Развитие речи. 4 класс.
Тема: Изложение с элементами сочинения.
Цель: Создать условия для дальнейшего обучения умению письменно передавать содержание текста, вносить элемент рассуждения о происходящем в тексте событии; развивать умение составлять план текста; воспитание нравственности.
I. Орг. момент. Слайд 2
II. Подготовка к восприятию.
— Ребята, на столах перед вами лежит маленький рассказик, который написал Евгений Андреевич Пермяк.
Слайд 3
— Евгений Пермяк написал много публицистических статей, рассказов, повестей, романов для взрослого поколения. Кроме того, Евгений Пермяк написал множество сказок и рассказов для детей. Во всех произведениях Евгения Андреевича Пермяка добро побеждает зло. Каждое произведение Евгения Андреевича учит нас честности, справедливости, доброте.
— Какие произведения Пермяка вы помните? («Торопливый нож», «Чужая калитка», «Самое страшное», «Детство Маврика», «Заповедный остров», «Золотой гвоздь», «Бумажный змей», «Смородинка»)
Слайд 4
III. Работа по теме.
1.Зрительно-слуховое восприятие текста.
— Ребята, я сейчас буду читать данное произведение, а вы в это время подумайте, какое название можно ему дать.
Слайд 5
Чтение учителем:
— По улице бежали брат и сестра. Впереди шла хроменькая старушка. Из ее сумки выпал кошелек с деньгами. Слайд 5.1
Костя видел это. Он нагнулся, схватил его, побежал и отдал старушке. Старушка назвала себя растеряхой, взяла кошелек. Слайд 5.2
Костя вернулся к сестре и стал жаловаться на старушку. Он был обижен тем, что она не сказала ему «спасибо». Cecтpa остановилась и строго посмотрела на брата. Она сказала ему, что быть честным — долг каждого человека, а не заслуга. Не сразу Костя понял слова сестры. А когда понял, то запомнил их на всю жизнь.
(По Е. Пермяку.)
— Так, какое же название можно дать этому рассказу?
Слайд 6
— Сам Евгений Пермяк назвал свой рассказ «Случай с кошельком».
2. Анализ содержания.
— Скажите, пожалуйста, о чём говорится в этом рассказе?
— Назовите главных героев!
— Из скольких смысловых частей состоит текст?
3. Составление плана.
— Сейчас мы совместно составим план рассказа.
Слайд 7
— Предлагаю прочитать текст по частям. Прочитайте, пожалуйста, первую часть. Подумайте, что в ней главное и озаглавьте ее.
Слайд 8
— Прочитайте вторую часть, подумайте, что в ней главное. Какое название дадим этой части?
Слайд 9
— Прочитайте третью часть рассказа. Какое название дадим этой части?
— Прав ли, по-вашему, Костя?
— Последнюю часть изложения вы должны написать самостоятельно, рассуждая над вопросами: как бы поступил я? Прав ли Костя?
План.
1) Старушка обронила кошелек.
2) Мальчик обиделся.
3) Быть честным – долг, а не заслуга.
4) Как бы поступил я?
3. Орфографическая работа. Слайд 10
— Разберем написание наиболее трудных слов из текста: жизнь, деньки, хроменькая, жаловаться.
— Какая орфограмма объединяет эту группу слов? (мягкий знак — смягчающий)
— Объясните, пожалуйста, данную орфограмму.
Слайд 11
— Какая орфограмма объединяет слова: побежал, схватил, нагнулся, посмотрела, запомнил? (Правописание слов с приставками.)
Слайд 12
— Обратите внимание на написание наречий: скоро, впереди, строго.
— Как они пишутся? (Слитно.)
— Что вы напишете в конце слов скоро, строго? (Букву о.)
Слайд 13 (Знаки препинания)
4. Лексико-орфографическая подготовка.
— Понятен ли вам смысл всех слов?
5. Устный пересказ текста.
Слайд 14
6. Написание изложения.
— Опираясь на план, напишите изложение, кроме того, не забудьте, что
последнюю часть изложения вы должны написать самостоятельно, рассуждая над вопросами: как бы поступили в данной ситуации вы? Прав ли мальчик?
7. Самопроверка.
III. Итог урока.
— Вас чему-нибудь научил сегодняшний урок?
— Есть ли желающие прочитать свой последний абзац?
Слайд 15
IV. Рефлексия.
— Были ли у кого-нибудь проблемы, при написании изложения?
— В чём заключались ваши трудности?
V. Оценки.