Конспект урока
Русский язык | |
Класс | 5 класс |
Тема урока | Подготовка к сочинению в жанре письма «Чтение – вот лучшее учение» |
Тип урока | Развитие речи |
Цели урока | Обучающие: подготовить учащихся к написанию сочинения в жанре письма, сформировать представление о традиции салонной культуры, альбомах как о культурном феномене. Воспитывающие: воспитать ценностное отношение учащихся к литературным традициям Развивающие: развивать навыки переработки текстовой информации, умение анализировать, обобщать, формулировать выводы |
Основные термины и понятия | Светский салон 19 века, альбом, письмо, литературное произведение |
Образовательные ресурсы | УМК |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Ход урока
|
Деятельность учащихся
| |||
Создание эмоционального настроя, обучение целеполаганию, умению самостоятельно организовывать собственную деятельность
|
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы будем готовиться к написанию письма в 19 век. Для этого необходимо погрузиться в атмосферу того времени, его еще называют «золотым веком» русской культуры. В 19 веке взошло солнце русской поэзии-Александр Сергеевич Пушкин(Слайд 1). Прочитайте слова, сказанные поэтом: «Чтение – вот лучшее учение».Как вы их понимаете? Давайте подумаем: для чего мы читаем? Как мы узнаем о книжных новинках? Почему с удовольствием читаем произведения поэтов и писателей 19 века?
|
Готовят к уроку рабочее место. Слушают и осмысляют, участвуют в беседе. Варианты ответов: Для того, чтобы быть образованными, грамотными; о книжных новинках узнаем из Интернета, из телевизионных программ…Читаем авторов 19 века, потому что в их произведениях написано о чувствах, переживаниях, мечтах людей, которые нам тоже понятны
| ||
2. Подготовка к восприятию материала урока
Формирование прогностических умений, умения отбирать материал в соответствии с темой.
3. Работа по теме урока
Формирование представления об альбоме как феномене культуры 19 века
Формирование приемов аналитической беседы. Подготовка к написанию сочинения в жанре письма.
4. Подведение итога урока. Домашнее задание.
Формирование рефлексивных умений
| А где могли образованные люди 19 века узнавать о книжных новинках, обменяться творческими идеями? Хотели бы вы узнать, как раньше знакомились? Как и что читали? Ведь тогда не было ни библиотек, ни Интернета…Интересно? Сейчас мы об этом узнаем.
Мы побываем с вами в светском салоне. Давайте погрузимся в атмосферу того времени…Может быть, нам захочется с кем-нибудь из того времени пообщаться? Представьте себе небольшую, но уютную гостиную, в которой вокруг стола, освещенного матовым стеклом лампы и заваленного книгами, тетрадями, собралось несколько собеседников. На большом диване, в глубине комнаты, сидит хозяйка салона, окруженная многочисленным обществом.(Слайд 2) Может быть, ваше письмо будет потом адресовано ей?! Готовясь к сегодняшнему уроку, вы собирали материал. Что вы узнали о светских салонах?
В салонах собирался цвет общества, вели ученые беседы, читали стихи… Может быть кто-то из знаменитых поэтов или писателей 19 века был посетителем такого салона. Назовите известные вам имена. Прочитав стихотворение, поэт по просьбе хозяйки салона или кого-то из гостей тут же переписывал его в альбом, который был непременным атрибутом светского салона. Расскажите, что вы узнали об альбомах. Покажите, какие альбомы вы нашли.
Вот этот красивый альбом мы с вами будем заполнять.
Мы с вами погрузились в атмосферу 19 века . Думаю, интересно было узнать, как общались интеллегентные люди 19 века, как развивалось чтение в России как культурная традиция.
Вам необходимо написать письмо в альбом, ведь жанр письма существовал в альбоме..Давайте подумаем о том, как лучше это сделать. Кому будем писать? Зачем будем писать? О чем будем писать?
Значит, это будет отзыв о прочитанном произведении. О каких произведениях вы бы хотели рассказать собеседнику в письме?
Какие бывают письма? Каким будет наше письмо? Личные письма, особенно рукописные, отличаются особой сокровенностью, доверительностью, участники диалога готовы поделиться самым дорогим и важным. В Интернете такое увидишь нечасто, общение превращается в простую формальность.
Как будем писать? Вы знаете, что любое письмо начинается с обращения. Как нужно правильно обратиться к адресату в данном случае? Основное содержание письма каждый продумает сам – ведь это будут ваши личные мысли и чувства. Но помните, что мы общаемся с людьми образованными, культурными. Какие формулы прощания можно использовать в конце письма?
Домашнее задание: написать отзыв о прочитанном произведении 19 века в альбом.
Понравилось вам, ребята, в светском салоне? Что удивило? Что особенно запомнилось? Хотите продолжить традицию таких встреч? |
Ученики рассказывают о том, что они узнали, просматривают найденные слайды. 1 ученик рассказывает о хозяйке салона
Пушкин, Лермонтов, Дельвиг, Кюхельбеккер…
Учащиеся рассказывают об альбоме, показывают слайды и принесенные альбомы. Альбомы распространили у нас вкус к чтению. Благодаря женщинам альбомы были введены в употребление. С их появлением стали лучше писать. выражать свои мысли люди 19 века.
В России вплоть до конца 18 века составлением альбомов занимались мужчины. Альбомы сначала были небольшого размер. в них рисовали амуры, амуры, цветы, сердца… У альбома была определенная структура.
Учащиеся предлагают варианты: Пушкину. хозяйке салона. неизвестному посетителю салона,19 веку…
Так как посетители салона — люди образованные, увлеченные литературой, им будет интересно узнать о том, что читают в 21 веке…
Учатся критически оценивать информацию, включают новые знания в круг уже имеющихся знаний об альбоме
Письма бывают личные, деловые…Скорее всего, наше письмо будет адресовано конкретному лицу, значит, это будет личное письмо.
Нужно обратиться уважительно «господин», «госпожа», «сударь», «сударыня». В конце письма- «до свидания»…Нужно писать языком литературным, использование разговорных элементов недопустимо.
Учатся обобщать, делать выводы
Учащиеся говорят о том, что нового узнали на занятии, что их удивило. |