Автор: Пошелюжная Галина Ивановна

Предмет: Русский язык

Класс: 2 класс

Тип урока: комбинированный

Технологическая карта изучения темы «Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным»

Тема

Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным.

Цели

Образовательные:

— уточнить особенности буквы «ь»;

— повторить способы обозначения мягкости согласных звуков на письме при помощи буквы Ь;

— учить правильно писать слова с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласным звуком;

— упражнять в каллиграфически правильном написании и соединении с другими буквами мягкого знака;

— способствовать усвоению написания словарных слов с мягким знаком на конце и в середине слов перед согласным звуком.

Развивать орфографическую зоркость учащихся, речь, память, произвольное внимание, наблюдательность, воображение, умение анализировать, обобщать.

Воспитывать интерес к русскому языку, бережное отношение к окружающему миру, чувство сопереживания, взаимопомощи, нравственно-этические качества личности, культуру поведения.

ФОРМИРОВАТЬ УУД:

— Личностные УУД: самоопределение, осознание социальной роли обучающегося, формирование мотивации к учебной деятельности, осознание важности получаемых знаний и приобретаемых умений, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, ориентирование на здоровый образ жизни, формирование нравственно-этических качеств, поиск способов разрешения конфликтов, проявление самостоятельности, ответственности.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке и сохранять учебную задачу, понимать важность полученных знаний, причины успеха или неудачи; работать по коллективно составленному алгоритму; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать и контролировать своё действие и деятельность одноклассников в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, выделять и осознавать, что уже усвоено, а что предстоит усвоить; высказывать свои предположения.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

— Общеучебные УУД: построение речевого высказывания в устной форме; умение ориентироваться в системе знаний, в пространстве учебника, работать со словарём, извлекать необходимую информацию из прочитанных текстов, опираться на свой жизненный опыт, отличать новое от уже известного, добывать новые знания.

— Логические УУД: умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, строить логическую цепочку рассуждений, делать выводы; строить осознанное речевое высказывание в устной форме, уметь создавать алгоритм деятельности.

Учить формулировать проблемы.

— Коммуникативные УУД: умение полно, чётко и грамотно формулировать свои мысли, оформлять их в устной форме; слушать, слышать и понимать речь других; уметь доказывать своё мнение, доносить его до всех участников образовательного процесса; знать правила поведения и общения в школе, развивать навыки сотрудничества с учителем и сверстниками, применять их на практике, адекватно воспринимать оценку своей работы; контролировать, корректировать и оценивать действия партнёра.

Планируемый результат

Предметные:

учащиеся вспомнят особенности буквы «ь»;

повторят способы обозначения мягкости согласных звуков на письме при помощи буквы Ь;

будут учиться правильно писать слова с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласным;

будут учиться строить высказывания в устной и письменной форме.

Личностные:

осознавать социальную роль обучающегося, важность получаемых знаний и приобретаемых умений, уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, ориентироваться на здоровый образ жизни, на нравственно-этические нормы поведения; находить способы разрешения конфликтов; формировать положительную мотивации к учебной деятельности.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке и сохранять учебную задачу, понимать важность полученных знаний, причины успеха или неудачи; работать по коллективно составленному алгоритму; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать и контролировать своё действие и деятельность одноклассников в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, выделять и осознавать, что уже усвоено, а что предстоит усвоить; высказывать свои предположения.

Познавательные УУД: строить речевые высказывания в устной форме; уметь ориентироваться в системе знаний, в пространстве учебника, работать со словарём, извлекать необходимую информацию из прочитанных текстов, опираться на свой жизненный опыт, отличать новое от уже известного, добывать новые знания; уметь наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, строить логическую цепочку рассуждений, делать выводы; строить осознанное речевое высказывание в устной форме, уметь создавать алгоритм деятельности; формулировать свои проблемы.

Коммуникативные УУД: уметь полно, чётко и грамотно формулировать свои мысли, оформлять их в устной форме; слушать, слышать и понимать речь других; уметь доказывать своё мнение, доносить его до всех участников образовательного процесса; знать правила поведения и общения в школе, развивать навыки сотрудничества с учителем и сверстниками, применять их на практике, адекватно воспринимать оценку своей работы; контролировать, корректировать и оценивать действия партнёра.

Основные понятия

«Буква», «звук», «орфограмма», «предложение», обозначения мягкости согласных звуков на письме при помощи буквы Ь.

Межпредметные связи

Окружающий мир

Ресурсы:

-основные

-дополнительные

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник для 2-го класса. Часть-1, рабочая тетрадь;

— презентация: «Написание слов с ь»;

-презентации-тренажёры «Гимнастика для укрепления глазных мышц» и «Зимняя физминутка»;

смайлики,

— алгоритмы самооценки: листы самооценки «Шкала успеха»,

— конверты с заданиями;

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

Технология проведения

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД

Предметные

Формирование функциональной грамотности в определении УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

(3 мин)

Цели:

— актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

— создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

— установить тематические рамки;

— уточнить тип урока и наметить цели учебной деятельности.

— в каллиграфически правильном написании и соединении с другими буквами мягкого знака;

1. Создаёт эмоциональный настрой на урок.

— Встали ровно, подтянулись.

Прозвенел опять звонок,

Начинаем наш урок!

— Какой сейчас у вас урок?

— Урок русского языка — сложный, требующий вашего старания, стремления к знаниям, внимания, аккуратности. Со всеми трудностями можно справиться, если человек все делает с хорошим настроением большим желанием.

— Улыбнитесь друг другу. Покажите своё настроение при помощи смайликов. Кто настроен на преодоление трудностей покажите зеленый смайлик, кто сомневается в своих силах – жёлтый, кто не уверен — красный

2. Проверяет готовность детей к уроку.

Проверьте всё ли на столе в порядке?

Книжки, ручки и тетрадки?

Откройте тетради: запишите число.

— На что надо обратить внимание при записи числа?

3.Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

— Ребята, а к нам спешит еще одна гость. Посмотрите на слайд.

Она принесла много интересных заданий, а чтобы вы добивались в работе успеха, приготовила для вас гостинцы из леса( листы самооценки), в них вы и будете отмечать свои успехи на этом уроке.

Отгадайте, какую букву белочка изобразила для вас.

Белка хвостик изогнула,

У пенёчка отдохнула.

Распушила хвост,

Да так —

Стал похож на …. (Мягкий знак!)

-Что за работу предлагает нам выполнить сейчас белка?

— Для чего мы выполняем её?

— Из каких элементов состоит Ь?

Показ на доске учителем написание мягкого знака.

Нарисуем мягкий знак

Нежно капелькой

Вот так:

Букву капелька смягчит

Слово мягко прозвучит.

— А теперь напишите мягкий знак и соединения с ним в тетради.

— Подчеркните у себя три самые красивые, правильные буквы и соединения.

4. Целеполагание.

Подводит учеников к формулировке темы и цели урока.

— За ваше старание белка приготовила для вас необычную ромашку. Чем она необычна?

Подумайте сами, обговорите в парах.

— Как вы думаете, для чего белка принесла задания с Ь?

— Что вы о нем уже знаете?

— Догадались, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? Назовите тему урока.

Поставьте перед собой учебную задачу: чему вы будете учиться сегодня на уроке? Обговорите в парах.

— Что нужно вам, чтобы добиться цели?

— Итак, что сегодня вы будете изучать?

— Как вы будете это делать?

— Где будете применять эти знания?

— Каждый этап вы будете контролировать и оценивать, по критериям, которые будут даны для каждого задания.

Приветствуют учителя.

Выполняют действия, предложенные учителем.

— Урок русского языка.

Ребята показывают своё настроение при помощи смайликов.

Выполняют действия, предложенные учителем. 

— На словарные слова: декабрь, классная , работа.

Отгадывают загадку.

— Минутка чистописания.

Отвечают на вопросы учителя.

Рассуждают.

Объясняют свой выбор.

Обучающиеся прописывают в тетрадях Ь и соединения с другими буквами.

Отвечают на вопросы учителя.

Рассуждают. Работа в парах.

Объясняют свой выбор.

Уч-ся высказывают свои предположения.

Правописание слов с Ь.

Работа в парах

Спланировать урок

Ь

Вывести правило

В заданиях белки, упражнениях в учебнике, игра.

Слайд презентации№1

 

Слайд №2

Слайд № 3

Слайд №4

Слайд №5

Игра: «Лишняя буква».

Вот ромашка непростая,

А чудесная какая.

Букву лишнюю найдите.

Всем нам чудо объясните.

Слайд №6

Слайд №7

План урока:

  1. Повторить, то что знаем о букве Ь

  2. Вывести правило написания Ь знака в словах

  3. Узнать о роли Ь знака в значении слов.

Уметь правильно писать изученные буквы и соединять их с другими буквами.

Вырабатывать каллиграфии-ческий почерк.

Регулятивные:

контролируют свои действия. Коммуникативные:

-устанавливают отношения сотрудничества между учителем и учеником; 

— слушают и понимают речь других;

-учатся самоорганизации.

Личностные:

самоопределение;

-осознание социальной роли обучающегося.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

Общеучебные: построение речевого высказывания в устной форме.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

Логические УУД:

анализ объектов с целью выделения признаков.

Личностные:

формирование нравственно-этических качеств.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

Логические УУД:

умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать

Регулятивные:

определение и формулирование познавательной цели на уроке с помощью учителя.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности

(10 мин)

Цели:

организовать актуализацию умений:

— в определении особенностей буквы «ь»;

-в правильном написании слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласным;

— в написании словарных слов с мягким знаком;

— фиксирование учащимися индивидуального затруднения.

Физкультминутка (2мин)

Цели:

Укреплять здоровье детей, воспитывать потребность в ведении здорового образа жизни. Развивать внимание

1. Актуализация знаний.

Учитель предлагает ученикам задание.

-Первый пункт плана.

Прочитайте выражение на слайде. Как вы это понимаете это выражение? Обговорите в парах.

— Найдите подтверждение в учебнику на с. 124

— Переходим ко 2 пункту нашего плана.

2. Словарная работа.

Учитель предлагает задание для словарной работы.

— Белка несла для вас слова, но по дороге некоторые буквы выпали и вот что получилось. Что вы можете сказать? Предложите задание. Обговорите в парах.

— Эту работу вы будете оценивать.

Что будете оценивать?

Что будете контролировать?

— В листах самооценки по предложенным критериям оцените себя.

— На какие две группы можно разделить эти слова? Подумайте сами, обговорите в парах.

-Просигнальте смайликами, кто так же выполнил задание.

— Какой вывод можете сделать? Подтвердите свои слова доказательством из учебника с. 125

Правильно ли мы вывели правило?

-Чтобы дальше нам работалось легко, давайте проведем гимнастику для глаз.

3.Работа по закреплению правила.

— У белки для вас есть еще одно задание. Посмотрите на слайд.

— Что заметили? К какой части правила относятся эти слова?

Запишите эти слова.

Какие слова у вас получились? К какой части правила они относятся? Докажите словами из правила.

— Что можете сказать про Ь?

4. Самостоятельная работа с упражнениями из учебника.

— Посмотрите и предложите упражнения для самостоятельной работы.

— Прочитайте задание , обговорите в парах.

— Что надо сделать?

— Это задание вы будете оценивать.

Оцените себя по критерия данным к этому заданию.

Учитель называет слово, если

Ь в конце – дети хлопают;

Ь в середине – топают;

Нет Ь – приседают.

( сильный, смелый, мель, огоньки, стулья конь, песенка, пальцы, июль, сентябрь, зонтики, капелька, жизнь)

5.Работа с планом:

— Итак , какие пункты нашего плана уже реализовали?

— Что осталось?

Работа в парах.

Ребята читают правило на с. 124 в учебнике. Делают вывод, что

это уже изучали в 1классе.

Ь знак не обозначает звука.

Работа в парах.

Рассуждают.

— Записать вставить буквы.

— Правильное написание слов с непроверяемой безударной гласной.

— Правильность соединения букв в словах, аккуратность.

Самостоятельное выполнение словарной работы в тетрадях. Проверка по образцу.

Работа в листах самооценки.

Два обучающих работают у доски.

Высказывают свои выводы.

Читают правило в учебнике

Выполняют упражнения для глаз.

Расслабляются под лёгкую музыку.

Ребята делают соответствующие записи.

Проверка: 3 ряд по цепочке на доске.

Отвечают на вопросы учителя.

Читают правило в учебнике.

Дают полные ответы на вопросы учителя.

Обучающиеся работают с учебниками.

Упражнение № 204

Работа в парах.

Разбор образца упражнения.

Оценивать правильное написание слов с Ь знаком на конце.

Ребята пишут.

Анализируют и оценивают свою работу.

Выполняют движения по заданию.

Анализируют проделанную работу.

Слайд №8.

Слайд №9

Вывести правила написания Ь в словах.

Проверка по образцу.

Слайд № 10

Критерии оценивания словарной работы:

3 балла – выполнил без ошибок;

2 балл – допустил 1 ошибку;

1 балл – допустил 2 ошибки;

0 баллов – допустил 3 и более ошибок;

Слайд №11

Презентация-тренажёр

Слайд №12

Проверка по образцу.

Слайд №13

Слайд №14

Критерии оценивания самостоятельной работы

2 балла – выполнил сам, без ошибок;

1 балл – выполнил сам, но допустил 1-2 ошибки;

0 баллов – нужна помощь

Слайд №15

Слайд №16

Знать правило написания слов с мягким знаком на конце и в середине слов перед согласным.

Усвоить правильное написание словарных слов.

Уметь правильно писать слова с мягким знаком на конце и в середине слов перед согласным.

Уметь различать согласные звуки по твёрдости – мягкости, обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знаком и гласными буквами: «е, ё, ю, я, и».

Различать множественное и единственное число имён существитель-ных.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

общеучебные:

-ориентировка в пространстве учебника;

-осмысленное чтение материалов, размещённых в нём;

-извлечение необходимой информации из прочитанных текстов.

Личностные:

-ориентироваться на здоровый образ жизни;

-осуществлять профилактику утомления глаз.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: общеучебные:

-осмысление лексического значения слов.

Личностные:

осознание и оценивание алгоритма своего действия;

-перевод внешней речи на внутренний план.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

логические:

-развитие наблюдательности, мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения

Коммуникативные:

умение слушать и слышать;

достаточно точно выражать свои мысли;

умение объяснять свои действия;

способ написания.

Регулятивные:

умение принимать и сохранять учебную задачу;

-осуществлять контроль своей деятельности и деятельности одноклассников, при необходимости корректировать собственную деятельность и деятельность одноклассников;

— оценивать свою деятельность.

Личностные:

-стремление проявлять самостоятельность;

-осознавать важность получаемых знаний и приобретаемых умений.

Регулятивные:

-умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, корректировать и оценивать собственную деятельность.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

логические:

-умение анализировать, сравнивать, строить логическую цепочку рассуждений, делать выводы.

Коммуникативные:

умение доказывать свое мнение, доносить его до всех участников образовательного процесса.

Личностные:

-ориентироваться на здоровый образ жизни.

Регулятивные:

умение корректировать и оценивать собственную деятельность.

III. Локализация индивидуальных затруднений.

(6 мин)

Цели:

— выявить место и причину затруднения;

— зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

1.Игра «Волшебники». Работа в парах.

Учитель объясняет задание.

— Я предлагаю вам побыть в роли волшебников. У вас на столах – волшебная карточка для работы в парах. Положите её перед собой. Через каждое слово вместе с другом пропустите Ь и превратите при помощи его в новый предмет, объясните друг другу значение каждого слова.

Организует проверку.

Выслушивает доказательства, объяснения.

— Сделайте вывод. Какую еще роль играет Ь в словах?

— Итак посмотрите на план урока.

Что можете сказать?

Слушают объяснение учителя.

Читают задание, в паре обсуждают, договариваются, создают алгоритм деятельности, аргументируют своё мнение. Выполняют задание, осуществляют проверку.

Каждая пара объясняет значения слов, которые у них получились

Вывод: может менять значение слов.

Читают план. Делают вывод.

Слайд №17

Знать особенности буквы «ь».

Уметь составлять новые слова, понимать или находить в словаре их лексическое значение, объяснять его. Уметь на письме обозначать мягкость согласных звуков на конце и в середине слов при помощи буквы «ь».

Личностные:

-поиск и оценка способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация

иметь мотивацию к учебной деятельности,

-осознавать важность получаемых знаний и приобретаемых умений;

-проявлять самостоятельность, ответственность;

-стремиться к развитию мышления.

Регулятивные:

стремиться к преодоле-нию препятствий;

умение принимать и сохранять учебную задачу.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: общеучебные:

создавать алгоритм деятельности;

-выполнять необходимые преобразования;

-строить логическую цепочку рассуждений;

работать со словарём.

Коммуникативные:

умение слушать и слышать партнёра, контролировать, корректировать, оценивать его действия;

адекватно воспринимать оценку своей работы.

IV.Итоговый контроль

(5 мин)

Цели:

— самопроверка ЗУН по эталону;

— самооценка;

индивидуальная рефлексия достижения цели.

1.Работа в рабочих тетрадях 1 часть.

— Мы выполнили намеченный план урока, но что еще осталось?

— Итоговый контроль выполните в рабочих тетрадях с.60 №132.

— Что будете оценивать?

Выполните это задание следующим образом:

— кто уверен, что он усвоил материал хорошо – выполнит все упражнение;

— кто сомневается в своих знаниях – выполнит 3 столбика;

— кто в себе не уверен может выполнить 2 столбика.

Проверка усвоения материала.

Правильное написание слов с Ь на конце и в середине слова.

Выполняют задание.

Осуществляют проверку.

Оценивают работу по критериям в листах самооценки.

Проверка по образцу

Слайд №18

Слайд №19

Критерии оценивания итоговой работы

2 балла – выполнил сам, без ошибок;

1 балл – выполнил сам, но допустил 1-2 ошибки;

0 баллов – нужна помощь

Составлять предложение из предоставленных слов.

Начало предложения писать с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку.

Уметь доказывать раздельное написание предлогов со словами и применять это правило на письме.

Помнить написание сочетаний –жи, -ши, -чк, -чн, -нч.

Уметь находить безударные гласные в корне слов и подбирать проверочные слова к ним.

Регулятивные:

планировать и контролировать свои действия и деятельность одноклассников в соответствии с поставленной задачей;

оценивать результаты коллективной работы.

Коммуникативные:

развивать мотивацию к учебной деятельности;

знать правила и развивать навыки сотрудничества, применять их на практике.

V. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

(3 мин)

Цели:

— соотнесение цели урока и его результатов;

-самооценка работы на уроке;

-осознание метода преодоления затруднений.

  1. Итог урока.

Подводит к сопоставлению целей урока и его результатов.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учеников.

-Над какой темой работали?

— Какие знания добыли сегодня на уроке?

2. Самооценка деятельности на уроке.

Предлагает ребятам оценить свою работу на уроке при помощи «Шкалы успеха»

— Подсчитайте общее количество баллов и отмети свои достижения на шкале успеха.

— Сделайте вывод: удалось ли вам достигнуть поставленной цели ,что и кто помог вам в ее достижении.

3. Рефлексия учебной деятельности

-Продолжите, пожалуйста, фразы, которые видите на доске…

Предлагает сигнальной карточкой дать ответ на вопросы.

— Кто доволен собой?

— Кому было легко?

-Кому нужна помощь?

— Появилось солнышко с улыбкой, значит у большинства хорошее настроение.

Спасибо за ваше трудолюбие, старание и стремление к знаниям. Эти качества помогли вам сегодня достигнуть намеченных целей.

4. Домашнее задание

(по выбору)

— 1.Творческое задание.

Составить текст из 5-6 предложений, употребив в нём как можно больше слов с мягким знаком после согласных звуков в середине или в конце слова.

2. Выполнить упр. 205 на с.125.

— Кому не понятно задание? У кого есть вопросы?

— Ребята, спасибо вам за сотрудничество, за ваше старание. Молодцы! Желаю дальнейших успехов! Урок окончен!

Высказывают своё мнение.

Рассказывают, что знают, что смогли, в чём испытывали затруднение.

Задание опережающего характера:

1 ученик читает стихотворение про Ь.

Мягкий знак, мягкий знак

Без него не написать

Тридцать, двадцать, десять,пять.

Вместо шесть получим

шест,

Вместо есть получим ест,

Станут пенками пеньки,

Уголками угольки,

Банька в банку превратится,

Вот что может получиться,

Если будем забывать

Мягкий знак в словах писать.

Подсчитывают баллы в листах самооценки.

Делятся своими выводами.

Выражают своё отношение к уроку. Дописываю фразы на обратной стороне листа самооценки.

Отвечают на предложенные вопросы при помощи сигнальных карточек.

Школьники выбирают смайлик, отражающий их настроение

Ребята выбирают и записывают домашнее задание. Уточняют непонятные моменты.

Слайд №20.

Слайд №21

Слайд №22

Продолжите предложения

На уроке я работал …….( активно/ пассивно)

Своей работой на уроке я …..(доволен/ не доволен)

Материал урока мне был …( понятен/ не понятен)

Слайд №23

Слайд№24.

Личностные:

-стремиться к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, к познанию, к постановке задач для самостоятельной работы.

Регулятивные:

— контролировать

и корректировать собственную деятельность;

-выделять и осознавать, что уже усвоено и что предстоит усвоить;

-понимать важность полученных знаний, причины успеха или неудачи.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: общеучебные:

проявлять самостоятельность, ответственность;

-стремиться к развитию мышления.

Коммуникативные:

-уметь полно и грамотно выражать свои мысли;

проявлять самостоятельность, ответственность; стремиться к развитию мышления.

Личностные:

стремление к познанию, к постановке задач для самостоятельной работы.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here