МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №29 с углублённым изучением отдельных предметов» города Курска
Урок русского языка
в 3 классе Г
по программе «Школа России»
Учитель : Зорина Л.В.
Тема: «Времена глагола»
Цели: 1. Познакомить обучающихся с изменением глагола по временам; упражнять в распознавании глаголов разного времени.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
. умение слышать и слушать друг друга и учителя;
. самоидентификация адекватной самооценки,
самоуважения и самопринятия;
. формирование границ собственного «знания» и «незнания»;
. оценка поступков
Познавательные УУД:
1. Общеучебные:
. познакомить с тремя временными формами глагола;
. знать временные формы глагола;
. уметь изменять глаголы по временам;
. подвести учащихся к пониманию того,что будущее время глаголов может быть простым и сложным;
. способствовать привитию интереса к родному языку;
. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
. поиск и выделение необходимой информации;
. структуирование знаний;
. осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
2.Логические универсальные действия:
. формируем умение представлять информацию в виде схемы;
. построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные УУД :
. участвовать в диалоге;
. формирование умений работать в парах;
. умение высказывать своё мнение и прислушиваться к мнению других,дополнять мнение товарищей,
сотрудничать со сверстниками;
. понимать необходимость аргументации своего мнения.
Регулятивные УУД:
. формировать умение определять цель деятельности на уроке;
. принимать и сохранять учебную задачу;
. осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
. адекватно воспринимать оценку учителя;
. формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Оборудование:
Учитель: ноутбук, проектор, экран, карточки.
Учащиеся: карточки, «карточки познания», конверты с заданием и эталоном выполнения, учебники, «шкала самооценки»,пасхальные яйца, пеналы, тетради.
Тип урока: Открытие новых знаний.
ХОД УРОКА
-
Организационный момент.
Сегодня солнышко ушло (спряталось) за тучки, моросит дождик, но мы можем сами в своей душе сотворить солнце и подарить его людям.
-
Закройте глаза и мысленно представьте солнышко. Оно маленькое, но яркое, как звёздочка. Мысленно добавьте лучики. Лучик — добра, удачи, счастья, здоровья, света, любви, мира, нежности, ласки. Солнышко стало большим и ярким. Подарите его тому, кому хотите, пошлите гостям, друг другу, маме и папе. Чувствуете, как наш кабинет преобразился?
-
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
-
Откройте тетради, запишите число, классная работа.
-
ЧИСТОПИСАНИЕ.
@
-
Ассоциативный СЛОВАРЬ.
Его тоже отнесём к чистописанию — будем писать каллиграфическим почерком.
Курск (город), лунка (лопата), весенний месяц (апрель), одежда (гардероб), небо (облако), летний отдых (лагерь). (по одному идут слова на экране).
-Проверим на экране.
3. Найдите слово, которое спряталось в словарных словах.
-Глагол.
-Вспомним, что мы уже знаем о глаголе.
-Но это ещё не всё. Многое нам ещё предстоит узнать.
4. А,что мы узнаем новое сегодня, вы поймёте, поработав с пословицей. (на экране пословица). Как вы понимаете эту пословицу? Вы должны её написать тоже, как чистописание.
ДЕЛУ ВРЕМЯ — ПОТЕХЕ ЧАС
В каком значении употреблено слово «время»?
Вспомните, где мы ещё говорили о времени?
-
Кто попробует сформулировать тему урока? А эту пословицу мы возьмём, как девиз урока: ДЕЛУ ВРЕМЯ — ПОТЕХЕ ЧАС.
Тема урока : времена глаголов.
3. Открытие нового знания.
А сейчас представьте себя волшебниками. Мы произнесём заклинание и что — то случится хорошее. Чудо!
Прочитайте заклинание, написанное на доске. Но есть условие — одно слово вы должны в каждой строчке придумать сами.
Али,али,али,али
В лес волшебный мы ………….. (попали)
Ули,ули,ули,ули
Все деревья здесь …………….. (заснули)
Им,им,им,им
Громко мы сейчас ………………(кричим)
Удим,удим,удим,удим
Лес волшебный мы …………….(разбудим)
На экране эти слова.
Вот эти слова. Поставьте к этим словам вопросы.
Читаем на экране :
попали — что сделали?
заснули – что сделали?
кричим — что делаем?
разбудим — что сделаем?
-Чем эти слова похожи и чем отличаются? (во времени)
-Когда происходит действие? (до момента речи, во время или после?)
-Сколько времён у глагола?
-Мы сделали открытие!!! И картинка должна ожить.
Посмотрим, совпадает ли наше открытие с мнением и позицией авторов учебника.
Прочитать правило. Таким образом — делаем вывод!
Этот хитренький глагол
Себе время изобрёл.
«Ухожу»-кричит сегодня.
«А вчера-кричит, ушёл»
Завтра — скажет, я уйду!»
Позавидуйте ему!
На экране алгоритм (схема) правила. Посмотрим.
4. Первичное закрепление.
Работа в учебнике,стр.111, 112, упр. 196.
1 ряд запишет предложение с глаголом прошедшего времени.
2 ряд — настоящего времени.
3 ряд — будущего времени.
5. Физкультминутка.
-Мы погуляли в весеннем лесу, а теперь приготовимся к путешествию на необычной машине .
-Машина времени -на старт.
Сквозь время тянутся маршруты:
В прошедшем нужно побывать,
И в настоящем сделать что-то,
И всё о будущем узнать!…..
(Просмотр эпизода из мультфильма «Машина времени»).
Вы смотрите,слушайте и двигайтесь!!!
Потянулись!
Встрепенулись!
Улыбнулись!
Оглянулись!
Какая часть речи спряталась в этом стихотворении? В каком времени? (прошедшем). А теперь вернёмся в настоящее время.
6. Самостоятельная работа с последующим самоконтролем. Работа в парах.
2 конверта.
На одном животные — это конверт с заданием. На другом — сердечко. Его возьмём потом.
Задание.
Стихотворения о весне (Взять стихотворения В.Маяковского, М.Лермонтова, А. Пушкина, С. Городецкого, Ф.Тютчева, Е.Баратынского, Г. Ладонщикова, Е. Серовой, С. Маршака и т.д. о весне), прочитать, найти и подчеркнуть глаголы. Указать время.
Как вы будете определять время? Что вам поможет? (вопросы).
На задание я вам даю 3 минуты. (Песочные часы).
А теперь проверим свою работу. В конверте с сердечком вы найдёте ЭТАЛОН ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ.
Сверьте свои работы с эталоном и оцените работу по «шкале познания».
-
Уложились вы во время, отведённое на задание? Молодцы!
7. Введение нового знания в систему знаний.
Упражнение.
Придумать однокоренные слова разных частей речи. Я буду думать вместе с вами.
(кстати, апрель — в переводе с латинского (апралис) — открывать.
Открытие, открытый, откроем (будущее время)
Зима, зимний, зимовал (прошедшее время)
Зелень, зелёный, зеленеет ……….
Весна, весенний,………………………
Лето, летний,………………………………
Осень, осенний,…………………………
Вот проблема!
Дома вы подумаете, поищите в словарях………………
Попробуйте сочинить стихотворение о весне, о природе, о дружбе…
8 . Рефлексия.
Посмотрите на ладошку. Каждый пальчик нам скажет,
чего мы сегодня добились и узнали!
Мизинчик-мыслительный процесс…
большой-близость цели,что я сделал,чего достиг…
средний-настроение,состояние духа…
указательный-услуга ,помощь…
безымянный-бодрость,физическая форма…
Бег времени не остановишь,
Настоящее -только лишь миг.
Успехов ты не достигнешь,
Если знаний всех не постиг.
Чтобы успехов в в учёбе добиться ,
Нужно вперёд постоянно смотреть.
Вчера узнавал, добиваюсь сегодня.
И много ещё предстоит изучить.
-Приближается Пасха. Вчера на уроке технологии мы делали пасхальные яйца и хотим их подарить нашим гостям.(Дети дарят раскрашенные яйца под клип о Пасхе)
Приложение .
1. Мультфильм «Машина времени»
2.Оживающая картина весеннего леса
3.http://files.mail.ru/9CCE37EE6D654C53A4CEBE73E091EA09