Разработка открытого урока в 5 классе по теме: «Буквы и, ы после ц»

ЦЕЛИ УРОКА:

Образовательная: помочь учащимся усвоить правило  “Гласные буквы и — ы после ц”; указать, что наличие звука ц также является “сигналом” орфограммы

Развивающая: развивать орфографическую зоркость, речевой слух у учащихся, навык графического обозначения данной орфограммы;

совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся.

Воспитательная: воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Нам предстоит вместе справиться с трудной орфографической задачей. Я уверена, вам, ребята, все по плечу. Поднимите руки, кто не боится трудностей! Тогда можно и начинать. Оценки за урок получит каждый. Постарайтесь! Запишите в тетрадях число, классная работа.

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения.

Ребята, выпускники 9 класса написали вам письмо. Вам интересно, о чём они написали? Письмо летом лежало на подоконнике и некоторые буквы выцвели, но я думаю, что вы сможете его легко восстановить. (Текст письма предлагается на слайде).

 

«В наше время важно уметь правильно изл.гать свои мысли. Нужно большой метлой вымести из своей речи плохие слова и вырвать зар.сли разговорных «сорняков», а затем тщательно ул.жить багаж знаний, полученных от учителя.

Всем нам как подр.стающему поколению важно зал.жить фундамент грамотности уже в

начальной школе, а не только в пятом классе, потому что во время экзамена надо пол.гаться не на удачу, а на твердые знания.»

Понятен ли вам смысл письма? Легко ли вы его восстановили? Какие знания помогли вам? (вспомнили правила «О-А в корнях ЛАГ-ЛОЖ, РАСТ, РАЩ — РОС») Какое правило ещё недавно изучали на уроке? («О-Ё в корне слова после шипящих»).

Сейчас мы напишем словарный диктант на тему «О-Ё в корне слова после шипящих». К доске приглашаются 2 ученика для участия в Турнире знатоков. На слайде появляются слова, учащиеся записывают их на доске.

Расчёска, шоколад, жокей, жонглер, шофер, жёлудь, шорты, жёлтый, трещотка, щётка, крыжовник, шоссе.

Проверка написанного по принципу «Твоё — моё», учащиеся поочерёдно объясняют правописание слов. Остальные ученики проверяют себя сами. После проверки выставляют оценки в тетрадь.

Какое слово лишнее, не подходит под правило? (циркуль) А знаете ли вы, какая гласная пишется после Ц? Можете назвать тему сегодняшнего урока? Оказывается, после ц может писаться и буква И, и буква Ы. Значит, тема нашего урока «Буквы и, ы после ц». Какие цели стоят перед нами? Что должны ЗНАТЬ, что УМЕТЬ?

3.Формирование новых знаний.

1. Сейчас вы посмотрите видеозапись, внимательно слушайте и старайтесь понять объяснение учителя. (Просмотр видео урока)

2. Что вы запомнили? Когда в словах после ц пишется И, а когда-Ы?

3. Выделим главное и посмотрим кластер.

А запомнить слова-исключения вам поможет слайд. «Цыган встал на цыпочки и цыкнул цыплёнку: «Цыц».

4.Физпауза для глаз.

5. Формирование практических навыков.

Мы с вами получили новые знания. А какой этап урока будет следующим? Нам нужно закрепить новые знания на практике, чтобы сегодня отлично справиться с проверочной работой в конце урока.

1. Сейчас мы выполним распределительный диктант. Обозначьте 2 столбика: И и Ы. Перед вами слова, распределите их в нужный столбик. По цепочке дети комментируют правописание слов, применяя новое правило. Оцените свою работу и поставьте оценку на полях тетради.

Циферблат, цинга, спицы, белолицый, куницын, цыкнуть, конституция.

2. Игровое задание «Куча мала».

А теперь вы поработаете в парах. Вам нужно вставить пропущенные буквы и расположить слова в две колонки: 1 –с буквой И, 2- с буквой – Ы.

Ц..ркуль, лестниц.., ц..фры, демонстрац..я, ц..ганский, улиц.., авиац..я, революц..я, круглолиц..й, станц..я, продавц.., ц..плята, огурц…

И Ы

Циркуль Лестницы

Цифры цыганский

Демонстрация улицы

Авиация круглолицый

Революция продавцы

Станция цыплята

Огурцы

Проверьте себя по написанным на экране и поставьте себе оценку.

О чём забыли, выполняя задание?

3. Давайте совершим путешествие, не выходя из кабинета? Мы посмотрим слайды и ещё раз закрепим новую орфограмму.

Я читаю предложение, а вы называете слова на изученную орфограмму.

1. В Москве возле цирка находится памятник известному клоуну Юрию Никулину. 2.Эйфелева башня — символ Франции— названа в честь ее конструктора Густава Эйфеля. 3. Неаполитанский цикламен напоминает стаю бабочек над зелеными листьями. 4. Индейцы-коренные жители Америки — строили жилище из шкур животных.

5. Из Древней Греции пришли к нам многие виды спорта.

6. Несколько столетий назад цыгане перекочевали к нам из Индии.

7.  Птицы, живущие в джунглях, например тукан, имеют яркое оперение.

4. Давайте ещё раз вспомним изученное правило.

Смотрим на слайд.

6. Этап контроля усвоения новых знаний.

Теперь вы проверьте, как вы самостоятельно можете использовать полученные знания.

Самостоятельная работа по вариантам.

1 вариант 2 варинат

Папин мотоц..кл птиц…ны перья

Казахстанская авиац..я праздничная иллюминац…я

Куриц..н хвост твёрдый панц…рь

Встать на ц…почки крикнуть «ц…ц»

Вчерашний ц…клон наши пловц…

Поменяемся тетрадями с соседом по парте, исправим ошибки, сверяясь с написанным на экране. Поставьте оценки друг другу.

7. Этап рефлексивного осмысления результатов урока.

1. Подведём итог урока. Можете пользоваться словами — помощниками на доске.

Было интересно…

Вызвало затруднение…

Нужно выучить…

8. Домашнее задание.

Конечно, каждый из вас уже задумывался над выбором будущей профессии. Кто хочет попробовать себя в роли учителя, выбирает для самостоятельной работы белый лист с заданием, в  роли писателя — желтый,  ученого — зеленый. Оценка за работу будет выставлена в журнал.

На белых листах:

Исправь ошибки!

Древняя цывилизация,

круглолиций мальчик,

дворцы Петербурга,

аккуратные немци,

циновка у двери,

душистая акацыя,

птенцы чайки,

учиться в Швецыи,

пушистый ципленок.

 На желтых листах:

Составь небольшой рассказ(3-4 предложения) на тему «У бабушки», используй словосочетания: желтенькие ц…плята, лисиц…на нора, цветущая акац…я, ловкая кошка- ц…ркачка.

 На зеленых листах:

Вставь в текст о насекомых цикадах подходящие по смыслу слова: ц…када, ц…ркулярная, китайц…, ц…трусовые, птиц…, традиц…я, информац…я.

 В странах с тёплым климатом раздаётся звонкая песня насекомых __________________. Они жители тропических стран, поэтому нередко их можно увидеть на _______________________ деревьях. Многие _______________ любят полакомиться ими. Эти насекомые поют громко, их стрекот напоминает звук _____________________ пилы.

         В древности существовала такая ____________________: с собой в могилу богатые __________________ клали это насекомое как символ бессмертия.

         Может быть, полезной тебе будет ___________________, что амулет в виде _______________________ защитит тебя от предательства.

9. Рефлексия «Мишень» — оценка уровня усвоения нового материала:

внешняя окружность – в этой теме для меня осталось для меня много непонятного;

средняя окружность – в этой теме я не понял некоторые вопросы;

центр окружности – эту тему я понял очень хорошо.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here