Технологическая карта урока.

Выполнила: Галимова Эльмира Хабибулловна

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Альменевская СОШ»

Учебный предмет: русский язык

Класс: 5

Автор УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. Русский язык. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2-х ч. – М.: Просвещение, 2014.

Тема урока: «Местоимение»

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Цели урока

Деятельностные: создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников,

развитие навыков самоконтроля, схематичного мышления, развитие навыков адекватной самооценки.

Содержательные: обобщить знания о местоимении как самостоятельной части речи, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.

Планируемые результаты:
Предметные:
• систематизация знаний о местоимении, как части речи;
• закрепление роли местоимений в речи, в предложении
• овладение нормами русского литературного языка, развитие умения распознавать местоимения в тексте, правильно употреблять их.
Метапредметные (УУД)
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
уметь сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать и выделять существенные признаки местоимения
Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать свои действия.
Коммуникативные: учитывать разные мнения, умение сотрудничать, уметь формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Личностные:
• развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, при проверке
• развитие самостоятельности;
• развитие интереса к изучению русского языка.

Ресурсы: компьютерная презентация урока, карточки , карточки для групповой работы, лист оценки.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.Мотивация к деятельности

Цель этапа: включение учащихся

в деятельность.

2.Актуализация и пробное учебное действие

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

Закрепление изученного

Словарная работа

3.Постановка учебной задачи

Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).

Проблемная ситуация

4.Актуализация знаний

5.Обобщение и систематизация знаний

Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи

Физкультминутка.

Цель:снять эмоциональную усталость, предупредить утомление.

6. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности

Домашнее задание.

Проверка готовности рабочих мест к началу урока.

-Здравствуйте, ребята, садитесь . Желаю всем хорошего настроения и успешной работы!

Сегодня на уроке вы сами будете себя оценивать

Листы оценки у вас на столах, напишите фамилии

Читаю стихотворение

Я рада видеть каждого из вас,

И пусть осень прохладой в окна дышит.

Нам будет здесь уютно,

Ведь наш класс друг друга любит,

Чувствует и слышит.

В своем обращении к вам, я выделила интонацией несколько слов, Назовите их.

— Какой частью речи являются данные слова?

— Какой теме будет посвящен наш урок?(слайд)

—Давайте попробуем сформулировать цели нашего урока

-Запишите дату и тему урока

Вспомним правописание некоторых видов орфограмм.

К сить, л сной, ктябрь, м лина, ни кий,вкус ный, чесный,хо ей, б ске.бол,параш т,под ем, руж е,из(под) куста, из(за) гор, (в) лесу, (в)лететь.

Взаимопроверка (слайд)

Оцените себя

Вспомните, что такое местоимение, составьте схему, кластер

(Работаем в парах)схема на доске

Расскажите по схеме

Будем повторять тему, по вашим составленным схемам

Он   бежал у  самой  моей  ноги.   Когда я  останавливался  он   тоже останавливался.  Когда я  шел  быстрее он  тоже бежал  быстрее.   Он   (не) отставал от меня ни на шаг, но на телефонную станцию (не) пошел… Я погладил его по рыжей спинке и он остался ждать меня у дверей. (Луговской).

Вопрос: Кто же это «он»?Вопрос: Почему вы по-разному отвечаете? Почему вы не поняли о ком идет речь?

.Местоимение — часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.

Переходим к следующему пункту нашей схемы

-Какие разряды местоимений вы изучали в 4 классе Назовите их, почему они так называются

— Какие морфологические признаки имеет местоимения? Схема на доске

Работаем в группах ( один рассказывает)

Подготовить рассказ о морфологических признаках местоимений

1гр-про изменение по падежа, 4гр-просклонять ОН

2гр про род и число 5 гр.- определить лицо

3гр- про лицо местоимений 6 гр- падеж

А сейчас проверим, сможете ли вы определить эти признаки

Работа супр113 (слайд-проверка)

Оцените себя

Гимнастика под песню «Родина моя»(Я, ты, он, она…..)Упражнения для снятия эмоционального напряжения и физической усталости.

Роль местоимений в предложении

Составьте предложения со словосочетаниями

Прочитал книгу, подарили мне, наш край

Подчеркните, каким членом предложения являются местоимения

— Каким членом предложения может быть местоимение?

Оцените себя

— Роль местоимений в речи (редактирование текста)

Над рекой кружит чайка.

Чайка любит лакомиться рыбой

В небо поднялись журавли.

Журавли громко курлычут.

Удачно ли построены предложения? Что можно изменить? (Вместо повторяющихся слов использовать местоимения)

Для чего же мы используем в речи местоимения?

О какой части речи мы сегодня говорили на уроке?

Какие цели, поставленные в начале урока нам удалось решить?

— Довольны ли вы своей работой на уроке?

Оцените себя ,выставьте средний балл в оценочных листах

Информация по домашнему заданию, инструктаж по его выполнению.

– Мне очень понравилось с вами работать, ребята. Вы были активны, внимательны, старались и помогали мне. Вы себя оценивали, а проверив тетради, я вас оценю. Самое главное вы работали дружно. Мне бы хотелось, что бы в нашей жизни чаще звучало слово МЫ

Урок окончен.

Проверяют готовность рабочих мест. Подготовка класса к работе.

Называют слова: каждого, из вас, нам, наш

слова являются местоимениями

— наш урок будет посвящен местоимению

— работают в тетрадях, записывают дату и тему урока

Записывают в тетрадь

1.Общее грамматическое значение,

2. Личные местоимения

2. Морфологические признаки.

3. Синтаксическая роль

4. Роль и употребление в речи.

Ответ: кленовый листок

Слово «он» не называет предмета

Местоимение не называет предмет, признак, количество, а только указывает на него.

Личные, т.к. указывают на лицо

Число, род, падеж, лицо

Составляют предложения

Записывают в тетрадь.

Местоимение в предложении может быть подлежащим, определением, дополнением, сказуемым.

Местоимения делают нашу речь разнообразной, яркой, помогают избежать повторов, средство связи предложений в тексте

Дети озвучивают целостный образ местоимения

.Домашнее задание (на выбор):– упр 114 по заданию

Или Составить текст-описание (4-5 предложений) про снегиря используя местоимения.

Личностные — настрой на позитивное начало урока

Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные – планирование урока

Познавательные – анализ объектов с целью выделения признаков

Регулятивные – расположение материала, полученного в ходе наблюдения, в схему, предложенную для анализа.

Познавательные – умение сопоставлять, выявлять сходства и различия.

Коммуникативные – полно и ясно выражать свои мысли, комментировать и аргументировать свои наблюдения.

Личностные – умение применять сопоставительный анализ при работе

Регулятивные – выделение следствия из предложенной для чтения и осмысления информации

Познавательные – понимание и осмысление прочитанной информации.

Коммуникативные – умение отвечать на поставленные вопросы, ясно и полно выражать свои мысли.

Личностные – осознание необходимости пополнения своих знаний и совершенствование своей речи.

Познавательные – внесение дополнений в работы, их корректировка.

Коммуникативные – обогащение речи, работа над грамматической и лексической сочетаемостью слов, исправление речевых ошибок.

Регулятивные – контроль,оценка,коррекция.

Личностные – формирование критического мышления.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here