Разработка урока по русскому языку
УМК «Школа России»
Тема. Непроизносимые согласные в корне слова 3 класс
Автор разработки:
учитель начальных классов высшей
квалификационной категории
Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 п. Кировский» Кировского района Приморского края
Ананко Татьяна Александровна
2013
Тема урока: «Непроизносимые согласные в корне слова»
Этап обучения по данной теме: начальный
Цель урока:
Формировать понятие «Непроизносимые согласные в корне слова» для правильного использования в письменной речи.
Задачи урока:
Способствовать развитию грамотной устной и письменной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Способствовать развитию умения определять и формулировать тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действия.
Способствовать развитию умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах, группе.
Способствовать развитию умения ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Тип урока: урок изучения новых знаний (технология деятельностного метода)
Используемые приёмы, методы, технологии обучения: системно-деятельностный подход, проблемно-диалоговое обучение, индивидуальная, групповая работа, использование ИКТ (презентация упражнений, используемых на уроке)
Формы организации познавательной деятельности учащихся: побуждающий от проблемной ситуации диалог, презентация к уроку, групповая работа, использование ЭОР.
Оборудование и основные источники информации мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point, учебник для 3 класса по русскому языку Т.Г.Рамзаева, методические рекомендации к уроку.
Прогнозируемый результат: самостоятельное формулирование выводов по теме «Непроизносимые согласные в корне», самостоятельное составление алгоритма действий по правильному написанию непроизносимых согласных.
Ход урока
Деятельность ученика | ||
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. Создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность. | ||
Запись числа, Классная работа. Слайд 1. Урок русского языка начнём со слов русского писателя К.Г. Паустовского. |
| |
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии. (Формулирование темы урока) | ||
На доске записаны слова. тропинка узкий мясной солнце лесной книжка гараж
— Прочитайте. — На какие орфограммы встретились слова? Задание: дети 1 варианта выписывают слова с безударным гласным в корне, дети 2 варианта выписывают слова с парным согласным в корне. Подберите проверочные слова. Проверка. учитель стирает слова с безударными гласными и парными согласными в корне. Остаётся слово на неизученную орфограмму.
— Прочитайте это слово орфографически (как пишется). Читает один ученик. -Прочитайте это слово орфоэпически (как произносится). Произносит другой ученик. — Что вас удивило, что интересного заметили? Сравните произношение этого слова. — Как вы думаете, как называется орфограмма, которая не произносится, но пишется? — Сформулируйте тему урока. Слайд 2. Учитель открывает тему: «Непроизносимые согласные в корне слова». — Какую цель вы ставите для себя на уроке? | Видят слова. Читают.
— Безударный гласный, парный согласный в корне. Выполняют поставленную задачу.
Проверяют.
Читают, испытывают удивление (возникновение проблемной ситуации) — Буква в середине слова пишется, но не произносится (осознание противоречия) — Почему в данных словах буква не произносится (учебная проблема как вопрос).
— Непроизносимая согласная
-Тема урока: «Непроизносимые согласные».
— Научиться правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова. Слайд 3. | |
Поиск решения, совместное открытие знаний. Построение алгоритма действий при возникновении затруднения. | ||
— Попробуем составить план (алгоритм) проверки непроизносимой согласной в корне. Какие будут предложения? — Как проверяли безударную гласную, парную согласную? Попробуем сделать то же и для непроизносимой согласной: подобрать однокоренные слова и сравнить их написание. Запись: Солнечный (солнышко)– солнце — Будет ли данное слово проверочным? — Почему? — К какому же выводу вы пришли? — Сверьте ваше предположение с учебником на странице 125, прочитав текст в рамке. — Подтвердился ваш вывод?
Итак, составим алгоритм действий.
|
Предлагают способы проверки непроизносимых согласных.
Читают вывод в учебнике. — Чтобы проверить слово с непроизносимым согласным звуком, нужно подобрать однокоренное слово, в котором этот звук произносится.
Этапы вразброс, дети составляют порядок выполнения действий. Хором произнесли алгоритм. | |
Использование алгоритма действий. | ||
1. Задание: выбрать из предложения слово с непроизносимой согласной и проверить его. Запись на доске и в тетради. Кролик грыз капустный лист. Мальчик смотрел на звездное небо. Я честный человек. У моей бабушки доброе сердце. Петя громко свистнул щенку. Дети слушали грустную песенку. (Самостоятельно) 2.Задание: составить из данных слов пословицы. Объясни их смысл. Назови слово на изучаемую орфограмму, проверь её. (Работа в парах) Слайд 4. Счастливым делает человека труд. Поздно встанешь – мало сделаешь. Работаешь добросовестно, в глаза людям смотреть не совестно. Запишите пословицу в тетрадь, подчеркните букву, обозначающую непроизносимый согласный в слове. |
Ответ: капустный Непроизносимый согласный т Проверочное слово капуста Звук т произносится
Аналогично
Проверка
Из слов составляют пословицу и объясняют её смысл. Называют орфограмму.
| |
Слайд 5. Физминутка | ||
Самостоятельное использование алгоритма (применение новых знаний) групповая работа | ||
Класс разбивается на 3 группы (3 ряда). Каждая группа выполняет задание: в текстах пропущены слова с непроизносимыми согласными. Вставить подходящие по смыслу слова, пользуясь предложенными. Написание данных слов объяснить. Напомним правила работы в группе:
— Сделайте вывод, как проверить слова с непроизносимыми согласными в корне слова. | Первая группа работает с текстом: Был _____ вечер. По улицам бегал ______ щенок. Он скулил и метался. Миша заметил _____ щенка. Мальчик взял собачку домой. Щенок _____ вилял хвостом. Слова для справок: поздний, солнечный, несчастный, грустного, прелестный, радостно. Вторая группа работает с текстом: _______ Серёжка быстро шёл домой. У мальчика _______ настроение. Он нёс маме _______ розу. У мамы сегодня день рождения. _______, мама! – сказал сын и протянул цветок. Слова для справок: счастливый, капустный, радостное, звёздный, прелестную, здравствуй. Третья группа работает с текстом: Наступила _______ осень. Совсем скоро её сменит зима. Тускло светит ______. Ночью ______ небо закрывают тучи. _______ картина. Слова для справок: поздняя, местный, солнце, звёздное, свистнул, грустная. | |
Рефлексия учебной деятельности, самооценка. | ||
Подведение итога. «Новогодняя ёлка». — Какой праздник у нас впереди? У нас в классе новогодняя ёлочка, но украшена она особенными шарами. На ёлке шары с непроизносимыми согласными (7 штук: т, т, л, в, д, д,т).
Задание: назовите слова на данные непроизносимые согласные. Подбор проверочных слов. Шары переворачиваются. На обратной стороне: молодцы.
Слайд 6. Сегодня на уроке научился… понял… было интересно…. было трудно… |
Называют слова с непроизносимыми согласными, подбирают проверочные слова.
Высказываются, делятся мнением. | |
Объяснение домашнего задания.
|
Список литературы
-
УМК «Школа России»
-
Т.Г. Рамзаева Русский язык – М.: Дрофа, 2012.
-
Н.М. Бетенькова Орфография и грамматика. Москва: Аст. Астрель, 2004
-
Т.В. Потемкин, Н.С. Кравченко Справочник начальной школы. Москва: Айрис-Пресс, 2005
Интернет — ресурсы
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f8d3f5c7-9043-446d-8a3d-d1def4587596/%5BNS-RUS_1-03%5D_%5BTQ_016%5D.html
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cbcee1c8-5110-43fd-b0b1-a4f71b99843d/%5BNS-RUS_1-03%5D_%5BQS_015%5D.html