Урок русского языка (2 класс)
Тема: «ПРОВЕРКА БЕЗУДАРНЫХ
ГЛАСНЫХ».
(урок-закрепление)
Учитель:
Чекмарева А.Ю.
Цель урока:
— совершенствовать умение распознавать слова, которые нужно проверять, и проверочные слова; формировать умение обосновывать написание гласной буквы в безударном слоге;
— развивать внимание, речевые способности, слуховую память, умение быть сосредоточенным;
— воспитывать желание познать неизвестное; расширять кругозор детей.
Оборудование: плакат с изображением островов, письменный алфавит, таблица с буквами, карточки со словарными словами, иллюстрации морских животных.
Ход урока:
1.Орг. момент.
2. Постановка задачи урока.
— Сегодня мы отправляемся на корабле по
островам могучего океана , имя которого русский
язык, в далекое и нелегкое путешествие. На
нашем пути встретятся различные
препятствия: скалы, подводные рифы. Мы
должны будем выполнить задания жителей
островов, мимо которых нам предстоит
проплыть.
— Вы готовы к испытаниям?
— Отправляемся в путь, юные мореплаватели.
На доске: плакат с изображением океана и островов
(остров Букв, остров Слов, остров
Предложений, остров Текстов)
3. Минутка чистописания. (Остров Букв)
На иллюстрации медузы начерчена таблица с буквами.
Д К Л Ф Ж В
Ж И Э А У Е
У Ш Ж Н Б Ч
С И С А Ж Л
— На этом острове живут коварные медузы, которые приготовили вам это задание. Внимательно посмотрите на полотно с набором букв. Определите, какую букву мы сегодня будем писать. Она встречается в каждой строке данного набора.
— Сегодня мы будем писать букву ж.
-Определите порядок следования букв в данном ряду.
Жжа Жже Жжё Жж…
— Заглавная Ж, строчная ж чередуется с гласными буквами алфавита.
— Напишите данные буквы до конца строки в предложенной последовательности, ориентируясь на алфавит
(а,е,ё,и,о,у,э,ю,я)
— Каких букв в этом ряду больше?
— Назовите те гласные, которые в безударной позиции требуют проверки.
4.Формулирование темы урока детьми, а затем учителем (последнее задание жителей острова Букв)
Тема урока записывается на доске:
« Проверка безударных гласных»
5. Физкультминутка (Скалистый остров)
— Чтобы попасть на остров Слов, мы должны проплыть через остров Скалистый. Проплыть мы сможем, если расступятся скалы. Раздвинуть их сможет правильный ответ на вопрос и ваша внимательность.
— Я буду произносить слова и слоги. Если я назову слово, вы делаете наклон вперед, если слог – назад.
Садик, ре, зима, сон, гра, гроза, грачи, ол, ёжик, ду
6 .Словарная работа. (Остров Слов)
а) — На этом острове всего два города «Запоминай!» и «Проверяй!»
— Сначала мы посетим жителей города «Запоминай!», а заодно сделаем запасы продуктов для дальнейшего путешествия.
— Надо отгадать, что мы возьмем с собой.
На доске записаны слова из словаря.
Помидор, капуста, огурец, горох, морковь, картофель (слова закрыты)
По мере отгадывания слова открываются, дети объясняют, какая гласная пропущена.
— Что это?
— Итальянцы назвали этот овощ золотым яблоком.(ПОМИДОР)
— Название этого овоща произошло от латинского слова «капут», что означает «голова».(КАПУСТА)
— Огородное растение с крупными семенами горошинами. (ГОРОХ).
— Этот овощ получил свое название «агурос» за то, что в отличие от других овощей его едят неспелым.(ОГУРЕЦ).
-Этот овощ был завезен из Южной Америки. Клубни его похожи на гриб-трюфель.(КАРТОФЕЛЬ)
— Про этот овощ сложена загадка «Красная девица сидит в темнице, люди в руки брали, косы срывали» (МОРКОВЬ).
Эти слова дети записывают по памяти.
— На какие группы можно разбить эти слова?
б) – Чтобы определить маршрут нашего путешествия, нам нужна подсказка жителей города «Проверяй!». Но эту информацию они нам предоставят, если мы сдадим экзамен юного мореплавателя.
На доске:
к . менистое дно с . ленные брызги
ск . листый берег к . товая акула
м . рской к . нек к . лючий ёрш
У доски работают двое учащихся, остальные записывают по вариантам.
— Вставьте пропущенные безударные гласные.
Обоснуйте свой ответ.
— Что вы записали? (Словосочетания)
— Выделите крестиком главное слово.
7.Физкультминутка.
Игра «Море волнуется…»
8.Работа с предложением.(Остров предложений)
Трое детей работают у доски,вставляют пропущенные безударные гласные в словах,выделяют главные члены предложения.
1) У самого дна л.гко ск.льзят рыбы.
2) Выл.з из- под ск.лы краб.
3) Уплыли из св.их д.мишек .рши.
Остальные дети выполняют самостоятельную работу по карточкам.
9.Работа с текстами. (Остров Текстов)
Двое подготовленных детей пересказывают тексты.
Кто в море живет?
Плывет морж над илистым дном, клыками ил копает. Прокопал грядку, прорыхлил, давай ластами комья перетирать, из-под земли ракушки доставать.
Шел краб по дну, колючие ноги переставлял , не заметил яму с илом и бух — свалился в нее.
-Назовите слова с безударной гласной, подберите проверочное слово.
10.Окончание путешествия. Итог урока.
—Вот и подошло наше путешествие к концу. Мы вернулись в нашу школу.
-Что интересного было в нашем путешествии по океану?
О чем мы вспомнили на этом уроке?
11.Оценка работы детей(самооценка).
-Кого из ребят можно назвать настоящим мореплавателем? Кому еще предстоит этому учиться?
12.Д.З: