Открытый урок
по русскому языку в 4 классе
Разработала и провела
учитель начальных классов
ДОШ № 39
Демиденко Елена Павловна
Донецк – 2014г.
ТЕМА. Имя прилагательное. Повторение.
Цель. Обобщить теоретические знания об имени прилагательном, полученные в предыдущих классах; формировать умение использовать в речи имена прилагательные; способствовать формированию навыков грамотного и красивого письма; развивать речь; воспитывать умение чувствовать, понимать и любить красоту родной природы.
Ход урока
І. Организация класса к уроку
Приветствие.
Скажем «здравствуйте» руками,
Скажем «здравствуйте» глазами,
Скажем «здравствуйте» мы ртом,
Станет радостно кругом.
Садитесь.
— Действительно, станет радостно, так как слово имеет большую силу. Оно нас может развеселить, подбодрить, растревожить.
Всему названия дано –
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету.
И всё, что может видеть глаз –
Над нами и под нами, –
И всё, что в памяти у нас, –
Означено словами.
ІІ.Объявление темы урока
-
Мы продолжаем учить русский язык и сегодня нам предстоит многое сделать. Тема урока «Имя прилагательное. Повторение»
-
Давайте определим цели урока.
ІІІ.Систематизация знаний
1. Минута культуры речи.
— Повторим, как правильно говорить: одеть или надеть? ( Надеть – на себя, одеть кого-либо)
— Вас интересует время. Как спросите? ( Который час?)
— Как склоняются слова: кофе, такси, метро и пальто?
(Кофе, такси, метро и пальто — Эти слова не склоняет никто!)
— Как извиниться?
Правильно, если вы говорите:
не извиняемся, а извините!
— Кладу или ложу? ( Кладу, но положу)
2.Повторение теоретического материала
– С каким настроением вы пришли сегодня на урок?
(С весёлым, радостным, хорошим, бодрым, замечательным).
– Какую часть речи вы употребили?
– Почему она так называется? (это слово к чему-то прилагается,
присоединяется).
– К каким же словам присоединяются прилагательные?
– Имя прилагательное – вечный спутник имени существительного. Человеческий мозг стремится не только назвать предмет, но и оценить его : какой он?
— Какая же часть речи называется именем прилагательным?
– Как изменяется имя прилагательное?
– Как определить род, число и падеж прилагательного? (определить род, число и падеж существительного, с которым связано имя прилагательное; как ниточка за иголочкой, так прилагательное за существительным).
Творческая физкультминутка на координацию движений и психологическую разгрузку.
Сидя. Дотроньтесь правой рукой к левому уху, а левой рукой к носу. Хлопок. А теперь наоборот.
Сели ровно. Спину выровняли
3. Назовите одним словом
– синий, красный, белый . Что это? (цвет)
– большой, маленький, огромный (размер)
– круглый, прямоугольный, продолговатый (форма)
– лёгкий, тяжелый, невесомый (масса)
– умный, трудолюбивый, аккуратный (качество)
– В какую группу можно обобщить эти слова? (признаки предметов)
4. « КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?»
Назовите разные признаки к словам:
Яблоко — сочное, вкусное, пахучее, красное, круглое, большое, тяжёлое…
Заяц — пугливый, трусливый, длинноухий, куцехвостый, белый, серый, маленький…
Салют — величественный, торжественный, яркий, громкий, оглушительный…
— Как называются такие слова: величественный, торжественный…?
Эпитеты – самые точные, самые меткие, самые красивые признаки.
— А почему эти слова назвали эпитетами?
( С греческого языка «прилагательное» – эпитет)
5. Релакс
Что не правильно?
– На тарелке лежало два яблока: одно было кислое, а другое красное.
– У меня собака большая, а у тебя серая.
( Сравнение должно быть по одному признаку.)
6. Упражнения на систематизацию знаний.
1. — Прочитайте слова: синий, добрые, ласковые, умная, молодое, высокие.
— По какому признаку вы бы их разделили на 2 группы?
( Единственное и множественное числа)
Хорошо. А теперь откройте свои тетради, сядьте ровно.
Тетрадь с наклоном положу,
ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
2. Работа на карточках «Найди пару».
Например: солнечный день
Прозрачный , голоса, воздух, голубое, зелёная, небо, весенние , птичьи, цветы, трава.
Проверяем: прозрачный воздух, птичьи голоса, голубое небо, зелёная трава, весенние цветы,.
Творческая физкультминутка на координацию движений и психологическую разгрузку.
Правой рукой отдать честь, левую – вытянуть вперёд. Хлопок. Сделать наоборот: левой – честь, правую – вытянуть.
3. Поработаем в группах. Представитель каждой группы выбирает воздушный шарик с заданием. ( Класс украшен шарами всех цветов радуги). Клоун прислал вам задание:
Согласуйте существительное и прилагательное в нужном падеже.
Задание для 1 группы
В ( тёмное) небе, за (густой) лесом, после (летний) отдыха, (холодный) ветром.
Задание для 2 группы
По (густой) лесу, по (домашний) телефону, к (добрая) маме, о (весёлое) лете,
Задание для 3 группы
К (спокойное) морю, за (стройный) тополем ,после (жаркое) лета, у (высокое) дерева.
Задание для 4 группы
С (весёлые) товарищами, в (новая) школе, над (цветочная) поляной, люблю (тёплый) море.
Задание для 5 группы
Помогал (старшая) сестре, рассказать (весёлый) историю, выпал из (птичий) гнезда, скучал без (добрая) мамы.
4. Минутка эрудита
Загадка.
Дождь прошёл. А над землёй появился мост цветной.
Ни в эту сторону, ни в ту Никто не ходит по мосту. (Радуга)
— Как вы догадались?
– А что такое радуга? Как она образуется?
(Идёт дождь. Прекращается дождь. Выглядывает солнышко.
И появляется радуга). Откуда? Из солнечного луча.
— Какого цвета солнечный луч? Белый. Это нам кажется. А на самом деле в нём смешалось много лучей разного цвета.
Итак, чтобы появилась радуга, солнечному лучику надо пролететь сквозь капельку дождя , луч преломляется и раскладывается на цвета. А так как капелек в воздухе очень много, то и радуга – в полнеба. А бывают ещё двойные радуги.
Среди всех признаков предмета очень важный — цвет .
-Как вы думаете, сколько всего цветов и оттенков на свете? (4800).
— А какой любимый цвет у вас? (Дети показывают)
— По любимому цвету человека мы можем рассказать о его характере и здоровье. Цвет имеет и большую силу, так как им можно лечиться.
В египетских пирамидах были комнаты разных цветов, и уже тогда целители определяли, какой цвет нужен больному, и купали его в комнате определённого цвета, и здоровье человека улучшалось.
Есть такая наука – цветотерапия, которая учит, как цвета действуют на здоровье человека.
Пробежимся по радуге?
Итак, первый цвет – красный
Это мак, это огонь ,это ягоды, кровь… ( Дети дополняют ответы)
Если человек выбирает красный цвет , то он сильный духом, активный, лидер.
Оранжевый цвет
Это морковь, это апельсин, это золотая осень…
Это цвет тепла. Это любимый цвет мечтательных людей.
Жёлтый
Это цвет солнца, лета, желтых цыплят, радости и покоя…
Люди, которые выбирают желтый цвет, товарищеские, щедрые.
Зеленый
Это трава, листочки, деревья, весна, молодость…
Это самый спокойный цвет, не имеет радости, печали.
Люди, которые выбирают зеленый цвет, имеют твердый характер, уверенность .
Голубой
Это небо, бесконечность, это чистый воздух…
Это — цвет мечты. Те, кто ставит голубой цвет на первое место, впечатлительный .
Синий
Это море, небо, космос…
Если человек выбирает синий цвет, то он верный товарищ .
Фиолетовый
Это сливы, фиалки, сирень…
Чаще всего люди, которые выбирают этот цвет, создают вокруг себя атмосферу гармонии и согласия.
Как видите, в радуге – всё.
А запомнить порядок цветов в радуге помогут первые буквы таких слов:
каждый охотник желает знать, где сидят фазаны.
Релакс. Музыка дождя. ( Дети слушают с закрытыми глазами)
5. А сейчас образуйте от слова радуга родственное прилагательное :
радужные.
Фразеологизмы: радужное настроение – хорошее, весёлое.
радужные мечты – приятные, сладкие, почти несбыточные.
А теперь подберите подходящие прилагательные к слову «радуга» и запишите их на наших радужных листочках.
(Семицветная, весёлая, радостная, высокая, нежная, мелодичная, спокойная, торжественная, таинственная, грустная, задумчивая, ласковая).
— А дети какие у нас в 4 классе?
— Умные, старательные, трудолюбивые, весёлые, добрые, аккуратные, внимательные, вежливые.
— Как приятно находиться в таком интеллигентном обществе!
6. Выборочный диктант. Выпишите прилагательное + существительное.
Радуга
После сильного дождя выглянуло тёплое солнце. Стройная радуга зажглась над лесом.
— А какая радуга в этом тексте? ( Стройная)
7. Просклоняем устно по падежам : стройная радуга.
И.п. стройная радуга
Р.п. стройной радуги
Д.п. стройной радуге
В.п. стройную радугу
Т.п. стройной радугой
П.п. на (о) стройной радуге
— Что обозначает слово «падеж» в переводе с греческого? ( Падает)
ІV. Итог урока
Мы говорили о прилагательном, так что же мы вспомнили?
А вот весёлое стихотворение:
Очень занимательное –
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадёт оно.
Ну, представь-ка себе это:
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получится?
Стоит разве мучиться?
Не скажем мы «прекрасное»,
А скажем «безобразное».
Не скажем маме «милая,
Красивая, любимая».
Отцу и брату и сестре
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные
При-ла-га-тель-ны-е
Чтобы всё отлично стало,
Разных признаков немало
Будем всюду замечать
И к месту в речи их вставлять.
Давайте с вами повторим все, что мы знаем
Выставление оценок
Я вам всем желаю воспринимать мир в разных цветах, потому что цвет —
это радость и положительные эмоции, радужного вам настроения!
Спасибо за хорошую работу!