Конспект урока для 5 класса «Как пополняется словарный состав русского языка»
Тип урока: комбинированный.
УМК: Русский язык. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.;
Под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта.-М.: Дрофа, 2013.
Цели:
1.Познавательные:
-Сформировать представление о способах пополнения словарного запаса языка.
-Дать понятие об исконной и заимствованной лексике.
2.Практические:
— Научить распознавать заимствованные слова по внешним признакам.
— Научить подбирать аналоги русских слов к заимствованным словам.
3.Общепредметные:
— Воспитывать любовь к слову.
— Обогащать лексикон учеников заимствованной лексикой.
Формируемые ключевые компетентности: готовность делать осознанный и ответственный выбор, аспекты информационной, социальной и коммуникативной компетентностей.
План урока:
Оргмомент (1 мин.).
Психологическая подготовка (фонетическая и синтаксическая разминка; 5 мин.).
Проверка домашнего задания (фронтальный опрос; работа с места; 10 мин.).
Изучение нового материала (слово учителя; работа по учебнику; 12 мин.).
Закрепление изученного (по учебнику и на местах; 14 мин.).
Итог урока (2 мин.).
Домашнее задание (1 мин.).
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные: оценивают важность различения «красивого» и «некрасивого», потребности в «прекрасном» и отрицания «безобразного».
Регулятивные: соотносят результат своей деятельности с целью и оценивают его.
Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.
Коммуникативные: учатся критично относиться к собственному мнению.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |
1.Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.) Цель:
| 1.Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.
| Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.
| Самоопределение (Л1, осуществление гражданской идентификации личности) Целеполагание (Р1, принятие учебной задачи) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К1, общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества (К2, ориентировка на позицию партнера, К5, формулировка) |
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. (10 мин.) Цель:
| II Психологическая подготовка к работе на уроке. 1.Метод — фонетическая и синтаксическая разминка: Два ученика делают у доски синтаксический разбор, один ученик делает фонетический разбор: Если вы захотите сотрудничать с нами, мы найдем общий язык.
Когда так близко от нашего дома случился пожар, я палец о палец не ударил и продолжал танцевать.
Подъезд — под-езд — 2 слога [падйэст] п [п] — согл., глухой, твердый о [а] — гласный, безударный д [д] — согл., звонкий, твердый ъ [-] Е [й]- согласный, звонкий, мягкий [э] — гласный, ударный з [с] — согласный, глухой, твердый д [т] — согласный, глухой, твердый —————————————- 7 букв, 7 звуков.
3.Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос. — Что такое фразеология? (раздел науки о языке, изучающий фразеологизмы)
— Что такое фразеологизм? (устойчивое сочетание слов, используемое для названия отдельных предметов, признаков, действий)
— Как ведет себя фразеологизм в предложении? (в предложении выделяется как один член предложения).
2. Проверка письменного домашнего задания: Один человек отвечает с места:
Вырасти в глазах — заслужить уважение стрелять глазками — кокетничать лезть в глаза — быть назойливым есть глазами — пристально смотреть мозолить глаза — надоедать пускать пыль в глаза — производить обманчивое впечатление хлопать глазами — бессмысленно молчать глаз наметан — об опытном человеке смерить глазами — оценить с глаз долой — прочь Итого: 10 фразеологизмов
| Выполняют работу у доски
Выполняют фонетический разбор слова подъезд, проверяют, оценивают.
Отвечают на вопросы.
Зачитывают значения фразеологизмов.
| Л4, формирование картины мира культуры как порождения предметно-преобразующей деятельности человека, Л7, формирование позитивной самооценки, Р2, планирование своих дйствий, Р5, адекватное восприятие оценки учителя Р7, оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, К5, формулирование собственного мнения, К6, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, П3, построение речевого высказывания в устной форме. |
3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи (10 мин.)
Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); учить видеть предмет как часть целого. | Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости, контроль выполнения задания; организация индивидуальной, групповой и коллективной форм работы.
4.Изучение нового материала: 1. Слово учителя: Сегодня мы продолжаем изучение лексики, и тема нашего урока: «Как пополняется словарный состав языка» (ученики записывают тему). Во времена А.С.Пушкина словарный запас обычного человека составлял около 4 тыс. слов, словарь поэта — 6 тыс., словарь самого Пушкина — 10 тыс. слов. Сегодня же словарь рядового человека составляет около 50 тыс. слов. Откуда за 150 лет в русский язык пришло столько слов? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к учебнику. 2. Работа по учебнику: Ученики читают теорию на странице 97-98, учитель задает вопросы: — Какие два способа пополнения словарного запаса существует в языке? (словообразование и заимствование).
— Как иначе называются иноязычные слова? (заимствованные).
Ученики читают теорию из рубрики «Возьмите на заметку!», учитель задает вопрос: Назовите внешние признаки иноязычных слов: (начальные «а», «э», сочетания «ке, хе, ге», «пю, вю, мю, бю, кю»; наличие в слове буквы «ф»; соседство двух или более гласных в корне).
Ученики читают теорию из упр. 276, учитель говорит, что дома им необходимо будет занести в справочник.
|
Слушают учителя. Записывают в тетрадях тему урока.
Работают с учебником, читают теорию, отвечают на вопросы учителя. | Контроль (Р4, учет правила в планировании и контроле способа решения) Оценка (Р7, оценка правильности выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки) Коррекция (Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок) Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П3, построение речевого высказывания в устной и письменной форме) Управление поведением партнера (К7, построение понятых для партнера высказываний, учитывающих, что он знает и видит, а что нет, К 10, использование речи для регуляции своего действия)
|
Динамическая пауза (2 мин.) Цель: сменить вид деятельности. |
Выполнение зарядки.
| Учащиеся выполняют упражнения вслед за учителем. | Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. |
4. Включение изученного в систему знаний.(15 мин.) Цель:
выполнения заданий | Мотивация и координация деятельности учащихся, контроль выполнения задания 5.Закрепление изученного:
1) Работа на местах (упр. 275): 1. Вид работы: Установление соответствий между заимствованными и исконными словами. 2. Задание к упражнению: «Найдите к каждому слову из левого столбика синоним из правого». 3. Цель упражнения: Научить подбирать к исконным словам синонимичные заимствованные слова. 4.Выполнение упражнения:
Перерыв — антракт Разбор — анализ Столетник — алоэ Победитель — чемпион Войско — армия Себялюбие — эгоизм Рукоплескание — аплодисменты
5. Один человек отвечает с места. 7. Вопрос к упражнению: Назовите признаки данных иноязычных слов.
2) Работа на местах (упр. 278): 1. Вид работы: подбор к старославянизмам исконных русских аналогов. 2. Задание к упражнению: «Выписать выделенные слова со старославянскими приметами. Подобрать однокоренные слова-синонимы, русские по происхождению». 3. Цель упражнения: Научить подбирать к старославянским словам с неполногласиями русские полногласные аналоги. 4.Выполнение упражнения:
Град — город Брег — берег Златой — золотой Хранить — хоронить Стража — сторож
7. Вопрос к упражнению: Из какого произведения данный отрывок? Кто автор произведения? (Пушкин «Сказка о царе Салтане»)
|
Учащиеся выполняют упражнение по заданию. При проверке оценивают себя.
Работают в парах.
Учащиеся учатся подбирать к старославянским словам с неполногласиями русские полногласные аналоги.
Работают в парах.
| Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р4, осуществление итогового и пошагового контроля по результату, Р5, адекватное восприятие оценки учителя, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок) Самоопределение (Л6, самооценка личности, Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)
|
5.Рефлексия. (5 мин.) Цель:
| Рефлексия Фронтальный опрос: Какие два способа пополнения словарного запаса существует в языке? (словообразование и заимствование). Как иначе называются иноязычные слова? (заимствованные). Назовите внешние признаки иноязычных слов: (начальные «а», «э», сочетания «ке, хе, ге», «пю, вю, мю, бю, кю»; наличие в слове буквы «ф»; соседство двух или более гласных в корне). Как можно различить старославянские и русские слова? (по полногласным и неполногласным сочетаниям).
Оценки получают ученики, отвечавшие домашнее задание, работавшие у доски и активно дополнявшие с места.
— Каким способом? — Какие получили результаты? — Что нужно сделать ещё? — Где можно применить новые знания? — Оцените свою работу на уроке. Работу класса
Домашнее задание:
|
Отвечают на вопросы учителя.
Учащиеся высказывают свое впечатление от урока. Каким сегодня был урок?
| Умение выражать свои мысли (К1, понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, К3,4, учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве) Рефлексия (П5, структурирование знаний, П16, 17,выдвижение гипотез и их обоснование) Смыслообразование (Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)
|