Е.С. Белоцерковец
учитель начальных классов
средняя школа № 4
Русский язык.
2 класс
Тема: Собственные и нарицательные имена существительные.
Тип урока: комбинированный.
Методы: проблемно-поисковый, словесный, практический, наглядный.
Цель: Углубить знания учащихся об имени существительном.
Задачи урока: формирование представления об именах собственных и нарицательных, их сходстве и различии; правильно употреблять заглавные и строчные буквы при написании имен существительных; развитие речи; создание условия для развития самостоятельной мыслительной деятельности, познавательной активности; воспитание культуры общения на уроке, привитие чувства любви к природе.
Ход урока.
1 Оргмомент. Психологический настрой.
Громко прозвенел звонок, начинается урок.
Наши ушки на макушке, глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем.
Повернитесь друг к другу и улыбнитесь, передайте теплоту своего сердца друг другу.
Прислушайтесь к себе: какое у вас настроение?
Посмотрите, на столе у каждого лежат рисунки солнышка, облачка и тучки. Какая из карточек отражает ваше настроение, покажите. Я рада, что у вас отличное настроение, потому что дело спорится с хорошим настроением.
-Пусть девизом нашего урока станут слова: «Дружно работаем – больше узнаем». Сегодня на уроке мы будем наблюдать, замечать, размышлять и делать выводы.
2. Актуализация знаний.
А) Упражнение в умении классифицировать существительные
Наш урок мы начнём с повторения пройденного материала. Я вам предлагаю игру «Собери слова»
О, К, Т С, Л, И, А Н, К, И, О Т, О, Ч
— Какие слова можно составить, используя эти буквы? Составьте слова.
(На доске по мере составления появляются слова)
Кот, ток, кто, лиса, сила, кино, кони, что.
-На какие две группы можно разделить слова по строению?
( односложные и двусложные)
-Назовите эти группы слов.
-Назовите « лишние» слова. Кто, что.
-Почему они будут « лишними»?
— Что объединяет группу слов : кот, лиса, сила, кино, кони.
— Что называется именем существительным?
— На какие группы можно разделить данные имена существительные.
— Что мы знаем о существительных одушевлённых и неодушевлённых?
Распределите их в два столбика.
— Сегодня на уроке мы продолжим исследовать имя существительное и пополним наши знания об этой удивительной части речи.
-Откройте тетради, запишите число, классная работа.
3.Каллиграфическая минутка.
Задание. Составьте из слогов имена, назовите их. С какой буквы вы их будете писать? Почему? ( вел, па) (ня, же) , (на,ша,та) ( ге,ев,ния)- Павел, Женя, Наташа, Евгений.
Запишите только первые буквы каждого имени.
П Ж Н Е
— Что объединяет эти буквы? ( они все заглавные)
— Какая буква « лишняя»? Почему? Какие звуки может обозначать буква Е ?
— Пропишем букву Ее
— Для чего человеку нужно имя? (Чтобы выделять его среди других людей)
4.Словарная работа.
— Что ещё необходимо человеку?
-Что такое фамилия?
-Каким образом получает человек фамилию?
-Что обозначает фамилия? (что человек принадлежит к какой-либо конкретной семье.) Происхождение фамилий имеют свою историю. Часто они указывают, где жили наши предки, чем занимались. Сапожников, Гончаров, Москвин. Кроме имени и фамилии у человека есть отчество. Как оно образуется? Дежурное слово: фамилия
Выполнение фонетического разбора слова у доски.
5. Работа над новой темой.
-В русском языке ещё есть слова, которые всегда пишутся с большой буквы.
-Назовите их.
а) Работа в парах с таблицей. Таблицы на парте
-Вспомним правила работы в паре
Работая в паре, можно и нужно помогать своему товарищу.
— Какую пословицу помним?
«Одна голова хорошо, а две — лучше»
-Прочитайте задание. Распределите слова по этим группам.
2. Клички животных. | 3. Географические названия | 4.
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сергей Иванов, Пушок, река, Астана, Лида, мяч, дерево, дом, школа , Нура, Рекс, Каркуша.
— Какие слова остались не вставленными в таблицу? Давайте соберём их в отдельный столбик и запишем.
— Внимательно ещё раз рассмотрите таблицу и скажите, чем отличаются слова трёх первых столбиков от слов 4 столбика? (написанием)
В русском языке для обозначения этих существительных давно придуманы специальные термины. Это-имена существительные собственные и нарицательные. (Сообщение учителя об именах собственных и нарицательных)
6.Определение темы урока
— Попробуйте назвать тему нашего урока (Тема урока «Имена существительные собственные и нарицательные)
— Какую можем цель поставить перед собой?
7. Работа над усвоением новых знаний.
Создание проблемной ситуации 1.
Как же отличить имена собственные от нарицательных?
Ответы детей – Имена собственные пишутся с заглавной буквы.
Учитель. Вам предлагается ответить на вопрос: все ли слова,
записанные с большой буквы, являются именами собственными?
Практическое задание.
Горка стоит возле школы. Девочки Аня и Вика катаются с горки на санках.
-Прочитайте предложения. Выпишите слова, записанные с заглавной буквы. Прочитайте.
-Являются ли слова «горка» и «девочки» именами собственными.
-Почему тогда их написали с заглавной буквы?( начало предложения пишется с большой буквы).
-Ответьте на вопрос, все ли слова, написанные с заглавной буквы являются именами собственными? (Нет, не все. Помним правило, что начало предложения пишется с большой букв
Гимнастика для глаз
Создание проблемной ситуации 2.
Предлагаются пары слов
Роза-роза
Рыжик-рыжик
Рассмотрите пары слов.
— Почему одинаковые слова записаны по-разному? ( Имеют разное значение.)
-Сделайте вывод, что необходимо сделать, чтобы не ошибиться в написании одинаково звучащих слов.
Необходимо выяснить значение этих слов.
8.Физкультминутка.
Задание: Составьте и запишите предложения с данными словами.( звучит пение птиц
Саша. Скворечник. Скворцов. Сделал. Для. Скворцов.
( Саша Скворцов сделал скворечник для скворцов.)
Соловьёв. Пение. Серёжа. Слушал. Соловьёв.
( Серёжа Соловьёв слушал пение соловьёв)
-Назовите имена собственные. Что мы помним об их написании?
Беседа о птицах.
9. Закрепление нового материала
Работа с карточками.
Запишите данные слова через запятую. Слайд.
Саша. Гриб. Балхаш. Караганда. Цветок. Земля. Воробей.
— Какое слово можно написать по-разному? Почему? (земля-Земля) Слайд. ( после высказываний детей)
Составьте предложения со словом земля, где это слово употребляется как нарицательное имя существительное и как собственное.
( Например: Вся земля покрылась пушистым снегом. Наша планета Земля очень большая)
— А сейчас мы поиграем.
Игра «Найди пару» ( Учащиеся получают карточки с именами существительными. У одних-нарицательные, им необходимо найти соответствующую пару с собственным существительным)
Река Ишим
Озеро Балхаш
Космонавт- Тохтар Аубакиров
Писатель- Мухтар Ауэзов
Столица Алпамыс
Поэт- Александр Пушкин
Батыр- Астана
Собака- Жучка
Страна- Казахстан
Работа по вариантам . Найди «лишнее» слово. Стр.171 Упр. 431
-Объясните свой выбор.
Итог урока.
-Давайте обобщим наши знания об имени существительном.
Дополните предложения.
Работа со схемой. Слайд
Расскажите правило по схеме.
( Имена существительные делятся на собственные и нарицательные…)
Вопросы: какие имена существительные являются собственными?
Как пишутся собственные, нарицательные имена существительные?
10.Домашнее задание (творческое) Сочинение «Моя семья» (с использованием собственных имён существительных)
11. Рефлексия урока.
— Кто сделал открытие на уроке?
-Кого из одноклассников можете похвалить за работу?
— Я тоже хочу поблагодарить ребят за хорошую работу. Ведь правильно говорят: По труду и честь. Выставление оценок.
— Какое у вас настроение сейчас? Покажите. Спасибо за урок!