Тема урока: «Спряжение глаголов»

Цели урока:

1.Познакомить учащихся с окончаниями глаголов первого и второго спряжения.

2.Вырабатывать у учащихся осмысленное отношение к употреблению в речи глаголов.

3.Развивать умение анализировать, сопоставлять, находить главное, делать выводы, умение выполнять самооценку и самоконтроль.

4. Развивать речь устную и письменную.

5. Воспитывать любовь к родному языку, поэзии А. С. Пушкина.

Оборудование: таблицы:

1.

корень

Корень, суффикс

Корень,  Суффикс, окончание

Корень, окончание

Приставка, Корень, Суффикс, окончание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

И я там был, ме. , пиво пил;

У моря видел ду. з.лёный;

Под ним с.дел и кот учёный

Свои мне ска.ки г.ворил.

Ход урока

1. Эмоциональный настрой: дети работают в паре.

Указательным и средним пальцем «идут» по руке соседа, дойдя до плеча, похлопывают и говорят: «Если что, я тебе помогу!»

2. Сегодня мы продолжим знакомиться со спряжением глагола. Для этого мы должны вспомнить что мы заем об этой части речи. Посмотрите, какое чистописание я вам приготовила:

  1. @

  2. е

  3. и

Выберите одно утверждение из трёх вариантов ответов:

  1. Глагол —  это

  1. Часть слова

  2. Член предложения

  3. Часть речи

  1. Глагол обозначает

  1. Действие предмета

  2. Признак предмета

  3. Название предмета

  1. В предложении глагол бывает

  1. Чаще всего сказуемым

  2. Второстепенным членом

  3. Подлежащим

  1. Глаголы изменяются

  1. Только по числам

  2. Только по временам

  3. По временам, по лицам, по числам.

и@@и – получилось у детей, если правильно ответили.

3. Какого поэта  называли в школе «француз», «егоза».

Дети называют А. С. Пушкина.

— Какие оценки получал А. С. Пушкин?

Дети: хорошо, весьма хорошо, превосходно.

— Я попробую вас сегодня так оценивать.

4. Синтаксический разбор:

Лицей помещался в Царском Селе – летней императорской резиденции.

(Повествовательное, невосклицательное, распространённое, простое.)

Резиденция – место постоянного пребывания правителя.

5. 

«Руслан и Людмила»

— Сейчас мои помощники покажут всем, как А. С. Пушкин сочинял эту поэму. Ребята показывают сцену «Поэт и муза»

Пушкин молчит, думает, грызёт перо…

— Как лучше начать?

Попробую так: Есть в Подмосковье дуб могучий…

Муза: Александр Сергеевич! В сказках не указывают место, это неведомая страна, загадочная и волшебная.

Пушкин: Что делать? О! В сказке есть такие слова.

«У лукоморья стоит дуб, а на нём золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идёт – сказки сказывает, вниз идёт – песни поёт…

Пусть будет «У лукоморья»

У лукоморья дуб зелёный,

Цепь золотая на том дубу…

Муза: Александр Сергеевич! Второй стих не звучит торжественно и ярко!

Лучше так: «Златая цепь на дубе том…»

Пушкин: Спасибо, Муза! Дальше про кота я сам сочиню.

И днём и ночью  кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит…

Дети вешают на дерево лешего, русалку, избушку, следы зверей.

 Запишите в тетрадь и объясните правописание глаголов.

— Найдите общее свойство глаголов.

Дети: Это глаголы настоящего времени, 3 лица, ед. числа, второго спряжения.

6. А как заканчивается эта поэма?

Дети: Так как заканчиваются многие сказки…

— Посмотрите на карточку, какие орфограммы пропущены?

— Определите спряжение глаголов.

Дети пытаются определить, не получается.

— Это глагол прошедшего времени! У него спряжение не определяется.

7. Работа в учебнике, упражнение 127.

— Из какого произведения эти строки?

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

— на какие группы можно разбить глаголы?

Дети: по спряжениям, по окончаниям.

— Что такое спряжение? Какие окончания у 1 спряжения? У 2 спряжения?

Запишите выделенные глаголы в аналитическую таблицу, разбив глаголы на группы по составу.

1 вариант – 1 спряжение, 2 вариант – 2 спряжение.

У детей:

корень

Корень, суффикс

Корень,

Суффикс,

окончание

Корень,

окончание

Приставка,

Корень.

Суффикс,

Окончание

 

 

 

Растёт

Вынимает

 

 

 

Живёт

собирает

 

 

 

Поёт

 

 

 

 

грызёт

 

корень

Корень

суффикс

Корень

Суффикс

окончание

Корень

окончание

Приставка

Корень

Суффикс

Окончание

 

 

 

Лежит

 

 

 

 

видит

 

 

 

 

стоит

 

Физкультминутка — дети танцуют знакомый современный танец.

8. 1 вариант написал больше, он и диктует словарные слова.

Работа по методу П. С. Тоцкого. Дети работают в паре. 1 вариант диктует 2 варианту 6 блок словарных слов:

Камыш, кабинет, иметь в виду, изморось, забота, жужжит, десерт, иногда, вдвоём, истина, дельфин, готовить.

Дети проверяют и оценивают.

9. Откройте тетради на стр. 20.

— Расшифруйте криптограмму. Дети  работают в паре.

Все патриоты охраняют природу.

Прочитайте выразительно стихотворения А. С. Пушкина.

— Какими выразительными средствами языка пользуется автор?

Дети: называют метафоры и эпитеты.

— Кого можно назвать патриотом?

Дети:

— Тех, кто любит природу, бережёт её.

Учитель зачитывает сочинение ученика о том, что нужно защищать животных.

Вы сами представьте себя насекомым и,  например, великана.

Вас убьют, вам больно будет? Вот и им так же. Им даже цвет приходится иметь как у растений, чтобы защищать себя. А вдруг у них есть дети-молокососы.

— В каком значении автор использует слово «молокосос»?

— Посмотрите на картины и напишите яркий и точный глагол.

Учитель показывает иллюстрации с животными.

Возможные варианты глаголов: обнимает, сидит, целует, ласкает и т.д.

10. Итог урока:

Я твёрдо знаю, что…

1) Спряжение – это…

2) Спрягаются глаголы только …

3) Глаголы бывают…

4) глаголы 1 спряжения имеют окончания…

5) Глаголы 2 спряжения имеют окончания…

6) Знания, полученные на уроке мне необходимы для того, чтобы…

11. Домашнее задание: сочинить сказку о спряжении глаголов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here