Русская грамота.
1 класс.
Тема: «Звук [ч’], буквы Ч ч.»
Цель: обучающиеся должны уметь характеризовать звук [ч’] и буквы Ч ч.
Задачи: — отрабатывать навык правописания буквы ч в словах, чтение слов и предложений; учить составлять рассказ по иллюстрации;
— развивать умения учебного труда ( читать, писать, наблюдать);
— содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих понятий;
Оборудование: учебник, пропись, иллюстрации, проектор.
Ход урока:
-
Орг. момент.
— Приветствие.
— Проверка готовности к уроку.
-Эмоциональный настрой.
— Закройте глаза, улыбнитесь, откройте глаза, погладьте свою головку, чтобы она хорошо работала, погладьте правую ручку, чтобы она красиво писала; повернитесь друг к другу- улыбнитесь!
-
Повторение.
— Сегодня у нас на уроке будет гость, а кто вы узнаете, отгадав загадку. Послушайте! Кто два раза родился:
В первый раз гладкий,
Во второй раз мягкий?
( Птичка)
— Правильно , ребята, птичка!
А имя у неё очень необычное – Чик.
— Как вы думаете, почему её так зовут? (потому что воробьи чирикают).
— Какой звук в слове птичка и Чик одинаковый?
-Что мы знаем о звуке ч? ( согласный, всегда мягкий)
— Молодцы, ребята! Чик остался доволен вашими знаниями о звуке. И хочет вас проверить. Даёт вам следующее задание.
-
Звуковая разминка.
— Чик принёс нам в клюве чисто говорку. Послушайте, как прочитаю её я:
Ча – ча – ча,
Горит в комнате свеча.
Чу – чу- чу,
Молоточком я стучу.
— А теперь, ребята, повторяйте вместе со мной. Выучим её, чётко проговаривая, чтоб понравилось Чику!
-
Всем классом
-
Первый ряд – вслух, месте с учителем. Остальные про себя.
-
Второй ряд – вслух, 1 и 3 про себя.
-
Третий ряд – вслух, 1 и 2 про себя.
-
Ещё раз все вместе.
— Кто запомнил и хочет рассказать Чику? (о.д.)
— Молодцы! Чику очень понравилось. Он остался вами доволен.
IV. Воспроизведение изученного и применение в стандартных условиях.
А) Работа в печатных тетрадях.
— Теперь, ребята, покажем Чику, как мы умеем строить звуковую модель слов. И первое слово, которое мы разберём будет птенчик ( 1 у доски, остальные в тетради с комментированием).
Б) — А теперь выполним работу по вариантам.
1 в. – выполняет звуковую модель слова чай.
2 в. – выполняет звуковую модель слова час.
( за доской работают ученики).
— Проверка. Сначала проверяют ученики 1 варианта, аналогично проверяют ученики 2 варианта, с комментирование.
V. Работа в прописях.
А) Правильно положите тетрадь.
— Открыли прописи, положили правильно, показываем Чику как мы красиво сидим.
Б) Пальчиковая гимнастика.
— Сделаем пальчиковую гимнастику. Разомнём хорошо пальчики перед письмом. «Пианино», «Любопытство», «Приветствие»
В) Графический анализ букв.
— На что похожа буква Ч? 9 на вешалку)
Демонстрация письма буквы Ч на компьютере.
— Начинаем писать в широком межстрочном пространстве.
Ч
— На следующей рабочей строке мы прописываем слоги с этой буквой.
ЧИ ЧА
Во время письма учитель следит за правильной осанкой учащихся.
— Напишем с комментированием предложение
Часы тихо стучат. ( учитель пишет на доске и комментирует, учащиеся пишут в тетради).
— Составим схему этого предложения ( 1 ученик у доски).
— Молодцы! Чику понравилось. А теперь отдохнём вместе с Чиком!
VI.Физминутка «Ромашка».
VII.Работа по учебнику.
— Открываем учебник на стр. 113.
— Рассмотри рисунок.
— Ребята, кто оказался у нас в «Букваре»? ( Так это же ЧИК)
— Под картинкой даны слова послушайте, я прочитаю их.
— Читаем все вместе.
— Вот наш Чик сидит на травке, что же с ним случилось? (о.Д)
— Кто его защищает? (мама).
— От кого защищает мама своего птенчика? ( от кота)
— Придумайте рассказ про птенчика Чика. (Опрос 1 ученика).
VIII. Разноуровневые задания.
— На прощание Чик придумал вам 2 задания.
— Для одних ребят, у которых красный квадрат на карточках задание такое ВРАЧ, ТУЧКА.
— Списать прописным текстом и поделить на слоги.
— Для остальных задание в прописи. Списать предложение, поставить ударение, поделить слова на слоги. Найти букву ч в словах и подчеркнуть цветным карандашом.
— Каким? ( зелёным)
— Почему?
IX. Итог. Анализ работы учащихся.
— Какие задания вам понравилось выполнять вместе с Чиком? (о.Д.)
X. Рефлексия.
— Ребята, посмотрите на смайлики. Кому понравилась сегодня своя работа на уроке нарисуйте улыбку. Кому не очень – тире, а кому не понравилась – улыбку наоборот.
XI.Дз.