Урок – путешествие по русскому языку

Тема урока:«Правописание безударных гласных в корне слова»

3 класс

Цели:

  1. Обеспечить применение учащимися знаний и способов проверки безударной гласной в корне слова.

  2. Развивать орфографическую зоркость, память, внимание, логическое мышление, речь.

  3. Совершенствовать навыки правописания слов с безударными гласными в корне.

  4. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Оборудование: мультимедийная установка (ноутбук или компьютер, экран, проектор, пилот, колонки, мышь), на доске текст с пропущенными буквами, на доске тема урока.

Для учащихся: светофоры, карточки, плакат рефлексии.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ольга Ивановна. Сегодня я у вас проведу урок русского языка.

  1. Сообщение темы урока.

— Тема нашего урока «Правописание безударных гласных в корне слова»

— Послушайте стихотворение и скажите последнее слово.
На дворе снежок идет.
Скоро праздник …. (Новый год).
Мягко светятся иголки,
Хвойный дух идет от …. (ёлки).
— Да, ребята, с каждым днем все ближе любимый всеми праздник Новый год.

— Все мы к нему готовимся: наряжаем елку, украшаем помещения, учим стихотворения.

— А для кого же это делаем? Кто должен к нам придти на этот праздник? (Дед Мороз)

— Молодцы. Все мы ждем Деда Мороза. Но, в сказочном царстве случилась беда. Злая волшебница Баба – Яга и Кощей Бессмертный обманули Деда Мороза и заточили его вместе со Снегурочкой в подземелье. Если мы не спасем их, то Новый год не наступит.

— Давайте поможем Деду Морозу и Снегурочке?! (Давайте)

  1. Словарная работа.

— Отправляемся в сказочный лес. Для того чтобы туда попасть, нужно отгадать загадки на опушке леса, ответами которых являются словарные слова.

    • Во всех языках название этой ягоды звучит по-разному, но непременно связано с понятием «земля». У поляков она именуется «позёмка», у немцев – «земляная ягода». емляника)

    • Когда мы простужаемся, пьем чай с варенье из этой ягоды (малина)

    • Белая водица

Всем нам пригодится.

Из водицы белой

Всё, что хочешь, делай:

Сливки, простоквашу.

Масло в кашу нашу. (молоко)

    • Назовите одним словом: малина, клубника, смородина, вишня, черника. (ягода)

    • Без рук, без ног,

А рисовать умеет. (мороз)

Назовите слово из 4 слогов (земляника)

— Назовите слово, где букв меньше, чем звуков (ягода)

— Назовите слова с полногласными сочетаниями. («оро» — «оло») (мороз-молоко)

— Ребята, а если всё это вместе соединить, какое лакомство можно получить? (мороженое)

Историческая справка.

— Мороженое появилось очень давно. Ещё при Александре Македонском замораживали ягоды с мёдом, это называлось мороженое. А на Руси стали замораживать молоко.

Найдите среди словарных слов однокоренные. Выделить корень (мороз — мороженое)

— Что заметили в корне? (чередование ж-з)

— Как называются все эти слова? (словарные или с непроверяемой безударной гласной)

— Составьте предложение со словом мороженое. (2-3 слушаем)

  1. Актуализация опорных знаний.

— А какими ещё бывают безударные гласные (проверяемые).

— Первой в сказочном лесу нас встречает Лиса Патрикеевна.

— Ребята, а какая она в сказках? (хитрая)

— Она приготовила нам хитрые задания.

Распределите слова на два столбика.

Сн..говик (е), п..льто (а), к..ньки (о), п..года (о), з..мовье (и), х..л..док (о).

Вставьте пропущенные буквы в слова. Запишите.

Проверьте.

— Молодцы, ребята, вы оказались хитрее лисы, со всеми заданиями справились правильно.

Встреча с зайчиком.

Посмотрите ребята, кто это сидит под елью?! (зайчик)

— Это храбрый зайчик. Для того, чтобы убежать от лисы, он часто путает следы. И решил вас запутать.

— Какие способы проверки безударных гласных вы знаете?

(Подбор однокоренного слова и изменение формы слова, использовать словарь).

  1. Физ.мин

— Ребята, посмотрите на экран. (физкультминутка для глаз)

  1. Изучение темы урока.

— Идем дальше. И встречаем злого и страшного серого волка. Он недавно пошёл в лесную школу учиться. А холодный северный ветер унёс некоторые буквы. Волк просит вас помочь ему восстановить текст. Давайте, выполним его просьбу.

На доске открывается текст:

Наступила х лодная з ма. Снег пушистым к вром л жит на п лях и х лмах. В

л су зам ло все дорожки.

(Наступила холодная зима. Снег пушистым ковром лежит на полях и холмах. В лесу замело все дорожки.)

(можно: — А какие ещё орфограммы встретились? (жи-ши, парные согласные, предлоги со словами))

Работает три ученика по очереди. Проверяем сигнальными карточками каждое предложение.

  1. — Молодцы. Очень хорошо. Теперь мы можем идти дальше. Смотрите, что это впереди. Это замок Кощея Бессмертного. Мы сможем его победить, только если правильно выполним его задание.

— Запишите этот текст под диктовку.

Наступила холодная зима. Снег пушистым ковром лежит на полях и холмах. В лесу замело все дорожки.

(взаимопроверка в парах. Ребята проверяют друг у друга правильность выполнения. Поднимают светофоры)

— В первом предложении укажите части речи.

— Во втором предложении отметьте главные члены.

  1. — Продолжаем путь. Давайте встанем и просмотрим, что там впереди.

Баба Яга.

В тёмном лесу есть избушка. (шагаем)

Стоит задом наперёд, (поворот)

В той избушке есть старушка, (наклоны)

Бабушка Яга живёт. (поворот обратно )

Нос крючком, (показать нос)

Глаза большие, (показать глаза)

Словно угольки горят.

Ух, сердитая какая! (грозим пальцем)

Дыбом волосы стоят, (руки вверх)

— Садитесь, ребята. Баба-Яга нас тоже просто так не пропустит. Нужно выполнить ее задание.

Творческая работа

— Составьте предложения из слов. Запишите.

х р ша з мой Очень ель.

шапки на Т жёлые в твях снега в сят.

к лючих л сные в твях В прячутся ж тели.

(Очень хороша ель зимой. Тяжёлые шапки снега висят на ветвях. В колючих ветвях прячутся лесные жители.)

Проверьте себя.

— Ребята, а какие звери и птицы дружат с елью и как?

Ель – это дом и столовая для многих зверей. Но часто под Новый год люди бездушно срубают ели и сосны, оставляя зверей без защиты в сильные морозы. Сейчас в магазинах продаются очень красивые искусственные ели и сосны. И если каждый из нас в своем доме поставит искусственную ель, то этим мы сбережём целый лес. Тогда праздник будет не только у нас, но и у зверюшек.

  1. — Мы, наконец, попали в подземелье.

— Я знаю, что вы, ребята, смелые и не боитесь зайти в это в подземелье. Подберите синонимы к слову бояться.

(Дрожать, страшиться, трусить…)

  1. Осталось совсем немного. Вот та дверь, за которой томятся Дед Мороз и Снегурочка.

— Для того, чтоб открылась дверь нужно произнести заклинание. Посмотрите на экран. Произнесите предложение с нужной интонацией, и дверь откроется.

Ребята победили злых волшебников.

  1. Молодцы, ребята! Вы спасли Деда Мороза и Снегурочку. Теперь Новый год обязательно придет. Дед Мороз говорит вам: «Спасибо!» и дарит всем ребятам частичку своего сердца – снежинку (лежат на парте).

Наш урок подходит к концу.

— Что мы сегодня повторили на уроке и что нового узнали? (безуд.гласн.; провер., непровер.)

— Что нужно знать, чтобы правильно писать безударные гласные в корне слова?

  • Чему учились на уроке?

  • Какие задания вам понравились?

  • Я благодарю вас за работу. Мне очень приятно было общаться с вами.

— Пусть те ребята, которым понравилось путешествие, поаплодируют себе.

— А сейчас я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. У каждого на столе лежит по три личика. Выберите себе то, которое соответствует вашей работе. И подарите его снеговику.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here