Открытый урок по обучению грамоте в 1 «Б» классе.
Класс: 1
Учитель: Дорожевец О.А
УМК «Школа России»
Предметная область: филология, обучение грамоте (литературное чтение).
Тема: «ЗВУКИ [т], [т’]. БУКВЫ Т, Т. ЗАКРЕПЛЕНИЕ»
Этап обучения по данной теме: основной
Тип урока: урок-закрепление знаний
Образовательные цели: закрепить умение выделять звуки приемом перекодирования слова в буквенную основу; учить читать слова по слогам и орфоэпически; закреплять прием воспроизведения слова вслух на основе его звуковой модели; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы.
2. Развивающие цель: способствовать развитию познавательного интереса через игру; активизировать познавательно — языковую и коммуникативно-речевую деятельность учащихся.
3. Воспитательная цель: воспитывать культуру учебного труда; создать условия для формирования устойчивой мотивации к изучению слова.
Оборудование: компьютер, проектор, электронная доска, презентация, раздаточный материал
Оценочная деятельность на уроке (в чём проявится): итоговая (эмоциональная) саморефлексия.
Основные источники информации:
-
Учебник «Азбука», часть 2. 1 класс. Автор Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., 2011. В.Г УМК «Школа России». Издательство Москва «Просвещение», 2011г.
Ход урока.
Организационный момент. Мотивация учащихся
—Здравствуйте, ребята!
Для начала проверим свою готовность к уроку, всё аккуратно сложено и лежит на краю стола. Начинаем наш урок – урок обучения грамоте.
-Что вы хотите пожелать друг другу на сегодняшний урок? (Удачи).
—Я уверена, что вы будете работать внимательно, думать самостоятельно, а сидеть замечательно.
— У меня в руках приглашение. Читаю…
«Ребята, приглашаю всех на мой день рождения. Будем веселиться, играть, есть сладости»
Именинник.
Актуализация знаний.
-? А от кого же это приглашение?
-Девочка Оля, которая была вчера у нас в гостях, обещает нам помочь. Догадайтесь, какую букву нужно добавить к её имени, чтобы получилось имя нашего именинника.
Фонетическая разминка.
-Слушайте и повторяйте:
Тра-та-та, тра-та-та- начинается игра,
Тил-тил-тил, тил-тил-тил- нас кто-то в гости пригласил,
Тем-тем-тем, тем-тем-тем- подарки мы уже несем,
Так-так-так, так- так-так, загадки все для нас пустяк.
—Кто догадался? Т+ Оля = Толя.
-У нас в гостях мальчик Толик.
-У Толика много друзей и они пришли его поздравлять.
— Прочитайте их имена:
Основной этап
СТАСИК НАТА
АНТОН НИНА
НИКИТА АЛЛА
-Прочитайте слова.
-Что вы можете сказать об этих словах? (это имена девочек и мальчиков)
-У кого из мальчиков имена имя самое короткое?
— У кого из мальчиков имена имя самое самое длинное?
-Назовите имя мальчика, в котором 3 слога слияния.
-Назовите слоги слияния в именах мальчиков, где согласный звук смягчается гласным.
Загадки.
—В день рождения принято дарить подарки, давайте, ребята, угадаем, что же принесли дети в этих красивых коробках.
Для тебя
Подарки эти
Выбирали мы не зря!
Хорошо, что есть на свете
Ты- у нас, мы- у тебя!
И горим от нетерпенья
Твой отметить день рожденья!
Я буду загадывать загадки, а вы отгадывайте, только помните, как нужно правильно поднимать руку и отвечать, когда я вас назову.
Загадки:
1. Не рубашка, а сшита, не дерево, а с листочками (книга).
2. Главное угощение на празднике (торт)
3. Все на свете детки,
Любят сладкие …(конфетки) (вывешиваю картинки рядом с именами детей)
Звуковой анализ слов, соотнесение схемы со словами
-А теперь узнайте, кто какой подарок подарил Толику. Соедините схему с картинкой.
-Что подарили Стасик и Ната?
-Что подарили Антон и Никита?
—Что подарили Никита и Алла?
Составление слов из слогов.
-Молодцы! Подарки подарены. Пришло время веселиться.
-Толик серьезно готовился к празднику и украсил комнату шарами. Смотрите, какие они красивые, но на них что-то написано. (Ска-кал-ка) (рядом картинка с девочками на скакалках.)
-Расположите эти шарики так, чтобы из этих слогов получилось название игры для девочек.
-Прочитаем слово хором.(Скакалка)
-Ну, что же, будем скакать вместе с девочками на скакалке?
Физминутка.
-Представим, что у нас в руках скакалки.
-Как зовут девочек, которые приняли участие в этой игре? (Алла и Ната)
Чтение текста хором, учитель ведет указкой.
Чтение текста по предложениям.
-Первое предложение прочитает ….
-Второе предложение прочитает…
Вопросы по содержанию.
-
О ком вы прочитали? ( Об Алле и о Нате).
-
Что было у девочек ? ( скакалки)
-
Что делали Алла и Ната? ( Алла и Ната скакали).
— Молодцы! Вы хорошо прочитали и ответили на вопросы.
Разгадывание ребуса.
-Посмотрите сюда и выполните замену в этом слове и узнаете, в какую игру предлагает сыграть Толик сейчас. ТРЯПКИ (ПРЯТКИ)
Вступительная беседа об игре «Прятки»
— Прятки_ игра, в которую любили играть еще ваши бабушки и дедушки, мамы и папы.
-А вы, любите такую игру?
-Как играть в эту игру, расскажите.
Чтение рассказа на карточке. Маркирование текста.
-Прочитайте, как играли ребята? (шепотом)
—Что нового вы узнали об этой игре?
— Что вы уже знали?
Оценочно-рефлексивный этап.
Игра «Кот в мешке»
-Толик предлагает вам поиграть в игру. Вот правила:
-Достать из мешка предмет, произнести слово, определить кол-во слогов в слове.
-У кого мы были сегодня на дне рождения?
-С какой буквы начинается его имя?
-Какие звуки обозначает буква ТЭ?
-Дайте характеристику этого звука.
-Найдите слова в которых есть буква ТЭ.
Рефлексия
-Чтобы у Толика до конца дня было праздничное настроение, предлагаю подарить ему шары. Кому было интересно на празднике — подарите Толику красный шар, кому не очень интересно — синий.
Технологическая карта урока |
| ||||
Этап | Деятельность учителя, педагога | Деятельность ученика, воспитанника | Формируемые компетенции | Методические, технологические приёмы | Прогнозируемый результат |
Организационный | Приветствие. Эмоциональный настрой на урок | Приветствие. | Коммуникативные | Словесно-образный | Создание условий для успешной работы |
Мотивация учащихся | Предлагает ученикам принять роль «гостей», зачитывает письмо-приглашение. Фонетическая разминка со звуком [Т] | Работа в группах Работают со словом ОЛЯ, подбирают букву для составления нового слова ТОЛЯ. | Коммуникативные Личностные, самоопределение, самопознание. Информационные.
| Эффект неожиданности, | Принимают на себя роль гостей. |
Актуализа- ция знаний. 1.Фиксирование затруднения в деятельности по заданию.
2.Постановка учебной задачи. |
Предлагает определить общий признак в повторяющихся сочетаниях стихотворения.
Учитель предлагает исследовать слово «Толя» |
Групповая работа, составление и запись слова по определенному признаку и определение этого признака.
Дети выдвигают варианты образования нового слова
|
Учебно-познавательные. Коммуникативные. Регулятивные УУД (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению)
Учебно-познавательные. Коммуникативные. Регулятивные УУД (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению)
|
Проблемно-поисковый
Частично-поисковый Словесно-деятельностный. |
Выход на проблему с изученным звуком (слово «Толя»)
Выход на новое слово с ранее изученным звуком. |
Основной этап
| Предлагает работу со словами – чтение имен мальчиков и девочек. | Читают слова по слогам, определяют количество слогов в каждом слове, находят различия в словах. | Информационные. Коммуникативные.
| Частично-поисковый Словесно-деятельностный | Закрепляют изученный материал. |
| Работа с загадками. Звуковой анализ слов, соотнесение слов со схемой. | Разгадывают загадки. Выполняют звуковой анализ слов. Соотносят слова с нужной схемой. | Регулятивные УУД (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению) | Логический | Применяют знания в работе со словами. |
| Предлагает составить слова из слогов. | Работают в парах. Составляют слова из слогов (кал-ска-ка), отгадывают название игры для девочек. | Коммуникативные | Логический | Отгадывают слово |
Физминутка | Предлагает отдохнуть | Выполняют движения , имитирующие прыжки на скакалке.под музыку. | Коммуникативные | Словесный, эмоциональный | Релаксация |
| Предлагает читать текст и ответить на вопросы по содержанию.
| Читают, отвечают на вопросы по содержанию. | Информационные. Коммуникативные. Регулятивные УУД ( выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению) | Словесно-деятельностный
| Удерживают в памяти прочитанный текст.
|
| Предлагает разгадать ребус. Выявляет знания детей о старинной игре «Прятки». Предлагает прочитать текст об игре «Прятки» на карточках. | Разгадывают ребус. Читают текст. Маркируют текст. | Информационные. Коммуникативные. Регулятивные УУД ( выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению) | Маркирование текста (Прием ТРКЧМ) | Определяют личную степень «знания» и «незнания» об игре. |
Оценочно-рефлексивный этап. | Предлагает игру «Кот в мешке» | Определяют на ощупь предмет. Называют слово. Определяют количество слогов в слове. Определяют место звука[T] в слове. | Регулятивные УУД ( выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению) | Словесный, эмоциональный | Фиксируют умения определять количество слогов в словах, находить место звука [T]. |
Рефлексия | Предлагает выразить свое мнение об уроке с помощью цветных шаров. | Дети выбирают шарик определенного цвета в соответствии с эмоциональным ощущением урока. | Личностные (умение оценивать раннее усвоенное и полученные новые знания)
| Приём «Цветовое настроение»
| Формирование умения давать оценку своей работе.
|