Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5 им. Е.А.Поромонова г. Череповца
Вологодской области
Конспект урока по литературному чтению
(обучение грамоте)
в 1 классе
«Согласный твёрдый звук [ж]. Буквы Ж, ж»
подготовила
учитель начальных классов
Шамурина Алла Валентиновна
2015
Предмет: Литературное чтение (обучение грамоте)
Тип урока: урок объяснения нового материала
Тема: Согласный твёрдый звук [ж]. Буквы Ж,ж.
Цель: Познакомить обучающихся с буквами Ж, ж и особенностью звука, который обозначает данные буквы, с ролью звука и буквы в русском языке.
Планируемые результаты:
Предметные: формировать умение выделять звук [ж ], характеризовать его, сравнивать, обозначать буквой, соотносить все изученные буквы со звуками, осмысленно, правильно читать целыми словами.
Метапредметные УУД:
1)Регулятивные: ставить цель, работать по предложенному учителем плану, формировать умение адекватно оценивать свою деятельность, осуществлять контроль по ходу выполнения задания, рефлексия способов и условий действия.
2)Познавательные: развитие знаково- символических действий: моделирования и преобразования модели.
3)Коммуникативные: умение работать в парах, в группе, договариваться между собой. Слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей. Обосновывать и доказывать собственное мнение.
4)Личностные: воспитывать культуру учебного труда, проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству.
Оборудование: учебник «Азбука» Н.Г. Агаркова, Ю.А.Агарков, толковый словарь С.И.Ожегова, звуковые модели слов, шаблоны букв.
Ожидаемый результат: дети должны усвоить, что звук [ж]- это всегда твёрдый согласный, обозначается буквами Ж, ж, научиться читать слова с изученными буквами.
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |
I этап. Организационный момент. Цель: создание благоприятной обстановки, положительного настроя
| — Здравствуйте. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Садитесь. Начинаем урок! Проверьте готовность к уроку. Я желаю, чтобы за время работы на уроке вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам! | Проверяют наличие на парте учебника, шаблонов букв.
|
II этап. Актуализация ранее полученных знаний. Цель: выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика. Подготовка к восприятию нового. | — Давайте вспомним, что на какие две большие группы делятся изученные нами буквы. -Что мы знаем о согласных звуках?
-Молодцы! А всегда ли это так? | Гласные и согласные.
Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми, звонкими и глухими.
|
III этап. Постановка учебной задачи. Цель: создание условий для частично-поискового метода. | — Откройте, пожалуйста, «Азбуку» на стр.78. -Посмотрите внимательно на эту страницу. Что нового увидели? -Назовите тему нашего урока. Цель? -Определите тип урока. У нас сегодня урок закрепления полученных знаний или урок новых получения новых знаний. — Внимательно посмотрите на план урока. Согласны ли вы с таким планом работы? Что надо сделать, чтобы изучение темы стало логичным? Давайте изменим его. (Предлагается деформированный план.)
-Какая должна быть работа на уроке?
|
Новые буквы, новый звук. Познакомиться с новой буквой и новым звуком. Урок получения новых знаний.
Составление плана урока:
Чёткая, активная, дружная. |
IV этап Поиск решения проблемы — открытие нового знания. Цель: развитие знаково- символических действий, навыков анализа и синтеза, наблюдение над значением слов.
| — Итак, начинаем работу. Назовите первый этап работы. -Посмотрите на модели слов и скажите, какие слова спрятались в них? Объясните значение этих слов.
-Поработайте в парах. Прочитайте звукобуквенные модели.
— Какие звуки нас интересуют в этих моделях? — Посмотрите друг на друга и произнесите первый звук. -А теперь дайте характеристику этому звуку. Покажите его модель.
-Теперь произнесите первый звук второго слова. Покажите модель этого звука.
— Ещё раз произнесите этот звук. Этот звук обозначается буквой. Кто знает какой?
— Назовите мне слова, в которых пишется буква ж
-А теперь перейдём ко 2 этапу работы. Какой это этап, подскажите. Сконструируйте буквы Ж, ж. Молодцы!
— Откройте алфавит и найдите место буквы Ж в алфавите. -Перед какой знакомой буквой находится буква Ж? -После какой знакомой буквой находится буква Ж?
| Будем работать со схемами слов.
Жук, жаба.
Используем словарь С.И.Ожегова.
1.Работа в парах на местах: читают модели, дают характеристику каждому звуку. 2. Работа у доски: в слове «жук» один слог, первый звук [ж], второй звук – гласный [у], последний –[к] – согласный, глухой, твёрдый.
В слове «жук» нас интересует первый звук [ж ]. Это согласный, звонкий, твёрдый.
В слове «жаба» звук [ж] – согласный, звонкий, твёрдый. [ж] — согласный, звонкий, твёрдый.
Буквой ж
Называют слова, в которых пишется буква ж.
Работа с конвертами: конструирование новых букв. ( Одна целая полоска и 4 половинных; одна половинная полоска и 4 четвертных) Поиск информации в учебнике. |
V.Физкультминутка | Ребята, я буду называть слова со звуком/ж/. Если звук есть в слове — вы хлопаете, если нет – не хлопаете. Журавль, ворона, кожа, нога, лыжи, коньки, медвежонок, лисёнок, лужа, снежок, слон, жираф. | Дети выполняют упражнения. |
VI. Первичное закрепление. Работа в парах. Цель: овладение способами переноса одного вида информации в другой. | 1)-С каким звуком мы познакомились сегодня? Какова его особенность? Повторим.
3 этап
2). -Работа в парах с двухуровневыми схемами. Первая группа работает со словом «ужи», вторая — со словом « ёжик», а третья — со словом «лыжи». Обсудите вопрос: «Какие усвоенные знания мы применяем к новому звуку и буквам?»
3). Посмотрите на план. Назовите следующий этап работы. 4 этап
— Сколько слоговых моделей? -Почему только две модели? Посмотрите на первую модель. Из каких звуков она состоит? Прочитайте в парах звуки первого столбика. -Посмотрите на вторую модель. Из каких звуков состоит эта модель?
-Так почему же только две модели?
| Большая печатная буква Ж, маленькая печатная буква ж, обозначает согласный звонкий твёрдый звук [ ж ]. Парная работа. Обсуждение вопроса.
Чтение слогов с изученной буквой
Их две. Первый звук- ртораскрыватель, а второй звук [ ж ]
Первый согласный звонкий , твёрдый звук [ ж ] и ртораскры-ватель. Звук [ж] не бывает мягким.
Чтение слогов.
|
VII. Упражнение в чтении слов Работа в парах Цель: развитие навыка анализа и синтеза, наблюдение над значением слов | Будем читать слова. Самое главное: нам надо договориться, как будем читать? | Чтение слов с новым звуком. Жук Жужжал Ежевика Медвежата Дорожка ёжик
|
VIII.Физкультминутка | Под листочком | Дети выполняют упражнения. |
IХ. Работа с текстом. Цель: Работать со структурой текста: озаглавливать, выбороч но читать, находить информацию в тексте, формулировать простейшие выводы на основе этой информации. | — Следующий этап нашей работы……. Подскажите мне, пожалуйста. 5 этап
Найдите этот текст. Прочитайте название текста. Как вы думаете: о чём этот текст? — Прочитайте текст вполголоса. Можно работать в паре. —Наши предположения о содержании текста совпали? –Чем были заняты медвежата? Какое было время года? Кто испугал медвежат? Почему медвежата названы глупыми? Кому позавидовали медвежата? Почему ежа никто не укусит? -Подберите своё название текста.
-Найдите в тексте предложения, которые могут быть подписями под рисунками. |
«Медвежата и жук».
Чтение текста.
Ответы на вопросы. |
Х. Итог урока. РЕФЛЕКСИЯ.
Цель: помочь осмыслить и оценить личную деятельность ребенка. Вызвать положи тельные эмоции. | — Скажите, мы выполнили ли всё, о чём сказали в начале урока? — Что для вас оказалось новым на уроке? — У кого были затруднения? Какие?
6 этап — Дайте эмоциональную оценку своей работы на уроке.
| Рефлексия собственной деятельности
|
Используемые источники:
Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука. Обучение грамоте и чтению. 1 класс: Методическое пособие. М.: Академкнига/Учебник, 2012
Лаврова Н.М. Азбука. Обучение грамоте и чтению. Методическое пособие. М.: Академкнига/Учебник, 2011
Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука. Учебник по обучению грамоте и чтению. М.: Академкнига/Учебник, 2011