Тема урока

Правописание ударных сочетаний жи — ши.

Предмет

Обучение грамоте. Письмо

Класс

1

Методическая информация

Тип урока

Урок получения новых знаний

Цель урока

Освоение орфографического правила написания

ударных сочетаний жи – ши в процессе обучения

каллиграфически правильному письму.

Задачи урока

Продолжение начатого на уроке чтения знакомства с признаками орфограмм на месте ударных гласных в сочетаниях жи – ши.

Развитие фонетического слуха, необходимого для сознательного перевода звучащего слова в буквенную модель. Развитие памяти, логического мышления.

Развитие мелкой моторики рук.

Воспитание интереса к родному языку.

Знания, умения, навыки

и качества, которые актуализируют,

приобретут,

закрепят ученики в ходе урока.

Применение на практике знаний об опасных при письме местах для безударных гласных и ударных гласных в сочетаниях жи — ши.

Определение порядка действий при письме слов с «опасными сочетаниями» жи ши.

Формирование орфографической зоркости при выполнении как специальных упражнений (вписывание ударных сочетаний, запись под диктовку), так и в процессе выполнения традиционных заданий

(обведение по серому шрифту письменными буквами и при списывании с печатного текста).

Продолжение работы по формированию каллиграфических навыков.

Необходимое оборудование

и материалы

Персональный компьютер,

мультимедиа-проектор (проекционное устройство),

пропись №3 «Хочу хорошо писать»

(авторы Кузьменко Н. С., Бетенькова Н. М.)

Подробный конспект урока

Мотивация учащихся

Оргмомент.

Закончилась перемена. Начался урок письма. А для чего первоклассникам урок письма? Что нужно, чтобы у нас всё получилось? Проверьте свою готовность. На столе у каждого пенал и пропись.

Вступительная беседа.

Прочитайте, пожалуйста, восклицательное предложение на обложке прописи. (Хочу хорошо писать!)

Что это значит?

(Хорошо писать – значит писать грамотно, без ошибок)

Для этого мы учим правила. Нам необходимо не только их запомнить, но и уметь применять.

Прочитаем хором надпись на слайде

«Правила знать – очень важное дело.

Ты применяй их на практике смело!»

Ход и содержание урока

Актуализация знаний. Определение темы урока.

Прочитайте название темы урока в прописи на странице 50 вверху.

«Опасные при письме места» и посмотрите на знаки звуков в рамке.

О каких «опасных местах» мы будем говорить? (Для гласных)

Наблюдение за звучанием и написанием слов со звуками в слабой позиции.

Какие места для гласных при письме «опасные»? (безударные)

Вспомним и объясним, почему безударным гласным звукам, когда пишешь доверять нельзя, нельзя писать, как слышишь.

Для этого посмотрите на рисунки и определите выделенные в схемах звуки. Охарактеризуйте их. (В словах салат и сосна одинаковый безударный гласный звук [а].)

Найдите в рамке-подсказке, какой буквой обозначен безударный гласный звук [а] в слове салат. (Буквой а.)

А в слове сосна? (Буквой о)

Можно ли доверять безударному гласному звуку [а]? (Нет.)

Почему? (Может обозначаться разными буквами: то а, то о.)

Впишите эти буквы в схему и поставьте под условным значком звука и под буквами безударного гласного точки как сигналы «опасности».

Обведём слово салат по серому шрифту и впишем безударную гласную, опираясь на рамку подсказку. А теперь обведём слово сосна и впишем безударную гласную, опираясь на рамку-подсказку.

Наблюдение за звучанием и написанием слов со звуком [ы] в сильной позиции.

Посмотрите на рисунок ниже под словом салат что это? (сыр)

Сколько слогов в этом слове-названии? (один)

Значит гласный звук, какой? (ударный) Обозначим его на схеме.

Есть ли «опасное» место в этом слове? (нет)

Впишем букву ы.

А на рисунке рядом видим дым. Каким является второй звук в этом слове-названии? (ударный гласный [ы])

Опасное ли это место? (нет) Впишем букву ы.

Нахождение «опасных при письме мест».

А что скажем о последнем слове-названии. (шип)

Произнесите и охарактеризуйте первый звук в этом сочетании

(Звук [ш] согласный: твёрдый, глухой.)

А следующий за ним ударный гласный звук [ы],он в сочетании ши,

в нём буква и пишется по особому правилу.

Какому? (Под ударением ши пиши с буквой и)

Подчеркнём это сочетание. Впишем наш вывод в схему.

Составление алгоритма действий при письме слов с «опасными сочетаниями»

Как же надо действовать при письме слов с «опасным сочетанием»?

Послушайте слова и хлопните, когда услышите «опасное» сочетание звуков. Смеши, камыши, запиши, малыши, широкий.

1.Произнесли и услышали.

2.А теперь надо определить ударный или безударный звук [ы].

в «опасном» сочетании.

Если безударный, то спросить, как пишется слово.

3. А если ударное, то вспомнить, какой буквой в ударном положении обозначается звук [ы].

4. Записать слово по правилу.

Упражнение на вписывание буквы ударной гласной

в сочетании ши.

Мы выполнили все действия. Осталось последнее – вписать ударное сочетание и подчеркнуть его.

Запись под диктовку.

Запишем под диктовку предложение

Сначала в виде схемы (квази-письмо), а затем письменными буквами.

Выпал пушистый снег. Выделите орфограммы.

Упражнение на вписывание буквы ударной гласной

в сочетании жи.

Рассмотрите рисунок. Кто изображён?

(Девочка рассматривает красивые снежинки. Собака дрожит от холода.)

Произнесите слова снежинки, дрожит, есть ли в них «опасные» сочетания? Ударные ли они? Вспоминаем правило и вписываем сочетания.

Впишем в рамку ударное сочетание, которому нельзя доверять.

Вот мы и подтвердили привило, открытое на уроке чтения. Потренируемся в его использовании.

Впишем нужное сочетание в слова: закружились, закружился.

Каллиграфическое упражнение.

Обведём по серому шрифту предложение: Дети дружили.

Значки справа от него напоминают, что надо подчеркнуть известные правила и поставить точки под безударными гласными и парными согласными по глухости-звонкости на конце слов.

Списывание напечатанного предложения.

Спишем предложение с предварительной подготовкой и выделением всех известных «опасных» мест.

Рефлексия деятельности на уроке

Подведение итогов.

При обозначении гласных звуков на письме, когда может возникнуть опасность ошибиться? (Когда гласный звук безударный, или под ударением в опасных сочетаниях жи –ши.) Впишем в схему необходимые значки и буквы.

Оцените свою работу на уроке. Довольны ли вы ей? Нарисуйте ротик человечку в правом нижнем углу страницы.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here