Конспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
Предмет: русский язык, комбинированный урок.
Тема: «Твердые и мягкие согласные»
Продолжительность: 1 академический час – 40 минут.
Класс: 2 класс.
Технологии: использована программа Microsoft PowerPoint.
Аннотация:
Урок «Твердые и мягкие согласные» является первым уроком по данной теме и четвертым уроком по теме «Согласные звуки и буквы» (по учебнику «Русский язык», авт. Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова). В представленном уроке учащиеся систематизируют знания о твердых и мягких согласных звуках и способах обозначения мягкости согласных букв на письме, вспомнят из материалов прошлых уроков классификацию согласных звуков, проверят свои знания слов из словаря с помощью слайдов презентации, научатся различать мягкие и твердые согласные звуки в словах и обозначать мягкость согласных на письме при помощи мягкого знака, потренируются в звуко – буквенном анализе слов.
Словарная работа, повторение материала, необходимого для изучения новой темы, а также объяснение и частично закрепление новой темы проводится с помощью программы Microsoft PowerPoint.
Конспект урока:
Тема урока: Твердые и мягкие согласные звуки.
Цели: систематизировать знания учащихся о твердых и мягких согласных звуках и способах обозначения мягкости согласных букв на письме; развивать навыки обозначения мягкости согласных на письме при помощи мягкого знака; формировать орфографическую зоркость, речь учащихся; воспитывать самостоятельность.
Ход урока.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
I. Орг. момент | — Как вы думаете, вы уже всё знаете о звуках русского языка?
Звук не можем мы увидеть И не можем в руки взять. Озорного невидимку Можем ухом различать. А ещё – произносить, Но не трогать и носить. (А. Кочергина) | Настрой на урок |
II. Минутка чистописания | — На минутке чистописания повторим правильное написание букв Вв, поупражняемся в безотрывном письме элементов букв.
— Дайте характеристику букве В.для выполнения этого задания воспользуйтесь памяткой. (Приложение № 1) (обозначает согласные звуки [в], [в’], звонкие, парные, пара – согласные звуки [ф], [ф’])
— Пропишите буквы и их элементы в тетради. |
Дают характеристику буквы и звуков
Прописывают буквы и их элементы |
III. Сообще-ние темы и целей урока. | — Сегодня на уроке вы вспомните, что уже изучали о звуках и буквах русского языка, узнаете что-то новое, будете учиться делать выводы, учиться видеть в словах орфограммы, чтобы писать без ошибок.
| Слушают учителя |
IV. Словар-ная работа. | — Вспомните, какие безударные гласные пишутся в словах из словаря. (слайд 1)
— Запишите данные слова в тетрадь, вставив пропущенные буквы. Поставьте в словах знак ударения и подчеркните безударные гласные буквы, написание которых нужно запомнить.
— Проверьте себя, правильно ли вы вставили пропущенные буквы. (слайд 1: открываются пропущенные буквы в словах)
— Познакомимся с новым словом из словаря.
— Назовите предметы на рисунках. (показываются рисунки одежды: пальто, сарафан, платье, блузка (см. приложение №2))
— Как назвать эти предметы одним словом? (одежда)
— Посмотрите, как пишется это слово. (слайд 1: открывается слово «одежда»)
— Запишите его в тетради, поставьте знак ударения, подчеркните безударную гласную, которую нужно запомнить.
|
Выполняют задание
Самопроверка
Называют предметы
Называют слово
Записывают слово в тетради |
V. Актуали-зация знаний. | — На какие две большие группы делятся все звуки в русском языке? (по мере ответов на вопросы заполняется схема – слайд 2)
Звуки
Гласные
Согласные
Звонкие
Парные
Глухие
Непарные
?
?
— На какие группы в свою очередь можно разделить согласные звуки? (звонкие – глухие, парные – непарные)
— Назовите парные согласные звуки. (слайд 2)
— Назовите непарные согласные звуки. (слайд 2)
— Сегодня вы должны узнать, на какие ещё две группы можно разделить согласные звуки.
| Отвечают на вопросы |
VI. Работа по теме урока. |
— Назовите изображенные предметы. (слайд 3: белка – бабочка)
— Произнесите первые звуки в этих словах. — Чем они различаются? — В каком слове первый согласный мягкий?
— Назовите изображенные пары предметов. (слайд 3: зонт – зеркало, лук – лимон, помидор – перец)
— Выделите первый звук в словах каждой пары. — Чем они различаются?
— Какие слова начинаются с твердых согласных звуков?
— Так какими бывают согласные звуки в словах? (твердыми и мягкими)
— Прочитайте правило на стр. 74 учебника и скажите, верный ли мы сделали вывод. (закончить схему: слайд 4)
Звуки
Согласные
Гласные
Парные
Звонкие
Глухие
Непарные
Мягкие
Твердые
|
Называют предметы
Отвечают на вопросы
Называют предметы
Отвечают на вопросы
Читают правило |
VII. Физ-культминутка | — Я читаю пары слов. Если в слове слышите мягкий согласный звук – приседаете, если в слове только твердые согласные звуки – подпрыгиваете. — Будьте очень внимательны. Кон – конь, банька – банка, кров – кровь, шест – шесть, брать – брат.
| Выполняют упражнения |
VIII. Продол-жение работы по теме урока. |
— Прочитайте стихотворение. (слайд 5)
— Какой звук слышится в конце выделенных слов – твердый или мягкий?
— Прочитайте выделенные слова. (слайд 5: открываются закрытые буквы)
— Как обозначена мягкость согласного звука во втором слове? (мягким знаком)
— Прочитайте правило на стр. 76 учебника.
— Послушайте шуточное стихотворение про мягкий знак. (слайд 6: читаю стихотворение)
— Запишите пять слов, в которых пишется мягкий знак. Подчеркните мягкий знак.
— Какие слова записали?
|
Читают стихотворение
Отвечают на вопросы
Выполняют задание
Отвечают на вопросы
Читают правило
Слушают стихотворение
Записывают слова в тетрадях
Коллективная проверка
|
IX. Закрепле-ние. |
— Выполните упр. 79 на стр. 76 учебника. (выписать слова, в которых есть мягкие согласные)
— Прочитайте и отгадайте загадки. (слайд 7)
— Произнесите мягкий согласный звук в каждом слове – отгадке.
— Как обозначить мягкость согласного на письме в этих словах? (ь)
— Есть ли в них безударные гласные? — Можно ли проверить их обозначение на письме? (кольцо – кольца, пальто – из словаря)
— Прочитайте и объясните выражение. (слайд 8: «Дождь льет как из ведра»)
— Скажите, одинаковое ли количество звуков и букв в выделенном слове? — Почему?
|
Выполняют задание, коллективная проверка
Выполняют задания, отвечают на вопросы
Выполняют задания, отвечают на вопросы
|
X. Домаш-нее задание
| Стр. 74, 76 (правило), упр. 82. |
|
XI. Итог урока. | — Какими бывают согласные звуки? — Почему согласные звуки произносятся то твердо, то мягко? — Чему учились на уроке? — Что нового узнали? — Разгадайте ребус и оцените себя. (слайд 9)
| Отвечают на вопросы
Разгадывают ребус |