Урок русского языка (2 класс)

Тема: «ПРОВЕРКА БЕЗУДАРНЫХ

ГЛАСНЫХ».

(урок-закрепление)

Учитель:

Чекмарева А.Ю.

Цель урока:

— совершенствовать умение распознавать слова, которые нужно проверять, и проверочные слова; формировать умение обосновывать написание гласной буквы в безударном слоге;

— развивать внимание, речевые способности, слуховую память, умение быть сосредоточенным;

— воспитывать желание познать неизвестное; расширять кругозор детей.

Оборудование: плакат с изображением островов, письменный алфавит, таблица с буквами, карточки со словарными словами, иллюстрации морских животных.

Ход урока:

1.Орг. момент.

2. Постановка задачи урока.

Сегодня мы отправляемся на корабле по

островам могучего океана , имя которого русский

язык, в далекое и нелегкое путешествие. На

нашем пути встретятся различные

препятствия: скалы, подводные рифы. Мы

должны будем выполнить задания жителей

островов, мимо которых нам предстоит

проплыть.

— Вы готовы к испытаниям?

— Отправляемся в путь, юные мореплаватели.

На доске: плакат с изображением океана и островов

(остров Букв, остров Слов, остров

Предложений, остров Текстов)

3. Минутка чистописания. (Остров Букв)

На иллюстрации медузы начерчена таблица с буквами.

Д К Л Ф Ж В

Ж И Э А У Е

У Ш Ж Н Б Ч

С И С А Ж Л

— На этом острове живут коварные медузы, которые приготовили вам это задание. Внимательно посмотрите на полотно с набором букв. Определите, какую букву мы сегодня будем писать. Она встречается в каждой строке данного набора.

Сегодня мы будем писать букву ж.

-Определите порядок следования букв в данном ряду.

Жжа Жже Жжё Жж…

Заглавная Ж, строчная ж чередуется с гласными буквами алфавита.

— Напишите данные буквы до конца строки в предложенной последовательности, ориентируясь на алфавит

(а,е,ё,и,о,у,э,ю,я)

— Каких букв в этом ряду больше?

— Назовите те гласные, которые в безударной позиции требуют проверки.

4.Формулирование темы урока детьми, а затем учителем (последнее задание жителей острова Букв)

Тема урока записывается на доске:

« Проверка безударных гласных»

5. Физкультминутка (Скалистый остров)

Чтобы попасть на остров Слов, мы должны проплыть через остров Скалистый. Проплыть мы сможем, если расступятся скалы. Раздвинуть их сможет правильный ответ на вопрос и ваша внимательность.

— Я буду произносить слова и слоги. Если я назову слово, вы делаете наклон вперед, если слог – назад.

Садик, ре, зима, сон, гра, гроза, грачи, ол, ёжик, ду

6 .Словарная работа. (Остров Слов)

а) На этом острове всего два города «Запоминай!» и «Проверяй!»

— Сначала мы посетим жителей города «Запоминай!», а заодно сделаем запасы продуктов для дальнейшего путешествия.

— Надо отгадать, что мы возьмем с собой.

На доске записаны слова из словаря.

Помидор, капуста, огурец, горох, морковь, картофель (слова закрыты)

По мере отгадывания слова открываются, дети объясняют, какая гласная пропущена.

— Что это?

— Итальянцы назвали этот овощ золотым яблоком.(ПОМИДОР)

— Название этого овоща произошло от латинского слова «капут», что означает «голова».(КАПУСТА)

— Огородное растение с крупными семенами горошинами. (ГОРОХ).

— Этот овощ получил свое название «агурос» за то, что в отличие от других овощей его едят неспелым.(ОГУРЕЦ).

-Этот овощ был завезен из Южной Америки. Клубни его похожи на гриб-трюфель.(КАРТОФЕЛЬ)

— Про этот овощ сложена загадка «Красная девица сидит в темнице, люди в руки брали, косы срывали» (МОРКОВЬ).

Эти слова дети записывают по памяти.

— На какие группы можно разбить эти слова?

б) – Чтобы определить маршрут нашего путешествия, нам нужна подсказка жителей города «Проверяй!». Но эту информацию они нам предоставят, если мы сдадим экзамен юного мореплавателя.

На доске:

к . менистое дно с . ленные брызги

ск . листый берег к . товая акула

м . рской к . нек к . лючий ёрш

У доски работают двое учащихся, остальные записывают по вариантам.

— Вставьте пропущенные безударные гласные.

Обоснуйте свой ответ.

— Что вы записали? (Словосочетания)

— Выделите крестиком главное слово.

7.Физкультминутка.

Игра «Море волнуется…»

8.Работа с предложением.(Остров предложений)

Трое детей работают у доски,вставляют пропущенные безударные гласные в словах,выделяют главные члены предложения.

1) У самого дна л.гко ск.льзят рыбы.

2) Выл.з из- под ск.лы краб.

3) Уплыли из св.их д.мишек .рши.

Остальные дети выполняют самостоятельную работу по карточкам.

9.Работа с текстами. (Остров Текстов)

Двое подготовленных детей пересказывают тексты.

Кто в море живет?

Плывет морж над илистым дном, клыками ил копает. Прокопал грядку, прорыхлил, давай ластами комья перетирать, из-под земли ракушки доставать.

Шел краб по дну, колючие ноги переставлял , не заметил яму с илом и бух — свалился в нее.

-Назовите слова с безударной гласной, подберите проверочное слово.

10.Окончание путешествия. Итог урока.

Вот и подошло наше путешествие к концу. Мы вернулись в нашу школу.

-Что интересного было в нашем путешествии по океану?

О чем мы вспомнили на этом уроке?

11.Оценка работы детей(самооценка).

-Кого из ребят можно назвать настоящим мореплавателем? Кому еще предстоит этому учиться?

12.Д.З:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here