Урок 101. (6 класс)

Глаголы переходные и непереходные. (§ 82)

Знать: о переходных и непереходных глаголах.

Уметь: различать переходные и непереходные глаголы.

Ход урока

I. Устная синтаксическая пятиминутка.

Огромная гора сотрясалась от страшного грохота, и черно-серая туча дыма и

пепла поднималась над ее вершинами.

  • Составьте схему предложения.

  • Из 1-й части предложения выпишите глагол, разберите его по составу. Приведите примеры однокоренных слов.

11. Наблюдения на с. 191 (§ 82).

  • Знакомство с теоретическими сведениями на с. 192.

  • Упр. 475 (частично выполняется коллективно, частично—са­мостоятельно).

III. Запись примеров с заданием указать переходные глаголы.

Не участвовал в экспедиции, не увидел ошибки, не построили жилищ, не

чувствовала неприязни, не было препятствий, ненастье не прекраща­лось, ребенку

нездоровилось, не преследовал неприятеля.

Назовите глагол с нулевым окончанием. На что оно указы­вает?

IV. Запись предложения

Заливается-стонет ветер, гнет в поле одинокую голую березку.

(И. Бунин.)

Как вы думаете, почему Бунин пишет глаголы через дефис, а не через запятую? Что изменилось бы в картине осени, если бы они писались через запятую?

(всего одно предложение, но это це­лая картина!)

Урок 101. (6 класс)

  • Замените эпитеты определительными прилагатель­ными.

Что изменится в предложении?

  • Учащимся сообщается о том, что у Бунина часто можно встре­тить написание

глаголов через дефис. Второй глагол как бы «до­рисовывает», уточняет картину, делая

ее более яркой, образной. Он как бы подчеркивает одновременность двух действий.

Это один из приемов Бунина, который помогает ему, по словам

А. Твардов­ского, «обходиться малым числом слов для достижения наиболь­шей

выразительности».

1) … Ветер звоном отдаленным гудит-поет…

2) Что шумит-звенит за­рею? (о ковыле в степи).

3) И бегут-змеятся волны быстрой, гибкой по­лосой.

  • Определите переходность глаголов.

……………………………………………………………………………………………..

Домашнее задание: § 82, упр. 478.

2

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here