Автор: Пошелюжная Галина Ивановна
Предмет: Русский язык
Класс: 2 класс
Тип урока: комбинированный
Технологическая карта изучения темы «Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным»
Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным. | |
Цели
| Образовательные: — уточнить особенности буквы «ь»; — повторить способы обозначения мягкости согласных звуков на письме при помощи буквы Ь; — учить правильно писать слова с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласным звуком; — упражнять в каллиграфически правильном написании и соединении с другими буквами мягкого знака; — способствовать усвоению написания словарных слов с мягким знаком на конце и в середине слов перед согласным звуком. Развивать орфографическую зоркость учащихся, речь, память, произвольное внимание, наблюдательность, воображение, умение анализировать, обобщать. Воспитывать интерес к русскому языку, бережное отношение к окружающему миру, чувство сопереживания, взаимопомощи, нравственно-этические качества личности, культуру поведения. ФОРМИРОВАТЬ УУД: — Личностные УУД: самоопределение, осознание социальной роли обучающегося, формирование мотивации к учебной деятельности, осознание важности получаемых знаний и приобретаемых умений, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, ориентирование на здоровый образ жизни, формирование нравственно-этических качеств, поиск способов разрешения конфликтов, проявление самостоятельности, ответственности. — Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке и сохранять учебную задачу, понимать важность полученных знаний, причины успеха или неудачи; работать по коллективно составленному алгоритму; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать и контролировать своё действие и деятельность одноклассников в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, выделять и осознавать, что уже усвоено, а что предстоит усвоить; высказывать свои предположения. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ — Общеучебные УУД: построение речевого высказывания в устной форме; умение ориентироваться в системе знаний, в пространстве учебника, работать со словарём, извлекать необходимую информацию из прочитанных текстов, опираться на свой жизненный опыт, отличать новое от уже известного, добывать новые знания. — Логические УУД: умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, строить логическую цепочку рассуждений, делать выводы; строить осознанное речевое высказывание в устной форме, уметь создавать алгоритм деятельности. Учить формулировать проблемы. — Коммуникативные УУД: умение полно, чётко и грамотно формулировать свои мысли, оформлять их в устной форме; слушать, слышать и понимать речь других; уметь доказывать своё мнение, доносить его до всех участников образовательного процесса; знать правила поведения и общения в школе, развивать навыки сотрудничества с учителем и сверстниками, применять их на практике, адекватно воспринимать оценку своей работы; контролировать, корректировать и оценивать действия партнёра. |
Планируемый результат | Предметные: учащиеся вспомнят особенности буквы «ь»; повторят способы обозначения мягкости согласных звуков на письме при помощи буквы Ь; будут учиться правильно писать слова с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласным; будут учиться строить высказывания в устной и письменной форме. Личностные: осознавать социальную роль обучающегося, важность получаемых знаний и приобретаемых умений, уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, ориентироваться на здоровый образ жизни, на нравственно-этические нормы поведения; находить способы разрешения конфликтов; формировать положительную мотивации к учебной деятельности. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке и сохранять учебную задачу, понимать важность полученных знаний, причины успеха или неудачи; работать по коллективно составленному алгоритму; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать и контролировать своё действие и деятельность одноклассников в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, выделять и осознавать, что уже усвоено, а что предстоит усвоить; высказывать свои предположения. Познавательные УУД: строить речевые высказывания в устной форме; уметь ориентироваться в системе знаний, в пространстве учебника, работать со словарём, извлекать необходимую информацию из прочитанных текстов, опираться на свой жизненный опыт, отличать новое от уже известного, добывать новые знания; уметь наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, строить логическую цепочку рассуждений, делать выводы; строить осознанное речевое высказывание в устной форме, уметь создавать алгоритм деятельности; формулировать свои проблемы. Коммуникативные УУД: уметь полно, чётко и грамотно формулировать свои мысли, оформлять их в устной форме; слушать, слышать и понимать речь других; уметь доказывать своё мнение, доносить его до всех участников образовательного процесса; знать правила поведения и общения в школе, развивать навыки сотрудничества с учителем и сверстниками, применять их на практике, адекватно воспринимать оценку своей работы; контролировать, корректировать и оценивать действия партнёра. |
Основные понятия | «Буква», «звук», «орфограмма», «предложение», обозначения мягкости согласных звуков на письме при помощи буквы Ь. |
Межпредметные связи | Окружающий мир |
Ресурсы: -основные
-дополнительные |
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник для 2-го класса. Часть-1, рабочая тетрадь;
— презентация: «Написание слов с ь»; -презентации-тренажёры «Гимнастика для укрепления глазных мышц» и «Зимняя физминутка»; — смайлики, — алгоритмы самооценки: листы самооценки «Шкала успеха», — конверты с заданиями; |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах. |
Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты УУД | ||
Предметные | Формирование функциональной грамотности в определении УУД | ||||
I. Мотивация к учебной деятельности (3 мин)
Цели: — актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; — создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; — установить тематические рамки; — уточнить тип урока и наметить цели учебной деятельности. — в каллиграфически правильном написании и соединении с другими буквами мягкого знака;
| 1. Создаёт эмоциональный настрой на урок. — Встали ровно, подтянулись. Прозвенел опять звонок, Начинаем наш урок! — Какой сейчас у вас урок? — Урок русского языка — сложный, требующий вашего старания, стремления к знаниям, внимания, аккуратности. Со всеми трудностями можно справиться, если человек все делает с хорошим настроением большим желанием. — Улыбнитесь друг другу. Покажите своё настроение при помощи смайликов. Кто настроен на преодоление трудностей покажите зеленый смайлик, кто сомневается в своих силах – жёлтый, кто не уверен — красный
2. Проверяет готовность детей к уроку. Проверьте всё ли на столе в порядке? Книжки, ручки и тетрадки? Откройте тетради: запишите число. — На что надо обратить внимание при записи числа? 3.Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. — Ребята, а к нам спешит еще одна гость. Посмотрите на слайд. — Она принесла много интересных заданий, а чтобы вы добивались в работе успеха, приготовила для вас гостинцы из леса( листы самооценки), в них вы и будете отмечать свои успехи на этом уроке. Отгадайте, какую букву белочка изобразила для вас. Белка хвостик изогнула, У пенёчка отдохнула. Распушила хвост, Да так — Стал похож на …. (Мягкий знак!)
-Что за работу предлагает нам выполнить сейчас белка? — Для чего мы выполняем её? — Из каких элементов состоит Ь? Показ на доске учителем написание мягкого знака. Нарисуем мягкий знак Нежно капелькой Вот так: Букву капелька смягчит Слово мягко прозвучит. — А теперь напишите мягкий знак и соединения с ним в тетради. — Подчеркните у себя три самые красивые, правильные буквы и соединения. 4. Целеполагание. Подводит учеников к формулировке темы и цели урока. — За ваше старание белка приготовила для вас необычную ромашку. Чем она необычна? Подумайте сами, обговорите в парах. — Как вы думаете, для чего белка принесла задания с Ь? — Что вы о нем уже знаете? — Догадались, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? Назовите тему урока. — Поставьте перед собой учебную задачу: чему вы будете учиться сегодня на уроке? Обговорите в парах. — Что нужно вам, чтобы добиться цели?
— Итак, что сегодня вы будете изучать? — Как вы будете это делать? — Где будете применять эти знания? — Каждый этап вы будете контролировать и оценивать, по критериям, которые будут даны для каждого задания. |
Приветствуют учителя. Выполняют действия, предложенные учителем. — Урок русского языка.
Ребята показывают своё настроение при помощи смайликов.
Выполняют действия, предложенные учителем.
— На словарные слова: декабрь, классная , работа.
Отгадывают загадку.
— Минутка чистописания.
Отвечают на вопросы учителя. Рассуждают. Объясняют свой выбор.
Обучающиеся прописывают в тетрадях Ь и соединения с другими буквами.
Отвечают на вопросы учителя. Рассуждают. Работа в парах. Объясняют свой выбор.
Уч-ся высказывают свои предположения. Правописание слов с Ь.
Работа в парах
Спланировать урок
Ь
Вывести правило В заданиях белки, упражнениях в учебнике, игра.
|
Слайд презентации№1
Слайд №2
Слайд № 3
Слайд №4
Слайд №5 Игра: «Лишняя буква».
Вот ромашка непростая, А чудесная какая. Букву лишнюю найдите. Всем нам чудо объясните. Слайд №6
Слайд №7 План урока:
|
Уметь правильно писать изученные буквы и соединять их с другими буквами. Вырабатывать каллиграфии-ческий почерк.
| Регулятивные: —контролируют свои действия. Коммуникативные: -устанавливают отношения сотрудничества между учителем и учеником; — слушают и понимают речь других; -учатся самоорганизации. Личностные: —самоопределение; -осознание социальной роли обучающегося.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: Общеучебные: построение речевого высказывания в устной форме.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: Логические УУД: — анализ объектов с целью выделения признаков. Личностные: —формирование нравственно-этических качеств. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: Логические УУД: —умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать
Регулятивные: — определение и формулирование познавательной цели на уроке с помощью учителя. |
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности (10 мин)
Цели: организовать актуализацию умений: — в определении особенностей буквы «ь»; -в правильном написании слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласным; — в написании словарных слов с мягким знаком; — фиксирование учащимися индивидуального затруднения.
Физкультминутка (2мин) Цели: Укреплять здоровье детей, воспитывать потребность в ведении здорового образа жизни. Развивать внимание
| 1. Актуализация знаний. Учитель предлагает ученикам задание. -Первый пункт плана. Прочитайте выражение на слайде. Как вы это понимаете это выражение? Обговорите в парах. — Найдите подтверждение в учебнику на с. 124
— Переходим ко 2 пункту нашего плана. 2. Словарная работа. Учитель предлагает задание для словарной работы.
— Белка несла для вас слова, но по дороге некоторые буквы выпали и вот что получилось. Что вы можете сказать? Предложите задание. Обговорите в парах. — Эту работу вы будете оценивать. Что будете оценивать?
Что будете контролировать?
— В листах самооценки по предложенным критериям оцените себя.
— На какие две группы можно разделить эти слова? Подумайте сами, обговорите в парах. -Просигнальте смайликами, кто так же выполнил задание. — Какой вывод можете сделать? Подтвердите свои слова доказательством из учебника с. 125 Правильно ли мы вывели правило?
-Чтобы дальше нам работалось легко, давайте проведем гимнастику для глаз.
3.Работа по закреплению правила. — У белки для вас есть еще одно задание. Посмотрите на слайд. — Что заметили? К какой части правила относятся эти слова? Запишите эти слова. Какие слова у вас получились? К какой части правила они относятся? Докажите словами из правила. — Что можете сказать про Ь?
4. Самостоятельная работа с упражнениями из учебника. — Посмотрите и предложите упражнения для самостоятельной работы. — Прочитайте задание , обговорите в парах. — Что надо сделать? — Это задание вы будете оценивать.
Оцените себя по критерия данным к этому заданию.
Учитель называет слово, если Ь в конце – дети хлопают; Ь в середине – топают; Нет Ь – приседают. ( сильный, смелый, мель, огоньки, стулья конь, песенка, пальцы, июль, сентябрь, зонтики, капелька, жизнь)
5.Работа с планом: — Итак , какие пункты нашего плана уже реализовали? — Что осталось?
|
Работа в парах. Ребята читают правило на с. 124 в учебнике. Делают вывод, что это уже изучали в 1классе. Ь знак не обозначает звука.
Работа в парах. Рассуждают.
— Записать вставить буквы.
— Правильное написание слов с непроверяемой безударной гласной.
— Правильность соединения букв в словах, аккуратность.
Самостоятельное выполнение словарной работы в тетрадях. Проверка по образцу. Работа в листах самооценки.
Два обучающих работают у доски.
Высказывают свои выводы. Читают правило в учебнике
Выполняют упражнения для глаз.
Расслабляются под лёгкую музыку.
Ребята делают соответствующие записи. Проверка: 3 ряд по цепочке на доске.
Отвечают на вопросы учителя. Читают правило в учебнике. Дают полные ответы на вопросы учителя.
Обучающиеся работают с учебниками. Упражнение № 204
Работа в парах. Разбор образца упражнения. Оценивать правильное написание слов с Ь знаком на конце. Ребята пишут. Анализируют и оценивают свою работу.
Выполняют движения по заданию.
Анализируют проделанную работу. | Слайд №8.
Слайд №9 Вывести правила написания Ь в словах.
Проверка по образцу. Слайд № 10 Критерии оценивания словарной работы: 3 балла – выполнил без ошибок; 2 балл – допустил 1 ошибку; 1 балл – допустил 2 ошибки; 0 баллов – допустил 3 и более ошибок;
Слайд №11 Презентация-тренажёр
Слайд №12
Проверка по образцу. Слайд №13
Слайд №14 Критерии оценивания самостоятельной работы 2 балла – выполнил сам, без ошибок; 1 балл – выполнил сам, но допустил 1-2 ошибки; 0 баллов – нужна помощь
Слайд №15
Слайд №16 | Знать правило написания слов с мягким знаком на конце и в середине слов перед согласным.
Усвоить правильное написание словарных слов.
Уметь правильно писать слова с мягким знаком на конце и в середине слов перед согласным.
Уметь различать согласные звуки по твёрдости – мягкости, обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знаком и гласными буквами: «е, ё, ю, я, и». Различать множественное и единственное число имён существитель-ных.
| ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: общеучебные: -ориентировка в пространстве учебника; -осмысленное чтение материалов, размещённых в нём; -извлечение необходимой информации из прочитанных текстов. Личностные: -ориентироваться на здоровый образ жизни; -осуществлять профилактику утомления глаз. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: общеучебные: -осмысление лексического значения слов. Личностные: —осознание и оценивание алгоритма своего действия; -перевод внешней речи на внутренний план. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: логические: -развитие наблюдательности, мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения Коммуникативные: — умение слушать и слышать; —достаточно точно выражать свои мысли; —умение объяснять свои действия; — способ написания.
Регулятивные: —умение принимать и сохранять учебную задачу; -осуществлять контроль своей деятельности и деятельности одноклассников, при необходимости корректировать собственную деятельность и деятельность одноклассников; — оценивать свою деятельность.
Личностные: -стремление проявлять самостоятельность; -осознавать важность получаемых знаний и приобретаемых умений. Регулятивные: -умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, корректировать и оценивать собственную деятельность. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: логические: -умение анализировать, сравнивать, строить логическую цепочку рассуждений, делать выводы. Коммуникативные: —умение доказывать свое мнение, доносить его до всех участников образовательного процесса.
Личностные: -ориентироваться на здоровый образ жизни. Регулятивные: —умение корректировать и оценивать собственную деятельность. |
III. Локализация индивидуальных затруднений. (6 мин)
Цели: — выявить место и причину затруднения; — зафиксировать во внешней речи причину затруднения.
| 1.Игра «Волшебники». Работа в парах. Учитель объясняет задание. — Я предлагаю вам побыть в роли волшебников. У вас на столах – волшебная карточка для работы в парах. Положите её перед собой. Через каждое слово вместе с другом пропустите Ь и превратите при помощи его в новый предмет, объясните друг другу значение каждого слова.
Организует проверку. Выслушивает доказательства, объяснения.
— Сделайте вывод. Какую еще роль играет Ь в словах?
— Итак посмотрите на план урока. Что можете сказать? |
Слушают объяснение учителя. Читают задание, в паре обсуждают, договариваются, создают алгоритм деятельности, аргументируют своё мнение. Выполняют задание, осуществляют проверку.
Каждая пара объясняет значения слов, которые у них получились
Вывод: может менять значение слов.
Читают план. Делают вывод.
|
Слайд №17
|
Знать особенности буквы «ь». Уметь составлять новые слова, понимать или находить в словаре их лексическое значение, объяснять его. Уметь на письме обозначать мягкость согласных звуков на конце и в середине слов при помощи буквы «ь».
| Личностные: -поиск и оценка способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация —иметь мотивацию к учебной деятельности, -осознавать важность получаемых знаний и приобретаемых умений; -проявлять самостоятельность, ответственность; -стремиться к развитию мышления. Регулятивные: — стремиться к преодоле-нию препятствий; —умение принимать и сохранять учебную задачу. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: общеучебные: —создавать алгоритм деятельности; -выполнять необходимые преобразования; -строить логическую цепочку рассуждений; — работать со словарём. Коммуникативные: — умение слушать и слышать партнёра, контролировать, корректировать, оценивать его действия; — адекватно воспринимать оценку своей работы. |
IV.Итоговый контроль (5 мин)
Цели: — самопроверка ЗУН по эталону; — самооценка; — индивидуальная рефлексия достижения цели.
| 1.Работа в рабочих тетрадях 1 часть. — Мы выполнили намеченный план урока, но что еще осталось? — Итоговый контроль выполните в рабочих тетрадях с.60 №132. — Что будете оценивать? Выполните это задание следующим образом: — кто уверен, что он усвоил материал хорошо – выполнит все упражнение; — кто сомневается в своих знаниях – выполнит 3 столбика; — кто в себе не уверен может выполнить 2 столбика. |
Проверка усвоения материала.
Правильное написание слов с Ь на конце и в середине слова.
Выполняют задание. Осуществляют проверку.
Оценивают работу по критериям в листах самооценки. |
Проверка по образцу Слайд №18
Слайд №19 Критерии оценивания итоговой работы 2 балла – выполнил сам, без ошибок; 1 балл – выполнил сам, но допустил 1-2 ошибки; 0 баллов – нужна помощь
| Составлять предложение из предоставленных слов. Начало предложения писать с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку. Уметь доказывать раздельное написание предлогов со словами и применять это правило на письме. Помнить написание сочетаний –жи, -ши, -чк, -чн, -нч. Уметь находить безударные гласные в корне слов и подбирать проверочные слова к ним. | Регулятивные: —планировать и контролировать свои действия и деятельность одноклассников в соответствии с поставленной задачей; — оценивать результаты коллективной работы.
Коммуникативные: —развивать мотивацию к учебной деятельности; —знать правила и развивать навыки сотрудничества, применять их на практике. |
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке. (3 мин)
Цели: — соотнесение цели урока и его результатов; -самооценка работы на уроке; -осознание метода преодоления затруднений.
|
Подводит к сопоставлению целей урока и его результатов. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учеников. -Над какой темой работали? — Какие знания добыли сегодня на уроке?
2. Самооценка деятельности на уроке. Предлагает ребятам оценить свою работу на уроке при помощи «Шкалы успеха» — Подсчитайте общее количество баллов и отмети свои достижения на шкале успеха.
— Сделайте вывод: удалось ли вам достигнуть поставленной цели ,что и кто помог вам в ее достижении.
3. Рефлексия учебной деятельности -Продолжите, пожалуйста, фразы, которые видите на доске…
Предлагает сигнальной карточкой дать ответ на вопросы. — Кто доволен собой? — Кому было легко? -Кому нужна помощь? — Появилось солнышко с улыбкой, значит у большинства хорошее настроение. Спасибо за ваше трудолюбие, старание и стремление к знаниям. Эти качества помогли вам сегодня достигнуть намеченных целей.
4. Домашнее задание (по выбору) — 1.Творческое задание. Составить текст из 5-6 предложений, употребив в нём как можно больше слов с мягким знаком после согласных звуков в середине или в конце слова. 2. Выполнить упр. 205 на с.125. — Кому не понятно задание? У кого есть вопросы? — Ребята, спасибо вам за сотрудничество, за ваше старание. Молодцы! Желаю дальнейших успехов! Урок окончен! |
Высказывают своё мнение. Рассказывают, что знают, что смогли, в чём испытывали затруднение. Задание опережающего характера: 1 ученик читает стихотворение про Ь. Мягкий знак, мягкий знак Без него не написать Тридцать, двадцать, десять,пять. Вместо шесть получим шест, Вместо есть получим ест, Станут пенками пеньки, Уголками угольки, Банька в банку превратится, Вот что может получиться, Если будем забывать Мягкий знак в словах писать.
Подсчитывают баллы в листах самооценки.
Делятся своими выводами.
Выражают своё отношение к уроку. Дописываю фразы на обратной стороне листа самооценки.
Отвечают на предложенные вопросы при помощи сигнальных карточек.
Школьники выбирают смайлик, отражающий их настроение
Ребята выбирают и записывают домашнее задание. Уточняют непонятные моменты. |
Слайд №20.
Слайд №21
Слайд №22 Продолжите предложения На уроке я работал …….( активно/ пассивно) Своей работой на уроке я …..(доволен/ не доволен) Материал урока мне был …( понятен/ не понятен)
Слайд №23
Слайд№24.
|
| Личностные: -стремиться к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, к познанию, к постановке задач для самостоятельной работы. Регулятивные: — контролировать и корректировать собственную деятельность; -выделять и осознавать, что уже усвоено и что предстоит усвоить; -понимать важность полученных знаний, причины успеха или неудачи. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: общеучебные: — проявлять самостоятельность, ответственность; -стремиться к развитию мышления. Коммуникативные: -уметь полно и грамотно выражать свои мысли; — проявлять самостоятельность, ответственность; стремиться к развитию мышления. Личностные: — стремление к познанию, к постановке задач для самостоятельной работы. |