Технологическая карта урока по русскому языку.

1. Янкова Ирина Викторовна

2.МАОУ «Лицей № 62» г. Саратова

3. Учитель начальных классов

4. Предмет – русский язык

5. 3 класс

6.Н.В.Нечаева «Русский язык» 3 класс. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров».

Тема урока: «Образование сложных слов»

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: создать условия для выведения понятия «сложные слова» и введения его в систему знаний.

Задачи:

образовательные:

  • логически вывести алгоритм определения сложных слов, дать понятие «сложные слова» на основе знаний детей;

развивающие:

  • развивать умение определять сложные слова среди других слов; развивать мыслительные операции и творческие способности обучающихся;

  • развитие творческих способностей, развитие грамотной речи;

  • развитие умения планировать свою деятельность, соотносить выполненную на уроке работу с ранее составленным планом; оценивать результаты деятельности;

  • развитие умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя жизненный опыт, информацию, полученную на уроке, учебные пособия.

воспитательные:

  • раскрытие субъективного опыта учащихся, поощрение действий, стремлений учащихся как основы воспитания положительных качеств личности;

  • формирование умения работать в группе, слушать и понимать других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.

  • воспитывать чувство прекрасного, любовь и бережное отношение к природе.

Планируемые результаты (для учащихся):

Личностные:

  • формирование умения оценивать собственную учебную деятельность по критериям определенным совместно с учителем на основе успешности учебной деятельности;

  • формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.

Метапредметные:

регулятивные:

  • контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

  • отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с учебным материалом;

коммуникативные:

  • построение учебного сотрудничества при взаимодействии с одноклассниками и учителем в процессе изучения учебной темы о сложных словах;

  • понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственных;

  • проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям при указании количества групп;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

познавательные:

  • уметь структурировать знания при изучении темы сложные слова;

  • строить логическую цепь рассуждений при нахождении сложных слов;

  • выдвигать гипотезы и их обоснование при сравнивании сложных слов;

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения: учебник, раздаточный материал, карточки с разноуровневыми заданиями, мультимедиа.

Методы обучения: диалог-общение, частично-поисковый, развивающее обучение.

Структура и ход урока:

Этап урока

Использование ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.Самоопределение к деятельности 
(1-2 мин.)

Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

— Послушайте и отгадайте загадку.

Есть у радости подруга
В виде полукруга.
На лице она живёт
То куда-то вдруг уйдёт,
То внезапно возвратится,
Грусть-тоска её боится

— Посмотрите друг на друга, подарите улыбки, мысленно пожелайте удачи и с хорошим настроением начнём урок.

-На доске «рассыпаны» буквы.

Собрав из них слово вы узнаете, какое время года оно обозначает?

Догадайтесь, о каком осеннем месяце идёт речь?
Опустел наш старый сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришёл?

-Записываем слова с проговариванием орфограмм.

Всё мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Медведь в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?

Поле чёрно-белым стало.
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало —
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?

-осень

-сентябрь.

-в слове «сентябрь» ударение падает на второй слог, безударная гласная «е» находится в первом слоге.


-октябрь
— в слове
«октябрь» ударение падает на второй слог, безударная гласная «о» находится в первом слоге.


-ноябрь
в слове
«ноябрь» ударение падает на второй слог, безударная гласная «о» находится в первом слоге.

Личностные УУД: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Актуализация знаний
(5-6 мин.)

Цель: создать условия для готовности мышления ребёнка и осознания им самим потребности построения нового способа действия.

-Как вы думаете, какое задание можно предложить с данными словами?

Что же общего у этих слов?

Давайте разберём и проверим.

-Что вам известно об окончании ?

-Что такое основа слова?

Какое слово можно считать лишним?

Я полностью согласна с вашим мнением. Давайте это докажем.

Дети делают фонетический разбор на карточках слов «сентябрь » и «октябрь», мы вместе устно выполним фонетический разбор слова «ноябрь».

Ноябрь-но-ябрь, 2 слога
н -[н ] согл., зв., непарн., тв.
о- [а] гласн., безуд.
я- [й’] согл., зв., непарн., мягк.,
[а] гласн., уд.
б- [б] согл., зв., парн., тв.
р- [р’] согл., зв., непарн., мягк.
ь- [-] звука не обозначает

6б. 6зв.
-А знаете ли вы, что названия месяцев пришли к нам из римского календаря, год в котором начинался с марта. Поэтому названия осенних месяцев отражал их порядковый номер-седьмой, восьмой, девятый.
А у древних славян у каждого месяца было своё имя. Так сентябрь называли «хмурень».

Как вы думаете, почему?

Правильно. Имя «хмурень» он получил благодаря своим погодным отличиям от других месяцев — небо часто начинает хмуриться, шли дожди.


Октябрь называли «листопадом». Почему?

Правильно. У наших предков он известен под именем «листопад» от природного явления, которое мы наблюдаем именно в октябре.


— А ноябрь получил название «грудень». Чтобы ответить на вопрос «почему?», посмотрите, как выглядит грунтовая дорога, разбитая после осенних дождей.

Почему его так назвали?

В старину этот месяц назывался груденем, от груд замёрзшей земли со снегом, а в древнерусском языке зимняя замёрзшая дорога называлась грудным путём.

— Какие же изменения в погодных условиях нашли своё отражение в древнеславянских названиях месяцев?

-Сейчас мы с вами понаблюдаем за осенними изменениями в природе.

Релаксация.


-разобрать слова по составу
— определить, что является общим для этих слов
— определить, какое слово можно считать лишним

Это имена существительные, стоят в ед. числе, в м. р., имеют два слога, первый из них безударный, одинаковы по составу

-это часть слова, которая служит для связи слов в предложении

-это часть слова без окончания

-1.«сентябрь», т.к. в первом слоге безударная гласная «е», а в остальных словах «о» .

2.«октябрь», потому что начинается на гласную букву.

3.«ноябрь», т.к. количество букв в этом слове совпадает с количеством звуков, а остальных словах такого совпадения нет


Слова «сентябрь» и «октябрь» разбирают на карточках двое учащихся.

-в слове «ноябрь 2 слога», второй слог ударный, первый безударный

— Стояла хмурая погода, шли частые дожди

— в это время шёл листопад

— от груды замёрзшей земли со снегом

— ухудшение погоды, изменение в жизни растений

Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. Познавательные УУД (выделение цели, выделение информации необходимой на уроке).
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Регулятивные: целеполагание, планирование, саморегуляция.
Познавательные: логические — анализ объектов с целью выделения признаков

3. Фиксация затруднения в деятельности, постановка учебной задачи.

(10-11 мин.)

Цель: создать условия для готовности мышления ребёнка и осознания им самим потребности построения нового способа действия.

А теперь запишем названия древнеславянских месяцев, и выполним разбор слова по составу самостоятельно.


Хмурень листопад грудень


-Как разобрали слова по составу?


В каком слове возникло затруднение.

Чем оно отличается от остальных?

– А если оно образовалось из двух слов, то, сколько цепочек однокоренных слов получится?

Давайте проверим.


Запишите данные слова в два столбика.

-Что получилось в 1 столбике?

Во втором? Верно.


– Что вы можете сказать о словах каждого столбика?


– Какую часть слова мы можем выделить в однокоренных словах?


Какой же корень у слов первого столбика? Второго?


Что можно теперь сказать про слово листопад?

В русском языке они называются  сложными. 

-Как вы думаете, какова тема нашего урока?

— В чём возникло затруднение?


Так какую же цель мы перед собой поставим?

Дети отвечают.

Листопад

— Образовалось из двух слов — «лист» и «падать»

Две.

I – лист, лиственный, листочек.
II – падают, упадёт, падение.

Они однокоренные.

Корень. 

лист-,- пад-

– В слове листопад два корня.

Сложные слова

В разборе сложного слова по составу.

– Научиться определять сложные слова и разбирать их по составу.

Регулятивные: целеполагание, планирование,
Коммуникативные:
инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, постановка вопросов; Познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений самостоятельное выделение — формулирование познавательной цели.

4. Построение проекта выхода из затруднения.
(2-3 мин.)

1. Работа по карточкам.


— А сейчас возьмите карточки белого цвета.

Прочитаем задание: назовите основы, от которых образовались выделенные слова. Работаем в тетради, а Дима идёт к доске. Записываем:

Лес, степь — лесостепь

— Давайте подумаем, как образовалось слово «лесостепь»?

— Назови основу первого слова?

Выделили её.

— Назови основу второго слова?

-Выделили её.

— Какая буква соединила эти две основы?

Эта буква так и называется – соединительная гласная.

— Какое слово образовалось?


Как называются такие слова?

— Как образовалось слово «лесостепь»?

лес, парк – лесопарк
лес, тундра – лесотундра
птица, ферма – птицеферма
корень, плод – корнеплод

Какой же вывод можно сделать о способе образования данных слов?
— Прочитаем правило на странице 78.


2. — Следующее упражнение на слайде.

-Подумайте, все ли сложные слова могут образовываться сложением двух основ.


рыба, ловить – рыболов
олень, водить – оленевод
сталь, варить – сталевар
буря, ломать – бурелом
пар, возить – паровоз
сам, летать — самолёт

-Какие образовались слова?

-Как образовались слова?

— Что можно добавить к нашему правилу об образовании сложных слов?

— Что теперь вы можете сказать о способе образования слова «листопад» и его составе?


— Разберите его.

— Кроме этих способов образования новых слов существуют и другие, с которыми мы познакомимся позже.

— лес.

— степь

-Буква «о»

-Лесостепь


-Сложные

путём сложения двух основ

-слова образовались путём сложения двух основ


-Слова могут образовываться не только сложением двух основ, но и основы первого слова и корня второго слова и соединительной гласной «о» и «е»

-Оно образовалось сложением основы первого слова и корня второго слова

Регулятивные: целеполагание, планирование,
Коммуникативные:
инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, постановка вопросов; Познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений самостоятельное выделение — формулирование познавательной цели.

5.Первичное закрепление во внешней речи (4-5 мин.)

Игра. «Образуй сложное слово».

Устали? Давайте играть. Я бросаю вам мяч и два простых слова, вы возвращаете мне одно сложное.

Лес, рубить — лесоруб
буря, ломать — бурелом
сам, летать – самолёт
пар, ходить – пароход
сам, варить — самовар
пар, возить – паровоз
книга, любить – книголюб
секунда, мерить – секундомер

Физминутка для глаз.

Регулятивные: планирование, прогнозирование; контроль, Познавательные: построение логической цепи рассуждений, доказательство, Коммуникативные -инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

6.Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин.)

-В осеннем лесу налетел ветер, сорвал с двух деревьев все листья и рассыпал их разноцветным ковром по поляне. Вам нужно определить, с какого дерева упали листья. Для этого вам нужно найти слово по его значению. У каждого варианта свои карточки.

— Посмотрим, какие слова получились у пар этой карточки?


заводь (Слайд)
водоворот
(Слайд)
паводок
(Слайд)
водолаз
(Слайд)

С каким словом связаны все эти слова?

-А теперь переверните карточку и скажите, с какого осеннего дерева вы собрали листья?

Посмотрим, какие слова получились у пар другой карточки?


водитель
(Слайд)
поводок
(Слайд)
экскурсовод
(Слайд)
счетовод
(Слайд)

С каким словом связаны все эти слова?

А теперь переверните карточку и скажите, с какого дерева вы собрали листья? (Слайд).

-А теперь, каждый из своего варианта выписывает сложные слова и их разбирает их по составу.


Какие слова выписали из этой карточки?


Как разобрали водоворот и водолаз?

Какие слова выписал из этой карточки?


-Как разобрали и экскурсовод и счетовод?

1 карточка. (Слайд)

Небольшой залив в реке или озере с замедленным течением.

заводь

Место в реке, море, в котором течения образуют вращательное движение.

водоворот

Разлив реки в результате ливней, быстрого таяния снега и льда.

паводок

Специалист, занимающийся подводными работами.

водолаз

2 карточка. (Слайд)

Человек, управляющий самодвижущимся транспортным средством.

водитель

Короткий ремень, на котором держат при прогулке собак.

поводок

Специалист, дающий пояснения экскурсантам.

экскурсовод

Специалист по ведению учёта операций по банковским счетам.

счетовод


Вода


— Берёзы


Водить

— Клёна


водоворот, водолаз

-экскурсовод, счетовод

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство; Личностные: самоопределение, смыслообразование.

7. Включение в систему знаний и повторение 
(4-5 мин.)

Творческая работа.
Работа по карточкам (дифференцированное задание).

-Сегодня на уроке вы наблюдали осенние изменения в лесу. И в горах природа осенью также меняется.
Об этом вы узнаете из задания на карточках. Выберете ту карточку, с заданием которой вы справитесь.

Фамилия и имя: _____________________________

1 карточка. Задание. Вставить в предложение подходящие по смыслу слова. Разобрать данные слова по составу
В горах.
Осенью наш класс отправился в горы. В лесу на склонах гор было очень красиво. _____________ усыпал землю пёстрым ковром. На открытых участках, не поросших лесом, возникла опасность ________________. Всех поразила красота горной речки. ________________ поднимал тысячи брызг. А ночью на небе мы наблюдали ещё одно интересное явление — ______________.

Слова для справок: камнепад, звездопад, листопад, водопад

Фамилия и имя: _________________________

2 карточка. Задание. Образовать из слов для справок сложные слова. Вставить в предложение подходящие по смыслу слова. Разобрать данные слова по составу.

В горах.
Осенью наш класс отправился в горы. В лесу на склонах гор было очень красиво. _____________ усыпал землю пёстрым ковром. На открытых участках не поросших лесом, возникла опасность _______________. Всех поразила красота горной речки. ________________ поднимал тысячи брызг. А ночью на небе мы наблюдали ещё одно интересное явление – _________________.

Слова для справок: (вода, падать), (лист, падать), (звезда, падать), (камень, падать).

Фамилия и имя: ________________

3 карточка. Задание. Образовать из слов для справок сложные слова. Вставить в предложение подходящие по смыслу слова. Разобрать данные слова по составу. Расположить предложения в нужном порядке.
В горах
________________ поднимал тысячи брызг.

В лесу на склонах гор было очень красиво.
Осенью наш класс отправился в горы.
Всех поразила красота горной речки.
На открытых участках, не поросших лесом, возникла опасность ________________.
________________ усыпал землю пёстрым ковром.
А ночью на небе мы наблюдали ещё одно интересное явление – ______________.

Слова для справок: (вода, падать), (лист, падать), (звезда, падать), (камень, падать).

Проверьте выполнение задания на слайде.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство; Личностные: самоопределение, смыслообразование.

8.Рефлексия деятельности.
(2-3 мин.)

Какова была цель рока?

– Достигли ли мы её?

– Били ли у нас  затруднения?

– Смогли ли мы их преодолеть?
Самооценку можно провести  с помощью цветных листочков.

(Зеленыйпонял всё и могу применить; жёлтый – понял всё, но ещё не могу применить; 
красная – ещё не совсем понял).


– Все ли подняли зелёные листочки?
– Чем же мы будем заниматься на следующем уроке?

— Что бы вы могли рассказать своему другу об уроке по схеме:

ЗНАЮ

Я УМЕЮ

МОГУ

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Личностные:
смыслообразование, нравственно-этическая ориентация

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here