Открытый урок

по русскому языку в 4 классе

Разработала и провела

учитель начальных классов

ДОШ № 39

Демиденко Елена Павловна

Донецк – 2014г.

ТЕМА. Имя прилагательное. Повторение.

Цель. Обобщить теоретические знания об имени прилагательном, полученные в предыдущих классах; формировать умение использовать в речи имена прилагательные; способствовать формированию навыков грамотного и красивого письма; развивать речь; воспитывать умение чувствовать, понимать и любить красоту родной природы.

Ход урока

І. Организация класса к уроку

Приветствие.

Скажем «здравствуйте» руками,

Скажем «здравствуйте» глазами,

Скажем «здравствуйте» мы ртом,

Станет радостно кругом.

Садитесь.

Действительно, станет радостно, так как слово имеет большую силу. Оно нас может развеселить, подбодрить, растревожить.

Всему названия дано –

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету.

И всё, что может видеть глаз –

Над нами и под нами, –

И всё, что в памяти у нас, –

Означено словами.

ІІ.Объявление темы урока

  • Мы продолжаем учить русский язык и сегодня нам предстоит многое сделать. Тема урока «Имя прилагательное. Повторение»

  • Давайте определим цели урока.

ІІІ.Систематизация знаний

1. Минута культуры речи.

— Повторим, как правильно говорить: одеть или надеть? ( Надеть – на себя, одеть кого-либо)

— Вас интересует время. Как спросите? ( Который час?)

— Как склоняются слова: кофе, такси, метро и пальто?

(Кофе, такси, метро и пальто — Эти слова не склоняет никто!)

— Как извиниться?

Правильно, если вы говорите:

не извиняемся, а извините!

— Кладу или ложу? ( Кладу, но положу)

2.Повторение теоретического материала

С каким настроением вы пришли сегодня на урок?

(С весёлым, радостным, хорошим, бодрым, замечательным).

Какую часть речи вы употребили?

Почему она так называется? (это слово к чему-то прилагается,

присоединяется).

К каким же словам присоединяются прилагательные?

Имя прилагательное – вечный спутник имени существительного. Человеческий мозг стремится не только назвать предмет, но и оценить его : какой он?

— Какая же часть речи называется именем прилагательным?

Как изменяется имя прилагательное?

Как определить род, число и падеж прилагательного? (определить род, число и падеж существительного, с которым связано имя прилагательное; как ниточка за иголочкой, так прилагательное за существительным).

Творческая физкультминутка на координацию движений и психологическую разгрузку.

Сидя. Дотроньтесь правой рукой к левому уху, а левой рукой к носу. Хлопок. А теперь наоборот.

Сели ровно. Спину выровняли

3. Назовите одним словом

синий, красный, белый . Что это? (цвет)

большой, маленький, огромный (размер)

круглый, прямоугольный, продолговатый (форма)

лёгкий, тяжелый, невесомый (масса)

умный, трудолюбивый, аккуратный (качество)

В какую группу можно обобщить эти слова? (признаки предметов)

4. « КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?»

Назовите разные признаки к словам:

Яблоко — сочное, вкусное, пахучее, красное, круглое, большое, тяжёлое…

Заяц — пугливый, трусливый, длинноухий, куцехвостый, белый, серый, маленький…

Салют — величественный, торжественный, яркий, громкий, оглушительный…

— Как называются такие слова: величественный, торжественный…?

Эпитеты – самые точные, самые меткие, самые красивые признаки.

— А почему эти слова назвали эпитетами?

( С греческого языка «прилагательное» – эпитет)

5. Релакс

Что не правильно?

На тарелке лежало два яблока: одно было кислое, а другое красное.

У меня собака большая, а у тебя серая.

( Сравнение должно быть по одному признаку.)

6. Упражнения на систематизацию знаний.

1. — Прочитайте слова: синий, добрые, ласковые, умная, молодое, высокие.

— По какому признаку вы бы их разделили на 2 группы?

( Единственное и множественное числа)

Хорошо. А теперь откройте свои тетради, сядьте ровно.

Тетрадь с наклоном положу,

ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

2. Работа на карточках «Найди пару».

Например: солнечный день

Прозрачный , голоса, воздух, голубое, зелёная, небо, весенние , птичьи, цветы, трава.

Проверяем: прозрачный воздух, птичьи голоса, голубое небо, зелёная трава, весенние цветы,.

Творческая физкультминутка на координацию движений и психологическую разгрузку.

Правой рукой отдать честь, левую – вытянуть вперёд. Хлопок. Сделать наоборот: левой – честь, правую – вытянуть.

3. Поработаем в группах. Представитель каждой группы выбирает воздушный шарик с заданием. ( Класс украшен шарами всех цветов радуги). Клоун прислал вам задание:

Согласуйте существительное и прилагательное в нужном падеже.

Задание для 1 группы

В ( тёмное) небе, за (густой) лесом, после (летний) отдыха, (холодный) ветром.

Задание для 2 группы

По (густой) лесу, по (домашний) телефону, к (добрая) маме, о (весёлое) лете,

Задание для 3 группы

К (спокойное) морю, за (стройный) тополем ,после (жаркое) лета, у (высокое) дерева.

Задание для 4 группы

С (весёлые) товарищами, в (новая) школе, над (цветочная) поляной, люблю (тёплый) море.

Задание для 5 группы

Помогал (старшая) сестре, рассказать (весёлый) историю, выпал из (птичий) гнезда, скучал без (добрая) мамы.

4. Минутка эрудита

Загадка.

Дождь прошёл. А над землёй появился мост цветной.

Ни в эту сторону, ни в ту Никто не ходит по мосту. (Радуга)

— Как вы догадались?

А что такое радуга? Как она образуется?

(Идёт дождь. Прекращается дождь. Выглядывает солнышко.

И появляется радуга). Откуда? Из солнечного луча.

— Какого цвета солнечный луч? Белый. Это нам кажется. А на самом деле в нём смешалось много лучей разного цвета.

Итак, чтобы появилась радуга, солнечному лучику надо пролететь сквозь капельку дождя , луч преломляется и раскладывается на цвета. А так как капелек в воздухе очень много, то и радуга – в полнеба. А бывают ещё двойные радуги.

Среди всех признаков предмета очень важный — цвет .

-Как вы думаете, сколько всего цветов и оттенков на свете? (4800).

— А какой любимый цвет у вас? (Дети показывают)

— По любимому цвету человека мы можем рассказать о его характере и здоровье. Цвет имеет и большую силу, так как им можно лечиться.

В египетских пирамидах были комнаты разных цветов, и уже тогда целители определяли, какой цвет нужен больному, и купали его в комнате определённого цвета, и здоровье человека улучшалось.

Есть такая наука – цветотерапия, которая учит, как цвета действуют на здоровье человека.

Пробежимся по радуге?

Итак, первый цвет – красный

Это мак, это огонь ,это ягоды, кровь… ( Дети дополняют ответы)

Если человек выбирает красный цвет , то он сильный духом, активный, лидер.

Оранжевый цвет

Это морковь, это апельсин, это золотая осень…

Это цвет тепла. Это любимый цвет мечтательных людей.

Жёлтый

Это цвет солнца, лета, желтых цыплят, радости и покоя…

Люди, которые выбирают желтый цвет, товарищеские, щедрые.

Зеленый

Это трава, листочки, деревья, весна, молодость…

Это самый спокойный цвет, не имеет радости, печали.

Люди, которые выбирают зеленый цвет, имеют твердый характер, уверенность .

Голубой

Это небо, бесконечность, это чистый воздух…

Это — цвет мечты. Те, кто ставит голубой цвет на первое место, впечатлительный .

Синий

Это море, небо, космос…

Если человек выбирает синий цвет, то он верный товарищ .

Фиолетовый

Это сливы, фиалки, сирень…

Чаще всего люди, которые выбирают этот цвет, создают вокруг себя атмосферу гармонии и согласия.

Как видите, в радуге – всё.

А запомнить порядок цветов в радуге помогут первые буквы таких слов:

каждый охотник желает знать, где сидят фазаны.

Релакс. Музыка дождя. ( Дети слушают с закрытыми глазами)

5. А сейчас образуйте от слова радуга родственное прилагательное :

радужные.

Фразеологизмы: радужное настроение – хорошее, весёлое.

радужные мечты – приятные, сладкие, почти несбыточные.

А теперь подберите подходящие прилагательные к слову «радуга» и запишите их на наших радужных листочках.

(Семицветная, весёлая, радостная, высокая, нежная, мелодичная, спокойная, торжественная, таинственная, грустная, задумчивая, ласковая).

— А дети какие у нас в 4 классе?

— Умные, старательные, трудолюбивые, весёлые, добрые, аккуратные, внимательные, вежливые.

— Как приятно находиться в таком интеллигентном обществе!

6. Выборочный диктант. Выпишите прилагательное + существительное.

Радуга

После сильного дождя выглянуло тёплое солнце. Стройная радуга зажглась над лесом.

— А какая радуга в этом тексте? ( Стройная)

7. Просклоняем устно по падежам : стройная радуга.

И.п. стройная радуга

Р.п. стройной радуги

Д.п. стройной радуге

В.п. стройную радугу

Т.п. стройной радугой

П.п. на (о) стройной радуге

— Что обозначает слово «падеж» в переводе с греческого? ( Падает)

ІV. Итог урока

Мы говорили о прилагательном, так что же мы вспомнили?

А вот весёлое стихотворение:

Очень занимательное –

Имя прилагательное.

Трудно будет без него,

Если пропадёт оно.

Ну, представь-ка себе это:

Как без признаков предмета

Будем спорить, говорить,

Веселиться и шутить?

Что тогда получится?

Стоит разве мучиться?

Не скажем мы «прекрасное»,

А скажем «безобразное».

Не скажем маме «милая,

Красивая, любимая».

Отцу и брату и сестре

Не сможем говорить нигде

Эти замечательные

При-ла-га-тель-ны-е

Чтобы всё отлично стало,

Разных признаков немало

Будем всюду замечать

И к месту в речи их вставлять.

Давайте с вами повторим все, что мы знаем

Выставление оценок

Я вам всем желаю воспринимать мир в разных цветах, потому что цвет —

это радость и положительные эмоции, радужного вам настроения!

Спасибо за хорошую работу!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here