Логиновских Ольга Сергеевна
МБОУ СОШ №64,
учитель начальных классов
Урок русского языка в 3 классе
по программе М. Соловейчик, УМК «Гармония»,
учебник «К тайнам русского языка»
Тема: Зачем нужны другие (второстепенные) члены предложения?
Цели урока:
-
Уточнить представления детей о предложении как целостной единице речи
-
Формировать умение учащихся распознавать грамматическую основу предложения
-
Показать значение и необходимость употребления второстепенных членов предложения
-
Дополнить памятку анализа предложения, давать характеристику предложению
-
Развивать речь учащихся, учить выражать свои мысли точно, образно, выразительно
Содержание | Наглядность, ТСО | |
1. Организацион-ный | Всем, всем, добрый день
Весёлый прозвенел звонок, И с вами мы начнём урок.
| Экран Главные и другие члены предложения |
2. Актуализация знаний
| 1. Что такое предложение?
2. Уточним, что мы уже знаем о предложении?
Составление опорной схемы
3. А можно продолжить рассказ о предложении и дополнить схему анализа другими его признаками? (проблемный вопрос)
На этот вопрос мы ответим в ходе нашего урока.
| Экран Несколько слов, связанные друг с другом по смыслу и по форме Логически законченная мысль
Опора – схема (на доске)
Предложения бывают: -по цели высказывания повеств вопрос побудит -по интонации воскл невоскл
-?
|
3. Проверка домашнего задания | Игра с элементами театрализации «Хозяйка однажды с базара пришла»
Я думаю, вы без труда закончили знакомые строки С.Михалкова в домашнем упражнении. (Звучит песня – отрывок) -О чём же говорится в этом предложении? Разговор овощей -Обо мне. Что? Картошка. Я подлежащее -Я считаю, обо мне. Что? Капуста. Подлежащее я. -Что? Морковка и я подлежащее. -Что? Горох. Подлежащее. -Петрушка. Что? Это я — подлежащее. -Как так? Что? Свёкла. Подлежащее – я. (вместе — ОХ!)
А как вы ответите?
Вывод: при одном сказуемом могут быть несколько подлежащих
А может быть наоборот? Нередко при одном подлежащем бывает несколько сказуемых Домашнее задание поможет при узнавании нового
|
Песня Маски действующих лиц
Правила |
4. Получение новых знаний
ФИЗМИНУТКА
| Дидактическая игра «Поймай основу» В предложениях найдите основу – «поймайте» её. Писать основы предложений мы будем с большой буквы, сохраняя тот порядок, в котором следуют слова, главные члены подчеркнём, укажем части речи.
Подрались между собой серые коты.
Поднялись у них трубой серые хвосты.
Дуют ветры в феврале, воют в трубах громко.
Змейкой мчи ца по земле лёгкая позёмка.
Сейчас заведём мы игрушки.
Запрыгают зайцы, лягушки.
Вывод: вы, конечно, заметили, что предложения могут состоять только из главных членов, а могут включать ещё и другие члены предложения. А как они называются и зачем нужны, ведь мысль и так понятна? (пробуют ответить, размышляют)
Давайте проверим, верно ли мы предположили? Прочитайте сообщение, которое предлагают нам авторы учебника -Как называются другие члены предложения? -Зачем они нужны? -Что ещё мы можем теперь рассказать о предложении?
Снег, снег, белый снег Кружит, падает на всех. Мы из снега ком слепили Потом куклу смастерили, Снег, снег, белый снег. Вышла кукла лучше всех.
|
Экран (идёт сличение результата поиска)
Подрались коты.
Поднялись хвосты.
Дуют ветры, воют.
Мчи ца позёмка.
Заведём мы.
Запрыгают зайцы, лягушки.
Экран Главные члены ? (позже вместо вопроса название второстепенные)
Учебник русского язык (читают сообщение)
второстепенные
Схема – опора -по наличию второстепенных членов нераспростр распростр
Дети (3-5) приглашаются к доске и показывают движения, которые придумали сами. |
5.Закрепление нового материала | Ролевая игра «Живое предложение» Играет слово Снежок Что делает? кружится и падает Какой? лёгкий нежный пушистый Как кружится? изящно грациозно плавно легко вальсируя Как падает? тихо медленно Где кружится? в воздухе в небе Каком воздухе? морозном свежем Куда падает? на землю на тропинку на дорожку на равнину На какую землю? белую запорошенную заснеженную белоснежную посеребрённую
Запись составленного предложения с комментированием.
Подчеркивание основы.
Определение частей речи.
Характеристика предложения (Повеств, невоскл, распростр.) |
Лёгкий нежный снежок, плавно вальсируя, кружится в морозном воздухе и тихо падает на посеребрённую землю. (15 слов) |
6.Домашнее задание | Ролевая игра «Лучший корреспондент» (дифференцированная работа)
Я предлагаю вам представить себя в роли корреспондента и в выходные дни с родителями отправиться в зимний заснеженный лес, полюбоваться красотой нашей уральской природы и написать небольшой репортаж «Вести из зимнего леса». Можно по желанию добавить фотографии. На карточках даются нераспространённые предложения. Добавьте второстепенные члены, чтобы текст получился интересным. | Карточка
Вести из зимнего леса. Зима добралась. Деревья стоят. Гуляет ветер. Посыпал снег. Прыгают белки. Лисица крадётся. Прячется заяц.
Вариант текста ( Седая зима добралась до лесного царства. Высокие стройные деревья стоят в теплых снеговых шубах. В их вершинах гуляет бродяга-ветер. Вдруг посыпал снег алмазной пылью. Это прыгают с ветки на ветку весёлые белки. Хитрая лисица крадётся по полянке. Под елью прячется робкий заяц. ) |
7.Подведение итогов | Какие вопросы мы ставили и как на них ответили? |
|