Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5 им. Е.А.Поромонова г. Череповца

Вологодской области

Конспект урока по литературному чтению

(обучение грамоте)
в 1 классе

«Согласный твёрдый звук [ж]. Буквы Ж, ж»

подготовила

учитель начальных классов

Шамурина Алла Валентиновна

2015

Предмет: Литературное чтение (обучение грамоте)

Тип урока: урок объяснения нового материала

Тема: Согласный твёрдый звук [ж]. Буквы Ж,ж.

Цель: Познакомить обучающихся с буквами Ж, ж и особенностью звука, который обозначает данные буквы, с ролью звука и буквы в русском языке.

Планируемые результаты:

Предметные: формировать умение выделять звук [ж ], характеризовать его, сравнивать, обозначать буквой, соотносить все изученные буквы со звуками, осмысленно, правильно читать целыми словами.

Метапредметные УУД:

1)Регулятивные: ставить цель, работать по предложенному учителем плану, формировать умение адекватно оценивать свою деятельность, осуществлять контроль по ходу выполнения задания, рефлексия способов и условий действия.

2)Познавательные: развитие знаково- символических действий: моделирования и преобразования модели.

3)Коммуникативные: умение работать в парах, в группе, договариваться между собой. Слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей. Обосновывать и доказывать собственное мнение.

4)Личностные: воспитывать культуру учебного труда, проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству.

Оборудование: учебник «Азбука» Н.Г. Агаркова, Ю.А.Агарков, толковый словарь С.И.Ожегова, звуковые модели слов, шаблоны букв.

Ожидаемый результат: дети должны усвоить, что звук [ж]- это всегда твёрдый согласный, обозначается буквами Ж, ж, научиться читать слова с изученными буквами.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I этап. Организационный момент.

Цель:

создание благоприятной обстановки, положительного настроя

— Здравствуйте. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Садитесь. Начинаем урок! Проверьте готовность к уроку.

Я желаю, чтобы за время работы на уроке вы поднялись на ступеньку выше.

Успеха и удачи вам!

Проверяют наличие на парте учебника, шаблонов букв.

II этап. Актуализация ранее полученных знаний.

Цель: выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика. Подготовка к восприятию нового.

— Давайте вспомним, что на какие две большие группы делятся изученные нами буквы.

-Что мы знаем о согласных звуках?

-Молодцы! А всегда ли это так?

Гласные и согласные.

Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми, звонкими и глухими.

III этап. Постановка учебной задачи.

Цель: создание условий для частично-поискового метода.

— Откройте, пожалуйста, «Азбуку» на стр.78.

-Посмотрите внимательно на эту страницу. Что нового увидели?

-Назовите тему нашего урока. Цель?

-Определите тип урока. У нас сегодня урок закрепления полученных знаний или урок новых получения новых знаний.

— Внимательно посмотрите на план урока. Согласны ли вы с таким планом работы? Что надо сделать, чтобы изучение темы стало логичным? Давайте изменим его.

(Предлагается деформированный план.)

-Какая должна быть работа на уроке?

Новые буквы, новый звук.

Познакомиться с новой буквой и новым звуком.

Урок получения новых знаний.

Составление плана урока:

  • Выделение нового звука из моделей слов. Его характеристика.

  • Конструирование буквы Жж.

  • Работа с двухуровневыми схемами слов.

  • Чтение слогов и слов со звуком /ж/.

  • Работа с текстом.

  • Оценивание своей работы на уроке.

Чёткая, активная, дружная.

IV этап

Поиск решения проблемы — открытие нового знания.

Цель: развитие знаково- символических действий, навыков анализа и синтеза, наблюдение над значением слов.

— Итак, начинаем работу. Назовите первый этап работы.

-Посмотрите на модели слов и скажите, какие слова спрятались в них?

Объясните значение этих слов.

-Поработайте в парах. Прочитайте звукобуквенные модели.

— Какие звуки нас интересуют в этих моделях?

— Посмотрите друг на друга и произнесите первый звук.

-А теперь дайте характеристику этому звуку. Покажите его модель.

-Теперь произнесите первый звук второго слова. Покажите модель этого звука.

— Ещё раз произнесите этот звук. Этот звук обозначается буквой. Кто знает какой?

— Назовите мне слова, в которых пишется буква ж

-А теперь перейдём ко 2 этапу работы. Какой это этап, подскажите. Сконструируйте буквы Ж, ж.

Молодцы!

— Откройте алфавит и найдите место буквы Ж в алфавите.

-Перед какой знакомой буквой находится буква Ж?

-После какой знакомой буквой находится буква Ж?

Будем работать со схемами слов.

Жук, жаба.

Используем словарь С.И.Ожегова.

1.Работа в парах на местах: читают модели, дают характеристику каждому звуку.

2. Работа у доски: в слове «жук» один слог, первый звук [ж], второй звук – гласный [у], последний –[к] – согласный, глухой, твёрдый.

В слове «жук» нас интересует первый звук [ж ].

Это согласный, звонкий, твёрдый.

В слове «жаба» звук [ж] – согласный, звонкий, твёрдый.

[ж] — согласный, звонкий, твёрдый.

Буквой ж

Называют слова, в которых пишется буква ж.

Работа с конвертами: конструирование новых букв. ( Одна целая полоска и 4 половинных; одна половинная полоска и 4 четвертных)

Поиск информации в учебнике.

V.Физкультминутка

Ребята, я буду называть слова со звуком/ж/. Если звук есть в слове — вы хлопаете, если нет – не хлопаете.

Журавль, ворона, кожа, нога, лыжи, коньки, медвежонок, лисёнок, лужа, снежок, слон, жираф.

Дети выполняют упражнения.

VI. Первичное закрепление.

Работа в парах.

Цель: овладение способами переноса одного вида информации в другой.

1)-С каким звуком мы познакомились сегодня?

Какова его особенность? Повторим.

3 этап

2). -Работа в парах с двухуровневыми схемами. Первая группа работает со словом «ужи», вторая — со словом « ёжик», а третья — со словом «лыжи». Обсудите вопрос: «Какие усвоенные знания мы применяем к новому звуку и буквам?»

3). Посмотрите на план. Назовите следующий этап работы.

4 этап

— Сколько слоговых моделей?

-Почему только две модели? Посмотрите на первую модель. Из каких звуков она состоит?

Прочитайте в парах звуки первого столбика.

-Посмотрите на вторую модель. Из каких звуков состоит эта модель?

-Так почему же только две модели?

Большая печатная буква Ж, маленькая печатная буква ж, обозначает согласный звонкий твёрдый звук [ ж ].

Парная работа. Обсуждение вопроса.

Чтение слогов с изученной буквой

Их две.

Первый звук- ртораскрыватель, а второй звук [ ж ]

Первый согласный звонкий , твёрдый звук [ ж ] и ртораскры-ватель.

Звук [ж] не бывает мягким.

Чтение слогов.

VII. Упражнение в чтении слов

Работа в парах

Цель: развитие навыка анализа и синтеза, наблюдение над значением слов

Будем читать слова.

Самое главное: нам надо договориться, как будем читать?

Чтение слов с новым звуком.

Жук

Жужжал

Ежевика

Медвежата

Дорожка

ёжик

VIII.Физкультминутка

Под листочком
Жук проснулся,
Потянулся и встряхнулся,
Брюшко, нос, глаза, усы
Вымыл капелькой росы.

Дети выполняют упражнения.

IХ. Работа с текстом.

Цель: Работать со структурой текста: озаглавливать, выбороч

но читать, находить информацию в тексте, формулировать простейшие выводы на основе этой информации.

— Следующий этап нашей работы……. Подскажите мне, пожалуйста.

5 этап

Найдите этот текст. Прочитайте название текста. Как вы думаете: о чём этот текст?

— Прочитайте текст вполголоса. Можно работать в паре.

Наши предположения о содержании текста совпали? –Чем были заняты медвежата? Какое было время года? Кто испугал медвежат? Почему медвежата названы глупыми? Кому позавидовали медвежата?

Почему ежа никто не укусит?

-Подберите своё название текста.

-Найдите в тексте предложения, которые могут быть подписями под рисунками.

«Медвежата и жук».

Чтение текста.

Ответы на вопросы.

Х. Итог урока. РЕФЛЕКСИЯ.

Цель: помочь осмыслить и оценить личную деятельность ребенка. Вызвать положи тельные эмоции.

— Скажите, мы выполнили ли всё, о чём сказали в начале урока?

— Что для вас оказалось новым на уроке?

— У кого были затруднения? Какие?

6 этап

— Дайте эмоциональную оценку своей работы на уроке.

Рефлексия собственной деятельности

Используемые источники:

Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука. Обучение грамоте и чтению. 1 класс: Методическое пособие. М.: Академкнига/Учебник, 2012

Лаврова Н.М. Азбука. Обучение грамоте и чтению. Методическое пособие. М.: Академкнига/Учебник, 2011

Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука. Учебник по обучению грамоте и чтению. М.: Академкнига/Учебник, 2011

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here