Конспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

Предмет: русский язык, комбинированный урок.

Тема: «Твердые и мягкие согласные»

Продолжительность: 1 академический час – 40 минут.

Класс: 2 класс.

Технологии: использована программа Microsoft PowerPoint.

Аннотация:

Урок «Твердые и мягкие согласные» является первым уроком по данной теме и четвертым уроком по теме «Согласные звуки и буквы» (по учебнику «Русский язык», авт. Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова). В представленном уроке учащиеся систематизируют знания о твердых и мягких согласных звуках и способах обозначения мягкости согласных букв на письме, вспомнят из материалов прошлых уроков классификацию согласных звуков, проверят свои знания слов из словаря с помощью слайдов презентации, научатся различать мягкие и твердые согласные звуки в словах и обозначать мягкость согласных на письме при помощи мягкого знака, потренируются в звуко – буквенном анализе слов.

Словарная работа, повторение материала, необходимого для изучения новой темы, а также объяснение и частично закрепление новой темы проводится с помощью программы Microsoft PowerPoint.

Конспект урока:

Тема урока: Твердые и мягкие согласные звуки.

Цели: систематизировать знания учащихся о твердых и мягких согласных звуках и способах обозначения мягкости согласных букв на письме; развивать навыки обозначения мягкости согласных на письме при помощи мягкого знака; формировать орфографическую зоркость, речь учащихся; воспитывать самостоятельность.

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Орг. момент

— Как вы думаете, вы уже всё знаете о звуках русского языка?

Звук не можем мы увидеть

И не можем в руки взять.

Озорного невидимку

Можем ухом различать.

А ещё – произносить,

Но не трогать и носить.

(А. Кочергина)

Настрой на урок

II. Минутка чистописания

— На минутке чистописания повторим правильное написание букв Вв, поупражняемся в безотрывном письме элементов букв.

— Дайте характеристику букве В.для выполнения этого задания воспользуйтесь памяткой. (Приложение № 1)

(обозначает согласные звуки [в], [в], звонкие, парные, пара – согласные звуки [ф], [ф])

— Пропишите буквы и их элементы в тетради.

Дают характеристику буквы и звуков

Прописывают буквы и их элементы

III. Сообще-ние темы и целей урока.

— Сегодня на уроке вы вспомните, что уже изучали о звуках и буквах русского языка, узнаете что-то новое, будете учиться делать выводы, учиться видеть в словах орфограммы, чтобы писать без ошибок.

Слушают учителя

IV. Словар-ная работа.

— Вспомните, какие безударные гласные пишутся в словах из словаря.

(слайд 1)

— Запишите данные слова в тетрадь, вставив пропущенные буквы. Поставьте в словах знак ударения и подчеркните безударные гласные буквы, написание которых нужно запомнить.

— Проверьте себя, правильно ли вы вставили пропущенные буквы.

(слайд 1: открываются пропущенные буквы в словах)

— Познакомимся с новым словом из словаря.

— Назовите предметы на рисунках.

(показываются рисунки одежды: пальто, сарафан, платье, блузка (см. приложение №2))

— Как назвать эти предметы одним словом?

(одежда)

— Посмотрите, как пишется это слово.

(слайд 1: открывается слово «одежда»)

— Запишите его в тетради, поставьте знак ударения, подчеркните безударную гласную, которую нужно запомнить.

Выполняют задание

Самопроверка

Называют предметы

Называют слово

Записывают слово в тетради

V. Актуали-зация знаний.

— На какие две большие группы делятся все звуки в русском языке?

(по мере ответов на вопросы заполняется схема – слайд 2)

Звуки

Гласные

Согласные

Звонкие

Парные

Глухие

Непарные

?

?

— На какие группы в свою очередь можно разделить согласные звуки?

(звонкие – глухие, парные – непарные)

— Назовите парные согласные звуки.

(слайд 2)

— Назовите непарные согласные звуки.

(слайд 2)

— Сегодня вы должны узнать, на какие ещё две группы можно разделить согласные звуки.

Отвечают на вопросы

VI. Работа по теме урока.

  1. Сравнительный звуко – буквенный анализ первых слогов в парах слов.

— Назовите изображенные предметы.

(слайд 3: белка – бабочка)

— Произнесите первые звуки в этих словах.

— Чем они различаются?

— В каком слове первый согласный мягкий?

— Назовите изображенные пары предметов.

(слайд 3: зонт – зеркало, лук – лимон, помидор – перец)

— Выделите первый звук в словах каждой пары.

— Чем они различаются?

— Какие слова начинаются с твердых согласных звуков?

— Так какими бывают согласные звуки в словах?

(твердыми и мягкими)

  1. Работа с правилом.

— Прочитайте правило на стр. 74 учебника и скажите, верный ли мы сделали вывод.

(закончить схему: слайд 4)

Звуки

Согласные

Гласные

Парные

Звонкие

Глухие

Непарные

Мягкие

Твердые

Называют предметы

Отвечают на вопросы

Называют предметы

Отвечают на вопросы

Читают правило

VII. Физ-культминутка

— Я читаю пары слов. Если в слове слышите мягкий согласный звук – приседаете, если в слове только твердые согласные звуки – подпрыгиваете.

— Будьте очень внимательны.

Кон – конь, банька – банка,

кров – кровь, шест – шесть,

брать – брат.

Выполняют упражнения

VIII. Продол-жение работы по теме урока.

  1. Обозначение мягкости согласных звуков на письме.

— Прочитайте стихотворение.

(слайд 5)

— Какой звук слышится в конце выделенных слов – твердый или мягкий?

— Прочитайте выделенные слова.

(слайд 5: открываются закрытые буквы)

— Как обозначена мягкость согласного звука во втором слове?

(мягким знаком)

— Прочитайте правило на стр. 76 учебника.

  1. Самостоятельная работа.

— Послушайте шуточное стихотворение про мягкий знак.

(слайд 6: читаю стихотворение)

— Запишите пять слов, в которых пишется мягкий знак. Подчеркните мягкий знак.

— Какие слова записали?

Читают стихотворение

Отвечают на вопросы

Выполняют задание

Отвечают на вопросы

Читают правило

Слушают стихотворение

Записывают слова в тетрадях

Коллективная проверка

IX. Закрепле-ние.

  1. Выборочное списывание.

— Выполните упр. 79 на стр. 76 учебника.

(выписать слова, в которых есть мягкие согласные)

  1. Работа по заданию к тексту.

— Прочитайте и отгадайте загадки.

(слайд 7)

— Произнесите мягкий согласный звук в каждом слове – отгадке.

— Как обозначить мягкость согласного на письме в этих словах? (ь)

— Есть ли в них безударные гласные?

— Можно ли проверить их обозначение на письме?

(кольцо – кольца, пальто – из словаря)

  1. Звуко – буквенный анализ слова «дождь».

— Прочитайте и объясните выражение.

(слайд 8: «Дождь льет как из ведра»)

— Скажите, одинаковое ли количество звуков и букв в выделенном слове?

— Почему?

Выполняют задание, коллективная проверка

Выполняют задания, отвечают на вопросы

Выполняют задания, отвечают на вопросы

X. Домаш-нее задание

Стр. 74, 76 (правило), упр. 82.

XI. Итог урока.

— Какими бывают согласные звуки?

— Почему согласные звуки произносятся то твердо, то мягко?

— Чему учились на уроке?

— Что нового узнали?

— Разгадайте ребус и оцените себя.

(слайд 9)

Отвечают на вопросы

Разгадывают ребус

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here