Муниципальное общеобразовательное учреждение начальная

общеобразовательная школа №71.

Урок русского языка.

«Закрепление знаний о предложении и частях речи».

4 А класс

Выполнила учитель начальных классов

Мартынова Светлана Севериновна.

Липецк, 2011г.

Тема: Закрепление знаний о предложении и частях речи.

Цель: развитие интеллектуально-информационных навыков.

Задачи: закрепить знания учащихся о правописании безударных гл. в

корнях слов; частях речи; формировать навыки определения

падежа и правописания безударного окончания имени

прилагательного;

развивать орфографическую зоркость; развивать внимание на

основе упражнений «Точки мозга»,

воспитание мотивации к учению.

Оборудование: карточки с вопросами, карточки слов (морфемный

разбор, табл. «Падежи», табл. «Разбор предложений.

Члены предложения», календарь «Зима».

Организация и деятельность учащихся на уроке:

  1. Организационный момент.

— Подберите родственные слова к данным словам

весельевесело, весельчак, веселиться, веселый

корм кормушка, кормить, кормовая

зимазимовать, зимушка, зимовье, зимний

— Какой корень? Какая часть речи?

  1. Проверка д/з:

Назовите мне три любые цифры до семнадцати включительно ( дети, по списку стоящие под этими номерами, выходят к доске, берут карточки с вопросами и готовятся к ответу).

— Пока они работают, мы с вами сыграем в игру «Во всех падежах».

Послушайте стихотворение «Приключения зеленого листа» и определите в каких падежах стоит словосочетание зеленый лист.

Как-то раз с большого клена

Оторвался лист зеленый (И.п.)

И пустился вместе с ветром

Путешествовать по свету.

Закружилась голова

У зеленого листа (Р.п.)

Ветер нес и нес,

Бросил только на мосту

В тот же миг веселый пес

Шмыг – к зеленому листу (Д.п.)

Лапой – хвать зеленый лист (В.п.)

Дескать, поиграем

«Не хочу», — парашютист

Головой качает…

Ветер вмиг с листом зеленым (Т.п.)

Над землей взметнулся снова,

Но шалун листок упал…

Я пишу в саду под кленом

Стих о том листе зеленом. (П.п.)

— Итак, вспомним: сколько падежей в русском языке? (6)

-А теперь, послушаем ответы на вопросы: (Ребята стоят у доски).

  1. Сообщение темы и постановка учебной задачи.

Ребята, прочитайте, какова тема урока?

Чем мы будем заниматься?

  1. Запись даты и темы урока.

  1. Каллиграфическая пауза.

/Установка на посадку./

  1. Словарная работа.

— От слов с непроверяемыми безуд. гл. образовать однокоренные им.

прилагательные и написать их с подходящими по смыслу им. сущ-ми.

Например: комната – комнатный цветок.

герой геройский поступок, металл металлический замок,

телефонтелефонный звонок, картина картинная галерея,

дорогадорожный знак.

  1. Восстановление деформированного предложения и его комментирование.

Пионерский, находится, лагерь, речки, на берегу.

Им.п. м.р. м.р.Им.п. г. с. с. Р.п.

Пионерский лагерь находиться на берегу речки.

— Первый ученик прочитает предложение.

— Второй комментирует его.

— Третий ученик разбирает предложение по членам.

— Четвертый определяет падеж и род словосочетания пионерский лагерь.

— Пятый дает характеристику предложению.

(Повест., невоскл.,прост.,бессоюз.)

— Шестой ученик дает характеристику сущ-му

  1. Лагерь – сущ. (что?)

  2. Н.ф. – лагерь

  3. Им.п., ед.ч., м.р., 2 скл.

  4. Гл. чл. – подлежащее.

  1. Повторение в теме «Морфемный разбор». На доске записаны три слова. Вызываются три ученика, которые одновременно разбирают по составу эти слова:

Речка осветило пионерский

— Пока работают ребята у доски, учитель показывает одну за другой карточки, предлагает детям:

— Назовите только корень:

проходила замахала нависла

— назовите только окончание:

росистый широкая пыльный

Проверка работ учеников ( у доски).

  1. Игра « Когда это бывает?»

— Угадайте по признакам время года:

Лес и поле белые,

Белые луга.

У осин заснеженных

Ветки как рога. (Зима)

— Какие признаки помогли узнать?

Дополнительно.

Дети проговаривают глаголы, записанные на доске – как напишешь:

победить извинять

прощать сломить

тянуть глядеть

смотреть тащить

— На какую орфограмму записаны слова?

— Подбери синонимы.

Развитие речи.

— Перед вами какое время года изображено?

Внимательно посмотрите, составьте предложения, в которых были бы имена прилагательные.

Наступила долгожданная зима.

Деревья укрыл пушистый снег.

Земля покрыта белым снегом,

Как теплым одеялом.

  1. Обобщение. Выявление оценок.

— Как определить часть речи?

— Что называется им. прилагательным?

— Как изменяется им. прилагательное? (П., чис., р.)

— В каком числе им. прилагалельное не изменяется по родам? ( мн.чис.)

  1. Д/з: №294, леч-(ить) ч/к.

Список литературы.

  1. Учебник «Русский язык» для 4-го класса С.В.Иванов, М.И.Кузнецова и др.- М.: Вентана-Графф,2008г.

  2. Тетрадь на печатной основе «Пишем грамотно» для 4-го класса С.В.Иванов, М.И.Кузнецова и др. – М.: Вентана-Графф,2008г.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here