Пробный конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС
Тема урока: Лексическое значение слова
Класс: 5
Предмет: русский язык
Тип урока: открытие нового знания
Цели урока: — сформировать представление о способах определения ЛЗ слова;
— сформировать способность определять ЛЗ слова;
— развивать умение работать с толковым словарём
Деятельность обучающихся | УУД | |
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне |
| |
— Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. — Как много улыбок засветилось. Спасибо! — А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи! | Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение. | Самоопределение, смыслообразование (Л) Целеполагание (П) Планирование учебного сотрудничества (К) |
II. Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося |
| |
На доске предложение: «С малой удачи начинается большой успех» — Распределите слова высказывания по группам — Оцените работу соседа по парте — По каким признакам распределяли слова? (На доске: малый – большой; удача – успех) — Какие признаки важны для понимания смысла высказывания? — Запишите смысл высказывания в виде схемы — Обсудите результат в группе по 4 человека — Сделайте вывод. Что для нашего урока это высказывание? — Как думаете, какова тема урока? (Если детям сложно, можно помочь вопросами: Что объединяет слова, записанные на доске? Какой термин есть для определения смысла этих слов?) — Какова главная цель урока? — Какова задача урока? |
Распределяют слова и осуществляют самопроверку Дают ответ
Выделяют признак
Составляют схему Работают в группе по заданию Рефлексия, вывод (девиз, эпиграф)
Формулируют тему урока (Лексическое значение слова)
Формулируют цель (понять, что такое лексическое значение слова) Научиться определять ЛЗ слова | Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П) Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) |
III. Проблемное объяснение нового знания Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое ЛЗ слова и алгоритм его определения |
| |
— С чего же начать «открытие нового знания»? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю разгадать кроссворд. — Какое слово получилось? — Что такое лексика? — Сколько слов в русском языке? — А конкретнее? — Почему же?
— Например — Какие ещё термины связаны с темой урока? Дайте их толкование или ЛЗ? — Что такое ЛЗ слова? — Объясните разными способами ЛЗ слова, указанного на карточке. — Обменяйтесь и проанализируйте работу другой группы — Верните работу своей группы и дополните её, если надо, сделайте вывод Предоставляет слово каждой группе — Какими же способами можно объяснить ЛЗ слова? — Оцените свою работу? — Дайте ЛЗ слов вестибюль, интерьер, фестиваль? — Какие трудности возникли? — Что нужно сделать, чтобы добиться успеха? (Что даёт ЛЗ многих слов языка?) Обращается к выставке толковых словарей Чтение стихотворения И.Токмаковой — Сделайте вывод (Удалось ли мальчику придумать новое слово и почему?) | Дети в группе по 4 человека работают с кроссвордом.
Лексика Словарный состав языка Много Нельзя сказать Какие-то слова появляются, какие-то исчезают Приводят примеры слов Лексикология, лексикон, лексикография Проговаривают ЛЗ терминов То что обозначает слово Работа в группах по 4 человека
Анализ работ и вывод внутри группы
Наглядно (рисунком); путём подбора синонимов, антонимов; описательно Оценивают при помощи смайликов Индивидуальная работа
Не знаю значение слова… Обратиться к толковому словарю
Слушают Нет: слово обязательно должно иметь смысл (ЛЗ) | Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) |
IV. Первичное закрепление Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию |
| |
— Прочитайте ЛЗ слов. Запишите слова, которые соответствуют этим значениям.
— Проверьте себя по словам для справок и оцените свою работу. — Какой темой объединены эти слова? Случайно ли такое объединение? — Что для вас эта победа? Игра «Угадай-ка» — Дайте толкование какого-либо слова, понятия, а мы будем отгадывать и записывать. Кому трудно составить ЛЗ слова самим, обратитесь к толковому словарю. Но постарайтесь сначала составить самостоятельно. | Выполняют задание в парах
Проверяют и оценивают
Темой ВОВ. Скоро праздник День Победы
Краткий ответ Работают индивидуально с проговариванием в громкой речи
Оценивают свою работу | Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П) Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Оценивание усваемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р) |
V.Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса |
| |
— Исследование какой темы вели на уроке? — Какие понятия разобрали? — Удалось решить поставленную задачу? — Каким способом? — Какие получили результаты? — Что нужно сделать ещё? — Где можно применить новые знания? — Оцените свою работу на уроке. Работу класса — Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему? — Дома выпишите из толкового словаря ЛЗ слов компания и кампания, или проанализируйте структуру словарной статьи из толкового словаря, или объясните разными способами ЛЗ слов кукла и искусственный (задание на выбор учащихся) | Дают ответы на вопросы
Не забыть о девизе урока и толковом словаре
Анализируют работу на уроке через самооценку Записывают домашнее задание | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) |
Приложение к уроку
-
Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) I этап урока
«Покажи своё лицо»
-
Проблемное объяснение нового знания III этап урока
Ведётся бортовой журнал. Учащиеся фиксируют самооценку по каждому записанному в нём заданию.
Кроссворд
1) | л | е | к | с | и | к | о | л | о | г | и | я | |||||||||||||||
| 2) | ф | о | н | е | т | и | к | а | ||||||||||||||||||
| 3) | г | р | а | ф | и | к | а |
| ||||||||||||||||||
| 4) | л | е | к | с | и | к | о | н | ||||||||||||||||||
| 5) | о | р | ф | о | г | р | а | ф | и | я |
| |||||||||||||||
| 6) | с | и | н | т | а | к | с | и | с | |||||||||||||||||
7) | л | е | к | с | и | к | о | г | р | а | ф | и | я |
1) Лексикология — раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка (лексику).
2) Фонетика — раздел науки о языке, изучающий звуковую сторону языка (звуки речи).
3) Графика — раздел науки о языке, изучающий буквы, соотношения между буквами и звуками.
4) Лексикон — запас слов какого-то одного человека.
5) Орфография — раздел науки о языке, в котором излагается система правил написания слов.
6) Синтаксис — раздел грамматики, изучающий словосочетания, предложения, текст.
7) Лексикография — раздел науки о языке, занимающийся вопросами составления словарей и их изучения.
Стихотворение И.Токмаковой
Ложка – это ложка. А я придумал слово.
Ложкой суп едят. Смешное слово — плим.
Кошка – это кошка. Я повторяю снова —
У кошки семь котят. Плим, плим, плим…
Тряпка – это тряпка. Вот прыгает и скачет —
Тряпкой вытру стол. Плим, плим, плим…
Шапка – это шапка И ничего не значит —
Оделся и пошел. Плим, плим, плим…