Урок – путешествие по русскому языку
Тема урока:«Правописание безударных гласных в корне слова»
3 класс
Цели:
-
Обеспечить применение учащимися знаний и способов проверки безударной гласной в корне слова.
-
Развивать орфографическую зоркость, память, внимание, логическое мышление, речь.
-
Совершенствовать навыки правописания слов с безударными гласными в корне.
-
Воспитывать самостоятельность, аккуратность.
Оборудование: мультимедийная установка (ноутбук или компьютер, экран, проектор, пилот, колонки, мышь), на доске текст с пропущенными буквами, на доске тема урока.
Для учащихся: светофоры, карточки, плакат рефлексии.
Ход урока.
-
Организационный момент.
— Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ольга Ивановна. Сегодня я у вас проведу урок русского языка.
-
Сообщение темы урока.
— Тема нашего урока «Правописание безударных гласных в корне слова»
— Послушайте стихотворение и скажите последнее слово.
На дворе снежок идет.
Скоро праздник …. (Новый год).
Мягко светятся иголки,
Хвойный дух идет от …. (ёлки).
— Да, ребята, с каждым днем все ближе любимый всеми праздник Новый год.
— Все мы к нему готовимся: наряжаем елку, украшаем помещения, учим стихотворения.
— А для кого же это делаем? Кто должен к нам придти на этот праздник? (Дед Мороз)
— Молодцы. Все мы ждем Деда Мороза. Но, в сказочном царстве случилась беда. Злая волшебница Баба – Яга и Кощей Бессмертный обманули Деда Мороза и заточили его вместе со Снегурочкой в подземелье. Если мы не спасем их, то Новый год не наступит.
— Давайте поможем Деду Морозу и Снегурочке?! (Давайте)
-
Словарная работа.
— Отправляемся в сказочный лес. Для того чтобы туда попасть, нужно отгадать загадки на опушке леса, ответами которых являются словарные слова.
-
Во всех языках название этой ягоды звучит по-разному, но непременно связано с понятием «земля». У поляков она именуется «позёмка», у немцев – «земляная ягода». (земляника)
-
Когда мы простужаемся, пьем чай с варенье из этой ягоды (малина)
-
Белая водица
Всем нам пригодится.
Из водицы белой
Всё, что хочешь, делай:
Сливки, простоквашу.
Масло в кашу нашу. (молоко)
-
Назовите одним словом: малина, клубника, смородина, вишня, черника. (ягода)
-
Без рук, без ног,
А рисовать умеет. (мороз)
— Назовите слово из 4 слогов (земляника)
— Назовите слово, где букв меньше, чем звуков (ягода)
— Назовите слова с полногласными сочетаниями. («оро» — «оло») (мороз-молоко)
— Ребята, а если всё это вместе соединить, какое лакомство можно получить? (мороженое)
Историческая справка.
— Мороженое появилось очень давно. Ещё при Александре Македонском замораживали ягоды с мёдом, это называлось мороженое. А на Руси стали замораживать молоко.
—Найдите среди словарных слов однокоренные. Выделить корень (мороз — мороженое)
— Что заметили в корне? (чередование ж-з)
— Как называются все эти слова? (словарные или с непроверяемой безударной гласной)
— Составьте предложение со словом мороженое. (2-3 слушаем)
-
Актуализация опорных знаний.
— А какими ещё бывают безударные гласные (проверяемые).
— Первой в сказочном лесу нас встречает Лиса Патрикеевна.
— Ребята, а какая она в сказках? (хитрая)
— Она приготовила нам хитрые задания.
— Распределите слова на два столбика.
Сн..говик (е), п..льто (а), к..ньки (о), п..года (о), з..мовье (и), х..л..док (о).
— Вставьте пропущенные буквы в слова. Запишите.
— Проверьте.
— Молодцы, ребята, вы оказались хитрее лисы, со всеми заданиями справились правильно.
Встреча с зайчиком.
— Посмотрите ребята, кто это сидит под елью?! (зайчик)
— Это храбрый зайчик. Для того, чтобы убежать от лисы, он часто путает следы. И решил вас запутать.
— Какие способы проверки безударных гласных вы знаете?
(Подбор однокоренного слова и изменение формы слова, использовать словарь).
-
Физ.мин
— Ребята, посмотрите на экран. (физкультминутка для глаз)
-
Изучение темы урока.
— Идем дальше. И встречаем злого и страшного серого волка. Он недавно пошёл в лесную школу учиться. А холодный северный ветер унёс некоторые буквы. Волк просит вас помочь ему восстановить текст. Давайте, выполним его просьбу.
На доске открывается текст:
Наступила х лодная з ма. Снег пушистым к вром л жит на п лях и х лмах. В
л су зам ло все дорожки.
(Наступила холодная зима. Снег пушистым ковром лежит на полях и холмах. В лесу замело все дорожки.)
(можно: — А какие ещё орфограммы встретились? (жи-ши, парные согласные, предлоги со словами))
Работает три ученика по очереди. Проверяем сигнальными карточками каждое предложение.
-
— Молодцы. Очень хорошо. Теперь мы можем идти дальше. Смотрите, что это впереди. Это замок Кощея Бессмертного. Мы сможем его победить, только если правильно выполним его задание.
— Запишите этот текст под диктовку.
Наступила холодная зима. Снег пушистым ковром лежит на полях и холмах. В лесу замело все дорожки.
(взаимопроверка в парах. Ребята проверяют друг у друга правильность выполнения. Поднимают светофоры)
— В первом предложении укажите части речи.
— Во втором предложении отметьте главные члены.
-
— Продолжаем путь. Давайте встанем и просмотрим, что там впереди.
Баба Яга.
В тёмном лесу есть избушка. (шагаем)
Стоит задом наперёд, (поворот)
В той избушке есть старушка, (наклоны)
Бабушка Яга живёт. (поворот обратно )
Нос крючком, (показать нос)
Глаза большие, (показать глаза)
Словно угольки горят.
Ух, сердитая какая! (грозим пальцем)
Дыбом волосы стоят, (руки вверх)
— Садитесь, ребята. Баба-Яга нас тоже просто так не пропустит. Нужно выполнить ее задание.
Творческая работа
— Составьте предложения из слов. Запишите.
х р ша з мой Очень ель.
шапки на Т жёлые в твях снега в сят.
к лючих л сные в твях В прячутся ж тели.
(Очень хороша ель зимой. Тяжёлые шапки снега висят на ветвях. В колючих ветвях прячутся лесные жители.)
— Проверьте себя.
— Ребята, а какие звери и птицы дружат с елью и как?
— Ель – это дом и столовая для многих зверей. Но часто под Новый год люди бездушно срубают ели и сосны, оставляя зверей без защиты в сильные морозы. Сейчас в магазинах продаются очень красивые искусственные ели и сосны. И если каждый из нас в своем доме поставит искусственную ель, то этим мы сбережём целый лес. Тогда праздник будет не только у нас, но и у зверюшек.
-
— Мы, наконец, попали в подземелье.
— Я знаю, что вы, ребята, смелые и не боитесь зайти в это в подземелье. Подберите синонимы к слову бояться.
(Дрожать, страшиться, трусить…)
-
Осталось совсем немного. Вот та дверь, за которой томятся Дед Мороз и Снегурочка.
— Для того, чтоб открылась дверь нужно произнести заклинание. Посмотрите на экран. Произнесите предложение с нужной интонацией, и дверь откроется.
Ребята победили злых волшебников.
-
Молодцы, ребята! Вы спасли Деда Мороза и Снегурочку. Теперь Новый год обязательно придет. Дед Мороз говорит вам: «Спасибо!» и дарит всем ребятам частичку своего сердца – снежинку (лежат на парте).
— Наш урок подходит к концу.
— Что мы сегодня повторили на уроке и что нового узнали? (безуд.гласн.; провер., непровер.)
— Что нужно знать, чтобы правильно писать безударные гласные в корне слова?
-
Чему учились на уроке?
-
Какие задания вам понравились?
-
Я благодарю вас за работу. Мне очень приятно было общаться с вами.
— Пусть те ребята, которым понравилось путешествие, поаплодируют себе.
— А сейчас я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. У каждого на столе лежит по три личика. Выберите себе то, которое соответствует вашей работе. И подарите его снеговику.