Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VII вида №73

Конспект

урока по обучению грамоте

в 1 «Б» классе

по теме: «Звуки [з, з ]. Буква З з. Закрепление»

Учитель начальных классов:

Бораева Елена Николаевна

2013г.

Звуки [з, з] .Буква З з. Закрепление.

Цель урока: закрепить знания о парном твердом и мягком согласном звуке з.

Задачи урока:

Образовательные:

1.Познакомить детей со звуковым и предметным образами буквы «З», добиваться четкого различия образа звука и образа буквы

2.Учить детей давать полную характеристику новым звукам[з, з].

3.Упражнять детей в чтении слов с буквой «з» в разной позиции, определять в словах ее местонахождение.

4.Продолжать работу над формированием стойкого навыка правильного, слогового, плавного, сознательного чтения.

5.Закреплять представление учащихся о понятии родственных слов.

6.Повторить, что звуки парных согласных букв на конце слов следует уточнять подбором проверочного слова.

7.Учить выделять на слух и дифференцировать согласные звуки по мягкости и твердости.

Развивающие:

  1. Развивать орфографическую зоркость, умение находить «ошибкоопасные» места в словах.

  2. Пополнять словарный запас новыми словами, что будет способствовать развитию логического мышления, развитию речи.

Воспитательные:

  1. Воспитывать у детей устойчивое желание и стремление читать доступную возрасту литературу.

  2. Способствовать воспитанию нравственных качеств учащихся, эмоционально-ценному отношению к действительности.

  3. Воспитывать желание общаться друг с другом, терпимость и уважение к чужому мнению.

Коррекционные:

  1. Учить правильному артикулированию сходных звуков [з-с ]в чистоговорках.

  2. Учить логически мыслить и давать объяснение.

  3. Обучать эмоциональному восприятию читаемого материала и творческому мышлению.

  4. Способствовать коррекции их памяти, внимания, речи и фонематического слуха.

  5. Укреплять физическое здоровье и душевное равновесие.

Методы работы на уроке:

  1. Объяснительно-иллюстративный.

  2. Частично-поисковый.

  3. Наглядный.

  4. Практический.

  5. Стимулирование интереса к учению (частичное использование сюжета прочитанной накануне сказки

Формы работы на уроке:

  1. Фронтальная.

  2. Индивидуальная.

Материально-техническое обеспечение:

1.Проектор, персональный компьютер, магнитная доска

2.Презентация к уроку

3. Кассы букв ( индивидуальные и классная) 4. Схемы к словам, картинки с изображениями зимы и Золушки.

Этапы работы

Виды работы

Деятельность учителя

1-Б класса

Деятельность учащихся

Какие задачи решались в ходе этапа

Индивидуальная работа на уроке

II. Вводный момент.

Беседа

Какое сегодня число? Месяц?

Какое время года на дворе?.

Какие зимние месяцы вы знаете?

Как изменилась природа с наступлением зимы? Назовите основные признаки зимы.

— Зима – прекрасное время года. Не забывайте в это трудное время о зимующих птицах! —Скоро мы встретим всеми любимый праздник. Какой?

Сегодня 17 декабря.

-На дворе зима.

-Декабрь, январь, февраль.

-Деревья голые. Кругом лежит снег. Сегодня очень холодно, сильный мороз. Не слышно пения птиц…

— Новый год!

Развивать внимательность, наблюдательность, логическое мышление, развивать пространственные и временные представления. Воспитывать чувства прекрасного, внимательного отношения к птицам.

Обратить внимание на знание зимних месяцев каждым учеником.

III. Звуковой образ буквы “З”. Проговаривание скороговорки.

Проговаривание скороговорки Заучивание наизусть.

Импровизация.

Зимним утром от мороза
На заре звенят березы.

— Проговорим вместе и послушаем, какой звук произносится чаще.

— В каких словах мы слышим звук (З)?

Проговорим скороговорку тихо, громко.

Проговорите скороговорку так, как бы ее проговорил медведь, заяц, лисичка.

-Итак, мы познакомились с новыми звуками. Произнесите.

— (Открываем слайд № 2): — Ответим на следующие вопросы:

Гласный звонкий твёрдый согласный глухой мягкий

( почему звук согласный?)

-Звук [з]

Зззимним — в начале слова,

От мороззза – в конце слова,

На зззаре – в начале слова,

Зззвенят – в начале слова,

Березззы- в конце слова.

-( дети произносят)

( дети импровизируют)

[з-з,]

[з-з,]-согласный, звонкий, в словах может быть и твердым, и мягким.

— Он не поется и встречает на своем пути преграды…

Развивать внимание, слуховую память, речь учащихся, образное и абстрактное мышление.

Развивать интерес к чтению, творческие способности.

Учить детей обобщать, делать выводы.

Обращать внимание на произношение отдельных звуков у ТороповаГеоргия (затрудняется при произношении слов с предлогами) и Максимовой Софьи.(звук [р-л; в окончаниях прилагательных]

IV. Предметный образ буквы “З”.

Физминутка

Загадывание и отгадывание загадок.

Работа с карточками.( схемами).

Работа с индивидуальной кассой букв

— Итак, звук(з)-согласный, звонкий, может быть в словах и твёрдым и мягким. А на письме эти два звука (з)-твердый, (з)- мягкий обозначаются одной буквой «Зз». Посмотрите. Показываю карточку с буквой).

У: А на что похожа это буква, расскажут наши ребята.

— Молодцы! Найдите эту букву в кассе букв у себя. Выложите в сторонке.

— А сейчас мысленно на несколько минут превратимся в весёлых ,задорных зайчат и отдохнём!

— Сейчас я загадаю две загадки, а к словам- отгадкам надо составить схемы.

1. Дел у меня немало
Я белым одеялом
Всю землю укрываю, 
Белю поля, дома, 
Зовут меня …

2. Она красива и мила, 
А имя ей от слова

зола”.

Как вы думаете, почему именно Золушка пришла к нам в гости?

А сейчас соберем схемы к этим двум словам-отгадкам.

Откройте кассу букв. К схеме слову «зима » печатаем слово с помощью букв. Составляем.

— Отлично!

.

Дети читают стихи:

1.) Буква З на В похожа.
Голова, животик тоже.
Только слева без черты
Букву З рисуешь ты.

(картинка)

2.) На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра три!

(картинка)

3.)З – не просто завитушка,
З – пружинка, крендель, стружка.
Извиваюсь, словно змейка. 
Срисовать меня сумей-ка!(картинка)

(проводит ученик)

Зайка

Ну-ка, зайка, поскачи, поскачи,

Лапкой, лапкой постучи, постучи.

Ты на травку упади, упади,

Полежи и отдохни.

Отдохнул, теперь вставай,

Прыгать снова начинай!

Быстро к ёлочке беги

И скорей назад скачи.

зима (картинка)

Золушка (картинка)

— Ее имя на букву “З”.

(дети собирают схемы)

( один ученик работает у доски)

Развивать зрительную память, внимание, воображение у детей.

Развиваем самостоятельность, активность; ловкость и быстроту в движениях.

Поднять настроение у ребят, работоспособность.

Развивать абстрактное мышление

Учить различать звуки от букв

V. Чтение слогов, слов, текста

Чтение слогов, слов.

А теперь настала ответственная пора-чтение.

(открываем слайд № 3)

за аз

зу уз

зе ез

зо оз

зы ыз

зи из

— Составьте слова, используя слоги-слияния 1 столбика.

( открываем слайд № 4)

зи|ма зи|мо|ва|ли

за|бор за|пол|за|ли

зме|и зо|о|парк

раз|ны|е за|сы|па|ли

( ученик читает стих.В.Берестова «Как хорошо уметь читать»

( читают дети по — одному, затем вместе, столбиками, в строчку…)

— заяц, зубы, зелень и т.д.

( читают слова по слогам и целыми словами)

Развивать скорость чтения по слогам и целыми словами;

Развивать словарный запас учащихся ;

Учить сравнивать сопоставлять слова, находить общие признаки;

Читают все дети по одному, затем все вместе хором.

VI .Гимнастика для глаз.

(Презентация «Береги зрение)»

Физминутка

— А теперь после чтения пусть отдохнут наши глаза.

-(дети выполняют вместе с учителем и гостями гимнастику для глаз)

Развиваем самостоятельность, работоспособность, воспитывать ответственность за своё здоровье.

VII. Работа по учебнику.

Работа с учебником.

— Мы встретили много слов на букву “З”. Но в “Азбуке ” еще есть слова. Откройте учебники по закладке и найдите стр.91.

— Найдите текст. Как он называется?

— Сейчас мы заочно попутешествуем по зоопарку.(взять 1-6 предложений).

— Сколько слов в 1 предложении?

Назовите 1 слово, 2 слово, 3 слово. ( анализ предложения и т.д.)

— Что такое зоопарк?

— какими животными встретились в зоопарке?

— Завтра мы продолжим чтение этого текста и узнаем о других, живущих в зоопарке

.

( дети цепочкой читают вслух по предложению, затем читают вместе)

Зоопарк – место, где живут различные животные из разных стран мира. Люди создали им такие условия, чтобы животные чувствовали себя как дома.

— В зоопарке мы встретились со слоном,…

.

Развивать внимание, логическое мышление, речь;

Измайлов Даниил работает индивидуально: читает текст из 3 предложений на карточке- каждое предл. состоит из 2-3 слов. (упрощенный текст). Затем его чтение слушает класс и оценивает.)

VIII. Задание на развитие внимания и памяти.

Задание на развитие внимания.

.

— Следующее задание на внимание. Будьте внимательны!

-( См.слайды №№ 5 и 6)

— Что вы видите на рисунке? Что интересного вы заметили во всех словах?

— Запомните, как расположены картинки.

— Что изменилось?

-Во всех словах слышится звук [з]

— переставили местами картинки с изображениями зайца и зонта.

Развивать внимание, память.

I X. Итог урока.

Рефлексия.

Разукрашивание книжки.

Поздравление учителей с Новым годом!

— С какой буквой мы познакомились?

— Какие звуки обозначает эта буква?

— Ребята, если вам на уроке всё было понятно, интересно, то разукрасьте шаблон книжечки зелёным цветом, а если что-то было непонятно- синим. —Молодцы! Дружите с книгой. Книга- ваш друг!

— Урок окончен. Мы благодарим наших учителей и поздравляем с наступающим Новым годом!

(дети поздравляют учителей открытками с кроссвордом. )

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here