Тема: Личные местоимения, их роль в предложении.
Цель:
-
Познакомить с особенностями личных местоимений и их ролью в предложении, в речи;
-
формировать умения правильно пользоваться местоимениями в устной и письменной речи;
-
способствовать развитию аналитических и исследовательских умений обучающихся;
-
развивать орфографическую зоркость, навыки грамотного письма;
-
воспитывать потребность пользоваться всем языковым богатством
УУД
Личностные:
-
Формирование у детей мотивации к обучению, помощь в самоорганизации;
-
формирование критического мышления.
Регулятивные:
-
Умение применять полученные знания на практике;
-
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
Познавательные:
-
умение сопоставлять, выявлять сходства и различия;
-
исследовать, рассуждать, анализировать, делать выводы;
-
формировать ключевые компетенции
Коммуникативные:
-
полно и ясно выражать свои мысли;
-
владеть письменной и устной коммуникацией, сотрудничать, ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии
Урок – исследование
Форма работы: групповая, индивидуальная, фронтальная
Оборудование: ИКТ, дидактический материал, музыкальная зарисовка. презентация, постеры, памятки
План
I.П/ настрой
II. Актуализация знаний ( мозговой штурм)
III. Постановка проблемы
IV.Исследование (+ понял(а), не понял(а), ? сомневаюсь)
V. Закрепление
1. Прием «Верные неверные утверждения
2. Защита проекта ( создание продукта деятельности)
3. Составление тестов
VI. Рефлексия Создание продукта деятельности Памятка «Личные местоимения»
(критериальное оценивание)
Ход урока
-
Психологический настрой
Урок под девизом: Мало знать, надо применять. ( слайд №1)
Мало хотеть, надо делать.
Я рада видеть каждого из вас,
И пусть зима прохладой в окна дышит,
Нам будет здесь уютно,
Ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит
-
Актуализация знаний
-
Обобщение сведений
В своем обращении к вам я выделила интонацией несколько слов.
— Назовите эти слова.
-Какой частью речи являются эти слова.
— Какой теме будет посвящен урок?
— будем учиться на уроке?
Тема урока: Обобщение сведений о местоимении, полученных в 3 классе.
Личные местоимения. Роль местоимений в предложении.
-Назовите объект исследования и предмет исследования
Объект исследования: личные местоимения ( слайд №2)
Предмет исследования: морфологические признаки местоимений, его роль в предложении
Сегодня на уроке вы будете исследователями. Наша цель систематизировать знания полученные в 3 классе, учиться определять и грамотно употреблять личные местоимения, познакомиться с морфологическими признаками и ролью личных местоимений в речи, в предложении
2. Работать будем по плану: ( слайд №3)
1. Пишу красиво
2. Орфографическая минутка
3. Думай, размышляй , исследуй
4. Редактируем текст
5. Защита продукта (Памятка)
6. Самооценка
3. Немного истории
-Почему эта часть речи получила такое название?
Дети находят в словаре С. Ожегова лексическое значение слова «местоимение» Оно заимствовано из старославянского языка. В нем оно создано по образцу греческого слова «антонимиа», которое сложено из «анти» (вместо) и «онима» (имя). В старославянском языке слово «местоимение» образовано из слияния сочетаний слов «вместо» + «имени» с прибавлением суффикса -й( е). В результате фонетических изменений начальное «в» отпало. Сейчас в слове «местоимение» выделяется основа и окончание.
4. Прием «Мозговой штурм»
Назовите личные местоимения. Почему в русском языке их называют личными?
-Указывают на предмет, но его не называют
Сообщаю ( слайд №4)
Местоимение – это
Местоимение указывает ________________
Местоимения 1 лица__________________
Местоимения 2лица ___________________ Местоимения 3 лица __________________
Личные местоимения заменяют__________________________
Местоимения изменяются
2 Минутка чистописания 2 балла ( слайд №5) Найдите личные местоимения, запиши каллиграфически правильно
При я мы вот ты вы да он она оно сок они
Я мы ты вы он она оно они
Заполните свои исследовательские карты
III. Постановка проблемы. Исследование
Вместо какого имени употребляются личные местоимениия?
Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ
При НИХ на берегу
ЕГО ловили. Но, увы:
Я плавать — не могу!
МЫ ВАМ ЕЁ, ОНА НАМ ИХ,
ВЫ ИМ, обратно, НАС.
Он с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ,
А МЫ с НИМ — к НЕЙ от ВАС…
Хоть МНЕ известно, что ОНО
ИХ любит больше ТЕХ, —
Всё это тайной быть должно
Для НАС и вас и всех…
Почему непонятен текст?
— Назовите личные местоимения
-
Исследование (+ понял(а), не понял(а), ? сомневаюсь ( слайд №6)
1. Орфографическая разминка по группам 3 балла
1 гр. Родина, Казахстан, столица, город, Житикара, президент, Астана.
2 гр. Сова, лисица, коза, сосна, лесок, трава, роса, дерево.
3 гр. Шоссе, коллектив, рассказ, группа, суббота, класс .
4 гр. Свободное письмо ( взаимооценка)
Вывод: местоимения 3 лица изменяются по родам.
Местоимения заменяют существительные.
Местоимения не называют предмет, а указывают на него.
Для чего существуют местоимения в речи?
—Они создают нам речевое удобство, так как экономят время, разнообразят речь. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного.
Они — как запасные игроки на футболе, как дублёры в театре.
2. Физминутка Раз, два, три…
3. Редактирование текста. (по группам) ( 4 балла)
Однажды я шел по лугу. Ко мне пристала ласточка. Она кружилась около меня. Ласточка кружилась около меня и жалобно кричала, словно я отнял у нее птенца, и она просила отдать его обратно. Я не понимал, что ей нужно, и рассказал о ласточке деду. Он посмеялся надо мной и разъяснил мне загадку. Человек идет по лугу и спугивает сотни насекомых. Ласточка уже не ищет их в траве. Она летает около человека и ловит их на лету. ( слайд №6) В доме у нас жил ёжик, ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким.
Вывод: местоимения делают речь лаконичной, выразительной
4. Найди местоимения в следующих произведениях ( зачитываются отрывки) (слайд №7)1 балл
V.Закрепление
1.Защита проекта 5 баллов(создание продукта деятельности(Памятка «Личные местоимения) 2.Составление тестовых вопросов (4 балла) 5. Прием «Верные неверные утверждения»
-
Местоимение – это часть речи
-
Личные местоимения изменяется по родам в ед. числе 3 лица
-
Личные местоимения изменяются по падежам
-
Местоимения я, мы второго лица
-
Местоимение о нем стоит в П.п.
-
Местоимения мы вы множественного числа
Обобщение
Я и мы,
Ты и вы,
Он, она, оно, они —
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это, без сомнения,
Всё местоимения.
Уч-ся (хором). Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.
6. Составление синквейна
7. Критериальное оценивание
VI.Рефлексия -Понял(а)
— Было интересно
—Хочу узнать
-Работал спустя рукава
— Работал засучив рукава
Д/задание на выбор: 285, 286,289 ( слайд 8)