сочетания. Впишем в рамку ударное сочетание, которому нельзя доверять. Вот мы и подтвердили привило, открытое на уроке чтения. Потренируемся в его использовании. Впишем нужное сочетание в слова: закружились, закружился. Каллиграфическое упражнение. Обведём по серому шрифту предложение: Дети дружили. Значки справа от него напоминают, что надо подчеркнуть известные правила и поставить точки под безударными гласными и парными согласными по глухости-звонкости на конце слов. Списывание напечатанного предложения. Спишем предложение с предварительной подготовкой и выделением всех известных «опасных» мест. |
Рефлексия деятельности на уроке | Подведение итогов. При обозначении гласных звуков на письме, когда может возникнуть опасность ошибиться? (Когда гласный звук безударный, или под ударением в опасных сочетаниях жи –ши.) Впишем в схему необходимые значки и буквы. Оцените свою работу на уроке. Довольны ли вы ей? Нарисуйте ротик человечку в правом нижнем углу страницы. |