Автор: Загуменнова Ольга Валерьевна
МОУ Варгатерская основная общеобразовательная школа
Русский язык
Тема: Путешествие по морю Фонетики
Класс: 5 класс
Время реализации занятия : 45 минут
Цель: Повторение, обобщение и углубление знаний учащихся по теме « Фонетика»
Задачи:
-
Образовательная — повторение, обобщение и систематизация знаний по теме « Фонетика»
-
Развивающая – развитие речи учащихся
-
Воспитывающая – воспитание любви к окружающему миру, к прекрасному, интереса к русскому языку
Тип урока: урок креативного типа
Форма проведения : урок — путешествие
Оборудование: дидактический раздаточный материал:
-
Индивидуальные карточки с заданиями
-
Приложение 1 ( сведения о фонетике)
-
Карточка — кроссворд по теме « Фонетика»
медиаприложение — презентация, созданная в среде Microsoft PowerPoint 2007
План проведения урока:
Временная реализация | |
| 2 мин. |
| 3 мин. |
| 5 мин. |
Самонаблюдение. Сильная и слабая позиции. | 5 мин. |
| 10 мин. |
| 3 мин. |
| 7 мин. |
| 5 мин. |
| 3 мин |
« Фонетика» или фонетический разбор 5 слов) | 2 мин. |
Ход урока:
-
Вступительное слово учителя :
Где-то во Вселенной Русского языка существует море Фонетики – это особое море, его обитателями являются звуки речи.
Сколько на свете звуков?
Сколько в снегу — снежинок,
Сколько в дожде – дождинок,
Сколько в песке — песчинок.
Сколько звуков у речи?
Сколько струек у речки.
На эти вопросы ответить, конечно же, нельзя. И звуков человеческой речи не пересчитаешь, так их много! С помощью точной аппаратуры установили, что даже у одного человека, когда он говорит, звуки бесконечно разные.
Но мы с вами сегодня будем говорить не о всех звуках речи, а только о звуках — смыслоразличителях. Давайте попробуем заменить в слове сом один звук. Какие слова у вас получились? Посмотрите: меняем один звук, а получаем совсем другое слово. И каждый из звуков помогает различать слова по смыслу. Замечательный ученый Бодуэн де Куртенэ дал таким звукам красивое имя – фонема.
Запишите это слово и проговорите его вслух, прислушайтесь, как оно звучит [фонэтика] Я думаю, путешествие по морю Фонетики поможет вам привести в систему все ваши знания о науке, которая изучает звуки.
-
Организационный момент: Какое название мы дадим нашему уроку-путешествию? Правильно. Путешествие по морю Фонетики. Запишите в тетради число и тему урока.
Отправляясь в путешествие по виртуальному морю, мы с вами берем с собой в плавание свои знания и умения, внимательность и находчивость, готовность прийти друг к другу на помощь.
-
А сейчас, я думаю, самое время позаботиться о билетах на корабль. Стоимость билета – ответ на вопрос.
Вопросы:
Что изучает фонетика? ( звуки речи)
Что мы называем фонемой? ( звуки-смыслоразличители)
Кто дал звукам красивое имя фонема? (ученый Бодуэн де Куртенэ)
Какие звуки речи вы знаете?( гласные и согласные)
Из чего состоят гласные звуки?( из голоса)
Из чего состоят согласные звуки? ( звонкие – из голоса и шума, а глухие только из шума)
Что мы называем транскрипцией? (запись произношения звука)
Молодцы! Правильно ответили на все вопросы! Приглашаю вас всех на наш корабль. Итак, мы отправляемся в путешествие. А зачем мы едем? Что мы хотим вспомнить, повторить и узнать? Верно, мы вспомним все об обитателях моря Фонетики, повторим порядок фонетического разбора и как правильно записывать звуковую оболочку слова- транскрипцию. В добрый путь!
-
Внимание по правому борту фонетический треугольник гласных звуков.
Давайте вспомним: как связаны в русском языке гласные звуки и ударение? ( Гласные звуки бывают ударными и безударными) Как вы считаете, в сильной или в слабой позиции стоят ударные гласные и почему? ( Ударные гласные всегда находятся в сильной позиции, так как произносятся отчетливо и отсутствует вероятность допущения ошибки в этом месте)
Проведем самонаблюдение:
В словах лес – леса , вол – волы , ласка – поласкать подчеркните гласные звуки в сильной и слабой позиции. Всегда ли вам было ясно лексическое значение слов, в которых гласные находились в слабой позиции. Действительно в слабой позиции гласные звуки произносятся менее отчетливо и их легко спутать с другими похожими звуками:
леса-лиса , волы- валы, поласкать – полоскать
Таким образом, сделаем вывод: Гласные звуки бывают ударные и безударные, сомнительные гласные – это безударные гласные, они требуют к себе особого внимания на письме и проверяются путем подбора однокоренного слова, в котором проверяемый гласный стоит под ударением.
-
Продолжаем наше морское путешествие. Впереди скалистые острова согласных звуков. Согласные звуки подразделяются на глухие и звонкие, твердые и мягкие.
Согласные звуки
звонкие глухие
твердые мягкие твердые мягкие
Как вы думаете, почему в алфавите есть буквы, обозначающие глухие и звонкие согласные? Конечно, потому, что и те и другие являются смыслоразличителями. Сравните: дом – том ; жар – шар ; бар – пар. Приведите в тетради подобные примеры. Молодцы! Но не всегда глухие и звонкие согласные образуют пары. Присмотритесь : на двух маленьких островках живут согласные одиночки – сонорные согласные, которые не имеют глухой пары: р, л, м, н, й и глухие одиночки – х, ц, ч.
Очень важно уметь различать глухие и звонкие согласные.
Выпишите из стихотворения слова, в которых есть только звонкие согласные.
Целый месяц
Под дождем
Мокнет
Крыша ,
Мокнет
Дом,
Мокнут листья
И цветы,
Мокнут лужи
И зонты,
Мокнут парки
И поля,
Мокнет
Мокрая
Земля,
И далеко от земли
Мокнут в море
Корабли.
( В.Левин)
Очень часто звонкие согласные в слабой позиции становятся глухими, например если они стоят в конце слова – дуб [дуп]; или глухие согласные озвончаются перед звонкими согласными – косьба – [каз,ба]
Проведем орфографическую разминку. Подберите однокоренные слова к данным так, чтобы сомнительный согласный стоял в сильной позиции: вход, брод, плот, рыбак, друг, круг, рубка, лодка.
Итак, каким правилом вы руководствовались, чтобы избежать ошибок? ( Согласные звуки слышатся отчетливо, если они стоят перед гласным.) Взаимопроверка тетрадей.
Послушайте , согласные звуки не только звонкие и глухие, но твердые и мягкие. Как вы думаете, каким образом мы обозначаем мягкость звуков на письме? ( При помощи мягкого знака, и букв е,ё,и,ю,я)
-
Запишите транскрипцию предложенных слов, сверьтесь с экраном. Боцман, каюта, палуба, вахта, матрос, яхта, якорь, штиль, краб, море.
-
Предлагаю вашему вниманию сведения о фонетике, рассмотрите их внимательно и отметьте карандашом , что вам известно, а что для вас новое. ( Приложение 1)
Особое внимание, я думаю, вы обратили на двойную роль букв е, ё, ю, я
Приведите примеры слов , в которых эти буквы стоят :
-
В начале слова
-
После согласного звука
Напишите транскрипцию этих слов.
-
Продолжаем наше путешествие по морю Фонетики, оно приближается к завершению.
Перед нами бухта фонетического разбора.
Выполняем фонетический разбор слов по вариантам:
1 вариант – юнга
2 вариант – якорь
3 вариант — парус
У доски трое учащихся выполняют фонетический разбор. Учащиеся проверяют свои записи. В процессе работы выясняется, какие затруднения возникают при разборе слов.
-
Итак, мы с вами завершаем наше путешествие по морю Фонетики. Бросаем якорь, сходим на берег и еще раз оглянемся на море Фонетики.
Фонетика – это наука, которая изучает звуки речи. Все звуки речи сводятся в определенную систему. О чем мы с вами говорили на протяжении всего урока?
Кто из вас желает обобщить всё, о чем мы говорили? ( Выступление учащегося с приведением примеров).
Все сегодня очень хорошо поработали, мне кажется , что и для вас все звуки речи теперь представляют стройную систему. Понимая особенности звукового строя нашего языка, вы будете писать грамотнее, меньше допускать ошибок. Вы согласны со мной? Понравилось вам наше путешествие? Я очень рада, мне также было приятно с вами путешествовать по морю Фонетики.
-
В качестве домашнего задания я предлагаю на ваш выбор два задания: выполнить кроссворд по теме « Фонетика» или выполнить фонетический разбор слов морской тематики.
Список использованной литературы:
-
Г.Г. Граник. « Секреты орфографии» М. « Просвещение» 1991 г.
-
Кроссворды по русскому языку. М. « Просвещение» 2000 г.