Алаторцева Ольга Николаевна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №18» г. Энгельс
Электронный адрес: alatortzeva .olya @yandex .ru
Урок русского языка во 2 «а» классе. Программа « Начальная школа XXI века».
Учитель: Алаторцева Ольга Николаевна.
Тема: «Учимся применять орфографические правила в корне»
Результаты:
метапредметные | предметные | |
Ценностное отношение к умению узнавать орфограммы в словах и проверять их, к совместной деятельности, к полученным результатам. | коммуникативные УУД: создать условия для культуры общения, интереса к урокам русского языка, умение выражать свои мысли, вступать в диалог, слушать и понимать других. Познавательные УУД: формирование орфографических и каллиграфических навыков, создание условий для выработки навыков нахождения и проверки орфограмм в слове. Регулятивные УУД: умение целеполагания, соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. | Умение узнавать изученные орфограммы, знать способы проверки, применять полученные знания при выполнении письменных работ |
т.е. результатом педагогической деятельности будет ученик, ценящий то, что он самостоятельно может:
1) определить изученные орфограммы и способы их проверки;
2)осуществлять контроль по применению полученных знаний при самостоятельной работе;
3) применять полученные знания в жизни.
Цель урока: осмысление известных знаний, выработка умений и навыков по их применению, создание условий для формирования УУД,
Задачи урока:
1)формирование каллиграфических и орфографических навыков, умения находить и проверять орфограммы в слове;
2)развитие потребности в совершенствовании своей устной и письменной речи, развитие внимания и мышления;
3)воспитание ценностного отношения к урокам русского языка, к полученным результатам.
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в паре.
Учебно-методическое обеспечение:
1)Рабочая тетрадь №2.М.И. Кузнецова.
2) наглядный и раздаточный материал по данной теме.
3)Презентация.
4) Пособие для учителя. Комментарии к урокам. Русский язык. С.В. Кузнецов, М.И. Кузнецова.
Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Результат | |
1.Организационный. Мотивация к учебной деятельности. | Обеспечить хорошую внешнюю обстановку для работы, психологический и эмоциональный настрой к общению | Управление оценкой готовности к уроку. -Представьте, что вы маленькие семечки.
-Садовник очень бережно относится к семечкам, поливает их, ухаживает за ними
-С первыми лучами солнышка семечки начинают расти, появляются первые листочки.
-Стебелёк растёт. -И вот наступает радостный момент: появляется первый бутон.
-А какой раскроется цветок, мы увидим в конце урока.
| Дети слушают, настраиваются на работу
| Регулятивные. Развитие мотивов учебной деятельности |
2.Актуализация опорных знаний, выявление проблемы. Введение в тему. Постановка цели урока. | Организация ситуации, в которой дети актуализируют нужные для последующего открытия знания. | Создание условий для формирования умения выбирать и оценивать учебные действия, умения ставить цель, формулировать тему
1 слайд -Посмотрите, какое слово спряталось? Орфограмма
-Что такое орфограмма? (опасное при письме место)
— Ребята, давайте поиграем. Для каждого ряда я приготовила слова, но одно из них лишнее. Подумайте, какое и почему? 2 слайд 1ряд: трава, земля, дождь 2 ряд: солнце, сказка, улыбка 3ряд: весна, сердце, местность
3 слайд (Появляются выбранные слова)
-В какой части слова находятся все эти орфограммы? (в корне)
-Как вы думаете, над какой темой мы будем работать? (дети называют тему)
Итак, сегодня на уроке мы работаем с орфограммами в корне слова. — Для чего нужно знать и уметь применять эти правила? (чтобы не допускать ошибок при письме) — Есть в классе ученики, которые знают эти правила, но допускают ошибки при письме? — Что нужно сделать, чтобы этого не происходило? (научиться видеть орфограмму в слове). Это называется орфографическая зоркость. Что означает слово зоркость? (внимательный, наблюдательный) -Какую цель мы поставим? (учиться писать без ошибок, находить орфограммы и проверять их или вспоминать правила, развивать речь) -Обратите внимание на столах лежит у каждого бутон желтого цвета и лепестки трёх цветов: розовый, оранжевый и голубой. При выполнении каждого задания на бутоне будут появляться лепестки. Но каждый цвет лепестка имеет свое значение.
Розовый — всё знаю. Оранжевый – знаю, но нужно повторять. Голубой – испытываю затруднения
Опираясь на данные высказывания, прикрепите первый лепесток, оценив выполненное задание.
Давайте вернемся к словам
| Дети заранее записывают в тетрадь число, классная работа
Орфограмма- написание, требующее проверки, применения правил орфографии
учиться писать без ошибок, правильно говорить, быть культурным человеком.
Самооценивание
| Регулятивные: целеполагание. Личностные: жизненное самоопределение. |
3. Закрепление правописания парной согласной в корне. Работа с изученной орфограммой.
| Развитие учебно-интеллектуальных умений: анализ, синтез обобщение. | — Сейчас мы посмотрим, как вы уверены в своих знаниях. — Послушайте стихотворение. (Читаю)
4 слайд Вот царь зверей – могучий ле. (в, ф), А тут жира. (в, ф) он с длинной шеей. Ушастый ё. (ж, ш). Чем он хорош? Ено. (т, д) – красавец смотрит вниз Там потянулась сладко ры . ь (з, с), Плывет могучий бегемо. (д, т), Медве. ь (д, т) у озера ревет. И белый голу. ь (п, б) там летает, Удачи всем он нам желает.
-Вставьте нужную орфограмму устно доказывай свой выбор.
— Что объединяет все эти слова? -А где ещё может находиться эта орфограмма? Тетрадь с. 30 упр.3 (2 столбик)
Проверка
Оценивание (2 лепесток) Опираясь на данные высказывания, прикрепите второй лепесток, оценив выполненное задание.
|
Лев, жираф, ёж, енот, рысь, бегемот, медведь, голубь.
| Регулятивные УУД:соотнесение результата своей деятельности и оценивать его |
4.Закрепление правописания непроизносимой согласной в корне. Работа с изученной орфограммой.
| Актуализировать знания учащихся, закрепить знания, умения и навыки учащихся по нахождению изученных орфограмм в словах, определения места орфограммы в слове, выбора нужного способа проверки. | (Работа в паре) — Вспомните правила работы в парах — На карточке белого цвета записаны слова. Выпишите только те слова, в которых звуков меньше, чем букв.
Грустный, интересный, вкусный поздний, опасный, честный, лестница.
— Прочитайте выписанные слова. (дети читают слова) — Почему вы их выписали? — Как проверить данную орфограмму? (вспоминаем правило) — Докажите. — А все ли слова можно проверить? — Почему? — А какие ещё слова нужно помнить? (праздник, здравствуйте, чувствовать)
Оценивание (3 лепесток) Опираясь на данные высказывания, прикрепите третий лепесток, оценив выполненное задание. |
Называют правило проверки парной согласной
Списывают в тетрадь с выделением орфограммы.
Делают вывод
| Систематизировали знания по определению орфограмм, способах проверки, умение выделять часть слова, в которой находится орфограмма.
Умение логически строить цепь рассуждений
|
5.Физминутка | Формирование ценностного отношения к своему здоровью. | 5 слайд
| Выполняют упражнение для снятия усталости и напряжения | Ценностное отношение к здоровому образу жизни. |
6. Закрепление правописания проверяемой безударной гласной в корне. Работа с изученной орфограммой.
| При проверке самостоятельно в комплексе применять полученные знания | -Чтобы на бутоне появился ещё один лепесток, мы выполним следующее задание. -У каждого на столах лежат красные -1, желтые-2 и зеленые-3 листочки.
(Читаю все задания) -Выберите посильное для себя задание, самостоятельно выполнив его в своих тетрадях.
(Учащимся предлагаются разноуровневые задания)
1-высокий уровень (красные карточки). Задание: выписать слова с орфограммами в корне.
Верба за моим окном Почки распустила- Раньше всех в краю родном Расцвести решила.
2-средний уровень (желтые карточки). Задание: вставить пропущенные буквы, записать проверочные слова.
В.сна (________), гнездо (________), нед.л.ко(_______, _________), зв.рёк (___________), з.лёная (__________).
3-низкий уровень(зеленые карточки). Задание: вставить пропущенные буквы, подчеркнуть проверочное слово.
Уд . вительно (дева, диво), скр . пучий (скрепка, скрип), гр.за (гроздь, грозы), м.рской (море, морс), .са (осинник, осы)
6 слайд (Проверка по цветам на слайде) — Как называется данная орфограмма? (проверяемая безударная гласная в корне) — Как проверить данную орфограмму? (вспоминаем правило)
Оценивание (4 лепесток) Опираясь на данные высказывания, прикрепите четвертый лепесток, оценив выполненное задание.
|
| Верно выполненное задание, развитие коммуникативных навыков при работе в группе.Регулятивные:оценивание качества и уровня выподнения задаия |
7.Творческое применение знаний в новой ситуации
.
| Повысить уровень осмысления материала | Осталось прикрепить последний 5 лепесток.
7 слайд
-Какое время года изображено на картине? -Что вы видите? — Найдите слова с орфограммами, используя эту картину и запишите их в тетрадь выделяя орфограммы.
Проверка Оценивание (5 лепесток) Опираясь на данные высказывания, прикрепите пятый лепесток, оценив выполненное задание. -Вот и раскрылся у каждого свой цветок. Эти цветы необычные. Это цветы ваших знаний. — У кого все лепестки одного цвета? ——Почему так получилось? -У кого больше розовых лепестков, чем других? -Почему так получилось? — У кого меньше розовых лепестков, чем других? -Почему так получилось? -Давайте все вместе порадуем стебельки, которые кто- то оборвал, подарив им новую жизнь. (Дети все вместе выходят к доске и крепят цветы) | Повторить правила | Коммуникативные:умение выражать свои мысли. Познавательные УУД:преобразование информации из одной формы в другую |
8. Домашнее задание
| Дать инф. о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Т. с.34 упр.6
|
|
|
9.Рефлексия | Организовать понимание ценностного отношения совершённой деятельности | Создание условий для осмысления проделанной работы на уроке, развитие у учащихся способности к самооценке. -Давайте вернёмся к планированию нашей деятельности в начале урока. -Всё ли нам удалось? -Чему учились сегодня на уроке? — Чему можете научить своих одноклассников? 8 слайд Урок окончен. Спасибо за работу.
|
Да
Применять знания в дальнейшей работе.
| Личностные УУД:ценностные установки на результат познания.
Способность к саморефлексии, саморазвитию, мотивация к познанию. |