Глагол. 4 класс
Урок – путешествие.
Цели: обобщить знания о глаголе, его грамматических особенностях. Развивать орфографическую грамотность, речь. Прививать интерес к предмету.
-
Орг. момент.
Сегодня наш урок пройдет в форме путешествия по стране знаний. На нем мы будем много думать, вспоминать, сосредоточенно работать и … тогда нам все будет по плечу. В добрый час!
Улыбнемся, пожелаем друг другу удач!
Сегодня у нас необычный урок,
На нем подведем мы работы итог!
— Послушайте стихотворение, которое прочитает .. и хором его закончите (доскажите одно слово)
Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает расскажет:
Чертит, пишет иль поет,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам … (глагол).
-
Сообщение темы, постановка целей.
— И так тема нашего урока «Глагол». Чтобы наше путешествие было успешным и вы справились со всеми заданиями, надо :
Знать: что называется глаголом, какие формы имеет глагол, его роль в предложении.
Уметь: определять вид, время, лицо, число, спряжение глагола.
Развивать: орфографическую грамотность, речь.
-
Минутка чистописания.
— А путешествовать мы будем под парусами фрегата и отправимся в путь из порта Чистописания.
— Смотрите, на море небольшое волнение, как в строчках. Записанных на доске. С помощью букв и соединений вы изобразите морские волны.
ат ят ите им ит ишь
ут ют ем ете ет ешь
— О чем вам говорят эти строчки? Почему их две?
-
Словарная работа (орфографическая 5-минутка)
— Продолжаем путешествие. На пути нам встретилось Болото словарных слов. Чтобы в нем не увязнуть, нам надо правильно и быстро провести орфографическую пятиминутку.
-
Пут…шествие, к…рабль, к…лометр, г…реть, г…р…зонт, св…ркать, п…года, ж…лать.
-
Словарики, стр.9
-
Правило
-
Сегодня ученики нашего класса собрались на морском вокзале. Погода прекрасная. Пассажиры с билетами заняли места в каютах. Впереди много километров и интересного пути. Судно медленно отплывает. В дорогу каждый взял багаж знаний и хорошее настроение.
— Какие из этих слов относятся к теме нашего урока? (гореть, желать, сверкать)
— Что называется глаголом?
— На борт нашего корабля мы берем господина Глагола, который на болоте Словарных
слов стал безжизненным. Нам во время путешествия надо его расколдовать, т.е. выполнить ряд заданий, направленных на восстановление образа Глагола.
-
Повторение и обобщение изученного.
— А наш корабль несет прямо на Рифы повторений. И что бы не разбиться надо быстрее ответить, что общего у этих трех глаголов? (неопределенная форма)
— На какие вопросы отвечают глаголы в начальной форме?
— На что заканчиваются глаголы в начальной форме?
— Данные слова запишите в два столбика и объясните свой выбор.
Смотреть, плыть, зайти, достичь, беречь, причалить.
— По какому принципу разделили глаголы на две группы? (совершенного и несовершенного вида)
— Для чего надо уметь различать вид глагола?
— Какие формы времени имеют глаголы? И мы с вами уже в заливе Времени.
— Образуйте временные формы глагола
1 в. – плыть (плывет, плыл, будет плыть)
2 в. – причалить (причалил, причалит)
— Что знаете о глаголах прошедшего времени?
— А о глаголах настоящего и будущего времени?
— Что значит проспрягать глагол?
— Какого лица и числа бывают глаголы?
— Данные глаголы записать в нужном лице и числе.
Дуть – 2 л., ед.ч. (дуешь)
Реветь – 3 л., мн.ч. (ревут)
Выть – 1 л., мн.ч. (воем)
Свистеть – 3 л., ед.ч. (свистит)
Стучать – 2 л., мн.ч. (стучите)
Срывать – 1 л., ед.ч. (срываю)
Гнать – 2 л., ед.ч. (гонишь)
— Вот мы и попали в течение Спряжения.
— Какая возникла проблема при написании глаголов? (безударные окончания глаголов)
— Как определить спряжение глаголов?
— Какие окончания имеют глаголы 1, 2 спряжения?
— К какому существительному можно отнести все эти глаголы? (ветер)
— Устно составьте предложения с существительным ветер и данными глаголами.
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоня…шь стаи туч,
Ты волну…шь сине море,
Всюду ве…шь на просторе!
( А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»)
— Что объединяет все глаголы?
— На что указывает «Ь»?
— Течение выносит нас в океан Знаний. Поудобнее займите места в своих каютах. Смотрите под парусами на ветру вьются яркие флажки. В каждом из них задания для бригад экипажа.
Групповая работа.
Л Подчеркнуть лишнее слово, объяснить свой выбор.
Существительное, глагол, местоимение, сказуемое, прилагательное.
Запишите предложение, сделайте разбор по членам предложения и по частям речи.
Белеет парус одинокий в тумане моря голубом.
Укажите спряжение глагола.
Е Фразеологические обороты замените подходящим по смыслу в том же лице и числе. Укажите спряжение.
Обведешь вокруг пальца — … (обмануть)
Вставляет палки в колеса — … (мешать)
Выбьетесь из сил — …(устать)
З Выбрать глагол, сделать морфологический разбор.
Свет, светлый, светлеет, светло.
( Светлеет – гл.. светлеть, несов.в., 1 спр., наст.вр., 3 л., ед.ч., сказ.)
М Вставить окончания., указать спряжение.
Трудом Родину слав…м, трудом украша…м. Не посмотр…шь, не увид…шь, не посмотр…шь, не найдешь.
Я Подобрать глагола – антонимы, объяснить окончание, указать спряжение.
Дождь намочит, а солнце … (высушит). Смелый наступает, а трус … (отступает).
От существительных образуй глаголы неопределенной формы с суффиксом – ся, поставь их в 3 лице, единственного числа.
Труд – трудиться – трудится
Учеба – учиться – учится
Смех – смеяться – смеется
— Если правильно поставить флажки, то мы узнаем , что увидел вдалеке капитан судна.
ЗЕМЛЯ!
— Правильно, Земля! Это остров Поэзии (Творчества)
-
Творческая работа.
— Вы знаете, что на корабле ежедневно ведется судовой журнал. Но соленая вода смыла некоторые слова. Восстановите сегодняшнюю запись дежурного, добавив в предложения глаголы.
Наш корабль (летит, мчится, спешит) по океану Знаний. Тихо (плещется, бьется, ударяется) вода о борт. (Дует, веет) свежий ветерок. Чайки (кружатся, мчатся, летают) над волнами. Хорошо (дышать) морским воздухом. Но пора (возвращаться, отправляться, плыть) назад. Интересно и увлекательно ( прошло, закончилось) наше путешествие.
— Какой глагол исключение? (дышать)
— Назовите глаголы на ТСЯ, ТЬСЯ.
— Когда пишется Ь, а когда нет.
-
Тест.
-
Итог.
— мы сегодня побывали сегодня в стране знаний господина Глагола. Повторили все, что знали об этой части речи. Впереди еще много нового потому, что мы с вами каждый день плывем на корабле знаний и узнаем много интересного. Счастливого пути и попутного ветра.