Развитие речи. 4 класс.

Тема: Изложение с элементами сочинения.

Цель: Создать условия для дальнейшего обучения умению письменно передавать содержание текста, вносить элемент рассуждения о происходящем в тексте событии; развивать умение составлять план текста; воспитание нравственности.

I. Орг. момент. Слайд 2

II. Подготовка к восприятию.

— Ребята, на столах перед вами лежит маленький рассказик, который написал Евгений Андреевич Пермяк.

Слайд 3

— Евгений Пермяк написал много публицистических статей, рассказов, повестей, романов для взрослого поколения. Кроме того, Евгений Пермяк написал множество сказок и рассказов для детей. Во всех произведениях Евгения Андреевича Пермяка добро побеждает зло. Каждое произведение Евгения Андреевича учит нас честности, справедливости, доброте.

— Какие произведения Пермяка вы помните? («Торопливый нож», «Чужая калитка», «Самое страшное», «Детство Маврика», «Заповедный остров», «Золотой гвоздь», «Бумажный змей», «Смородинка»)

Слайд 4

III. Работа по теме.

1.Зрительно-слуховое восприятие текста.

— Ребята, я сейчас буду читать данное произведение, а вы в это время подумайте, какое название можно ему дать.

Слайд 5

Чтение учителем:

— По улице бежали брат и сестра. Впереди шла хроменькая старушка. Из ее сумки выпал кошелек с деньгами. Слайд 5.1

Костя видел это. Он нагнулся, схватил его, побежал и отдал старушке. Старушка назвала себя растеряхой, взяла кошелек. Слайд 5.2

Костя вернулся к сестре и стал жаловаться на старушку. Он был обижен тем, что она не сказала ему «спасибо». Cecтpa остановилась и строго посмотрела на брата. Она сказала ему, что быть честным — долг каждого человека, а не заслуга. Не сразу Костя понял слова сестры. А когда понял, то запомнил их на всю жизнь.

(По Е. Пермяку.)

— Так, какое же название можно дать этому рассказу?

Слайд 6

— Сам Евгений Пермяк назвал свой рассказ «Случай с кошельком».

2. Анализ содержания.

— Скажите, пожалуйста, о чём говорится в этом рассказе?

— Назовите главных героев!

— Из скольких смысловых частей состоит текст?

3. Составление плана.

— Сейчас мы совместно составим план рассказа.

Слайд 7

— Предлагаю прочитать текст по частям. Прочитайте, пожалуйста, первую часть. Подумайте, что в ней главное и озаглавьте ее.

Слайд 8

— Прочитайте вторую часть, подумайте, что в ней главное. Какое название дадим этой части?

Слайд 9

— Прочитайте третью часть рассказа. Какое название дадим этой части?

— Прав ли, по-вашему, Костя?

— Последнюю часть изложения вы должны написать самостоятельно, рассуждая над вопросами: как бы поступил я? Прав ли Костя?

План.

1) Старушка обронила кошелек.

2) Мальчик обиделся.

3) Быть честным – долг, а не заслуга.

4) Как бы поступил я?

3. Орфографическая работа. Слайд 10

— Разберем написание наиболее трудных слов из текста: жизнь, деньки, хроменькая, жаловаться.

— Какая орфограмма объединяет эту группу слов? (мягкий знак — смягчающий)

— Объясните, пожалуйста, данную орфограмму.

Слайд 11

— Какая орфограмма объединяет слова: побежал, схватил, нагнулся, посмотрела, запомнил? (Правописание слов с приставками.)

Слайд 12

— Обратите внимание на написание наречий: скоро, впереди, строго.

— Как они пишутся? (Слитно.)

— Что вы напишете в конце слов скоро, строго? (Букву о.)

Слайд 13 (Знаки препинания)

4. Лексико-орфографическая подготовка.

— Понятен ли вам смысл всех слов?

5. Устный пересказ текста.

Слайд 14

6. Написание изложения.

— Опираясь на план, напишите изложение, кроме того, не забудьте, что

последнюю часть изложения вы должны написать самостоятельно, рассуждая над вопросами: как бы поступили в данной ситуации вы? Прав ли мальчик?

7. Самопроверка.

III. Итог урока.

— Вас чему-нибудь научил сегодняшний урок?

— Есть ли желающие прочитать свой последний абзац?

Слайд 15

IV. Рефлексия.

— Были ли у кого-нибудь проблемы, при написании изложения?

— В чём заключались ваши трудности?

V. Оценки.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here