УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
3КЛАСС
(УМК «Начальная школа XXI века»)
Тип: Урок открытия нового знания.
Тема: Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных.
Цель: познакомить обучающихся с новой орфограммой: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных».
Задачи:
Предметные:
— выявить грамматическую функцию мягкого знака как показатель женского рода путём исследовательской работы обучающихся;
— совершенствовать умение распознавать имена существительные по родам.
Метапредметные:
а) познавательные УУД:
— формировать умение принимать учебную задачу;
— строить речевые высказывания в устной и письменной речи
б) коммуникативные УУД:
-формировать умение работать в парах, группах;
— развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;
— владеть монологической речью
в) регулятивные УУД:
— планировать, ставить цель, использовать алгоритм решения орфографической задачи;
Личностные:
-развивать умение адекватно оценивать свою работу;
— формировать внутреннюю позицию ребёнка.
Оборудование:
-Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1/ ( С.В. Иванов, А.О.Евдокимова). – М.: Вентана-Граф, 2012.- ( Начальная школа XXI века).
— Иванов С.В., Евдокимова А. О., Кузнецова М. И. Русский язык, р/т №1
М. Вентана Граф, 2012 год.
— Карточки с заданием для исследовательской работы.
-Использование интерактивной доски.
ХОД УРОКА
I.Мотивация к учебной деятельности.
-Прочитайте пословицу: «Знания собираются по капле».
— Как вы понимаете её смысл? ( Каждый день мы узнаём что-то новое).
— Сегодня на уроке мы продолжим расширять область наших познаний.
II.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
На доске слова: платья, пеньки, воробьи, картофель, счастье, ладонь.
-Что объединяет эти слова? ( Имена существительные с мягким знаком).
— Какую роль выполняет мягкий знак в словах?
— Служит показателем мягкости согласных звуков ( пеньки, картофель, ладонь).
— Разделяет согласный звук от гласного в корне слова (платья, воробьи, счастье).
— Прочитайте пословицу «Умную речь приятно слушать».
— В какую группу мы запишем слово речь? Почему?
— (К данным группам слово не подходит).
— (Слово оканчивается на мягкий шипящий согласный и для смягчения ь знак не нужен).
— О чём будем говорить сегодня на уроке?
— ( Учащиеся предполагают, что на уроке они узнают ещё об одной роли мягкого знака).
III. Построение проекта выхода из затруднения. Работа в группах.
— А сейчас я предлагаю поработать в группах. Перед вами карточки с алгоритмом действий.
Карточка:
1.Прочитай слова: мяч, дочь, лещ, ночь, вещь, уж, карандаш, молодёжь, мышь.
2.Определи, какие это части речи.
3.Какие звуки слышатся на конце слов.
4.Определи род имён существительных.
5.Запиши слова в два столбика.
6.Понаблюдай, где пишется мягкий знак, а где не пишется.
7.Сформулируй правило о написании ь после шипящих на конце имён существительных.
— (Проверка работы в группах).
— Сравните свой вывод с правилом в учебнике ( С. 142).
V. Реализация построенного проекта .
Работа с учебником ( С.143): «Как определить правильность написания слова с шипящими на конце».
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Работа в парах.
— Мы с вами :
а) наблюдали;
б) анализировали;
в) сделали вывод;
-Какой пункт плана остался не выполненным?
г) применяем на практике.
— Тогда у меня к вам предложение. Из упр.№2 ( с.143) выпишите имена существительные с шипящими на конце в два столбика. Работа в парах.
— Проверка. Какова же роль мягкого знака в этих словах?
— (Грамматическая. Он указывает на род имени существительного).
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Работа в печатной тетради «Пишем грамотно» на стр.46 ,упражнение №1.
VII. Включение в систему знаний и повторения.
— Запиши слова ландыши, вещи, малыши, мыши, камыши, куличи, ночи, изменяя их по образцу : ключи – ключ.
— Какие правила необходимо было вспомнить для правильной записи большинства слов?
— Почему для записи слов, заканчивающихся звуками [ч’ ]и [щ’] достаточно вспомнить только одно правило? Озвучьте его.
Тест:
1. На конце имён существительных ж. р. после шипящих
а) всегда пишется мягкий знак;
б) не пишется мягкий знак.
2. На конце имён существительных м. р. после шипящих
а) не пишется мягкий знак;
б) пишется мягкий знак.
3. Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных указывает
а) на род имени существительного;
б) на число имени существительного.
IX. Рефлексия учебной деятельности.
-Дополните предложения, которые написаны у вас на карточках:
Я УЗНАЛ…
Я ПОНЯЛ…
Я УМЕЮ…
IX. Домашнее задание: По выбору: печатная тетрадь стр.46, № 2 или учебник стр.144, упр.№4.