Гридина Лариса Николаевна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №35 г. Белгорода
Русский язык в 4 классе
(по системе Л.В. Занкова)
Тема: «Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам Настоящее время глагола»
На протяжении многих лет учителей интересовали и интересуют вопросы, как обеспечить учение с увлечением, какие методы работы использовать для того, чтобы ребёнок не просто усваивал поток информации, полученный от учителя, но и научился мыслить, понимать, самостоятельно делать выводы.
Для этого необходимо создавать условия для самореализации учащихся.
Обучение русскому языку — важнейший фактор формирования учебных универсальных действий.
Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами.
Урок, который предлагаем, даёт представление об изменении глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам.
Формирует мотивацию достижения и социального признания.
Умения наблюдать, делать выводы и умозаключения.
Умение спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать своё, вступать в диалог.
Цель урока: создать условия для усвоения учащимися данной темы.
Задачи урока: 1. Способствовать самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях урока.
2.Обеспечить развитие коммуникативных умений учащихся: слушать и слышать учителя и своих товарищей; выражать свою точку зрения по изученным вопросам.
3. Содействовать воспитанию культуры общения на уроке.
Оборудование: презентация к уроку, маркерная доска, карточки со словарными словами, толковый словарь.
Ход урока.
1. Эмоциональный настрой на урок.
Мы бежали, мы спешили.
Залетели прямо в класс.
Потому что, потому что,
Урок русского у нас.
2. Проверка домашнего задания
Солнце жарче припечёт, небо дождь на нас польёт, зацветёт, зазеленеет наш весёлый огород.
— объяснить правописание орфограмм;
— разбор всех слов по составу;
— синтаксический разбор;
— морфологический разбор слова (солнце);
— фонетический разбор слова (польёт).
— У кого возникли сложности при выполнении домашней работы?
— Кому было легко выполнить домашнее задания?
— Оцените друг друга.
3. Словарная работа (адъютант, субъект, объект, инъекция-скандирование данных слов, проговаривание с помощью рифмовки, письмо с комментированием)
Адъютант такой субъект.
Всегда смотрит на объект.
Нет ли там инъекции.
Для ума и лекции.
4. Минутка чистописания:
Из-гл-наст-буд-по-лиц-и-числ
-Скажите, почему мы именно эти элементы используем на нашем уроке?
( презентация темы на слайде)
— Какие задачи нам нужно решить на данном уроке?
(презентация цели и задач на слайде)
5.Подготовка к работе на основном этапе.
— Найдите значения слова лицо в толковом словаре.
Лицо- особа, человек;
— часть головы человека;
— лицо ткани;
— лицо здания;
— лицо монеты.
— Посмотрите, какое любопытное слово — сколько разных предметов оно обозначает.
— А о каких же лицах мы будем говорить на уроке?
Физкультминутка.
Я бегу и ты бежишь,
Ты летишь и вы летите.
Он, она, оно, они — вместе весело кричите.
— Глаголы имеют три лица. Но здесь у слова лицо другое значение- это не какая-то персона, а определённый человек.
На слайде:
1-е лицо 2-е лицо 3-е лицо
я — мы ты — вы он-она-оно-они
— Глаголы изменяются по числам?
Я несу, и мы несём.
ед.ч мн.ч
-Молодцы! Возьмём глаголы составляю и учу.
1- лицо я — составляю, учу
2-е лицо ты – ешь, ишь
3-е лицо он – ет, ит
мы — ем, им
вы – ете, ите
они – ют, ат.
-Что вы заметили?
— Какой делаем вывод?
— Это называется спряжением.
6. Комплексное закрепление.
— стр.49 ( работа с правилом)
— стр.49,упр.62( у доски)
— стр. 49, упр. 63(устно)
7. Инструктаж домашнего задания.
8. Рефлексия деятельности.
Теперь мы можем с вами утверждать:
Я ЗНАЮ…………..
Я МОГУ………………..
Я УМЕЮ………………..
Я ХОЧУ НАУЧИТЬСЯ……………….