Автор: Загуменнова Ольга Валерьевна

МОУ Варгатерская основная общеобразовательная школа

Русский язык

Тема: Путешествие по морю Фонетики

Класс: 5 класс

Время реализации занятия : 45 минут

Цель: Повторение, обобщение и углубление знаний учащихся по теме « Фонетика»

Задачи:

  1. Образовательная — повторение, обобщение и систематизация знаний по теме « Фонетика»

  2. Развивающая – развитие речи учащихся

  3. Воспитывающая – воспитание любви к окружающему миру, к прекрасному, интереса к русскому языку

Тип урока: урок креативного типа

Форма проведения : урок — путешествие

Оборудование: дидактический раздаточный материал:

  1. Индивидуальные карточки с заданиями

  2. Приложение 1 ( сведения о фонетике)

  3. Карточка — кроссворд по теме « Фонетика»

медиаприложение — презентация, созданная в среде Microsoft PowerPoint 2007

План проведения урока:

Этапы урока

Временная реализация

  1. Вступление

2 мин.

  1. Организационный момент

3 мин.

  1. Теоретическая разминка

5 мин.

  1. Повторение изученного о гласных звуках

Самонаблюдение. Сильная и слабая позиции.

5 мин.

  1. Повторение изученного о согласных звуках. Орфографическая разминка. Взаимопроверка.

10 мин.

  1. Понятие о транскрипции. Фонетическая запись слов.

3 мин.

  1. Подведение предварительных итогов. Работа с лингвистическим текстом « Сведения о фонетике» ( знакомое – незнакомое)

7 мин.

  1. Фонетический разбор слов по вариантам.

5 мин.

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

3 мин

  1. Домашнее задание ( кроссворд по теме

« Фонетика» или фонетический разбор 5 слов)

2 мин.

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя :

Где-то во Вселенной Русского языка существует море Фонетики – это особое море, его обитателями являются звуки речи.

Сколько на свете звуков?

Сколько в снегу — снежинок,

Сколько в дожде – дождинок,

Сколько в песке — песчинок.

Сколько звуков у речи?

Сколько струек у речки.

На эти вопросы ответить, конечно же, нельзя. И звуков человеческой речи не пересчитаешь, так их много! С помощью точной аппаратуры установили, что даже у одного человека, когда он говорит, звуки бесконечно разные.

Но мы с вами сегодня будем говорить не о всех звуках речи, а только о звуках — смыслоразличителях. Давайте попробуем заменить в слове сом один звук. Какие слова у вас получились? Посмотрите: меняем один звук, а получаем совсем другое слово. И каждый из звуков помогает различать слова по смыслу. Замечательный ученый Бодуэн де Куртенэ дал таким звукам красивое имя – фонема.

Запишите это слово и проговорите его вслух, прислушайтесь, как оно звучит [фонэтика] Я думаю, путешествие по морю Фонетики поможет вам привести в систему все ваши знания о науке, которая изучает звуки.

  1. Организационный момент: Какое название мы дадим нашему уроку-путешествию? Правильно. Путешествие по морю Фонетики. Запишите в тетради число и тему урока.

Отправляясь в путешествие по виртуальному морю, мы с вами берем с собой в плавание свои знания и умения, внимательность и находчивость, готовность прийти друг к другу на помощь.

  1. А сейчас, я думаю, самое время позаботиться о билетах на корабль. Стоимость билета – ответ на вопрос.

Вопросы:

Что изучает фонетика? ( звуки речи)

Что мы называем фонемой? ( звуки-смыслоразличители)

Кто дал звукам красивое имя фонема? (ученый Бодуэн де Куртенэ)

Какие звуки речи вы знаете?( гласные и согласные)

Из чего состоят гласные звуки?( из голоса)

Из чего состоят согласные звуки? ( звонкие – из голоса и шума, а глухие только из шума)

Что мы называем транскрипцией? (запись произношения звука)

Молодцы! Правильно ответили на все вопросы! Приглашаю вас всех на наш корабль. Итак, мы отправляемся в путешествие. А зачем мы едем? Что мы хотим вспомнить, повторить и узнать? Верно, мы вспомним все об обитателях моря Фонетики, повторим порядок фонетического разбора и как правильно записывать звуковую оболочку слова- транскрипцию. В добрый путь!

  1. Внимание по правому борту фонетический треугольник гласных звуков.

Давайте вспомним: как связаны в русском языке гласные звуки и ударение? ( Гласные звуки бывают ударными и безударными) Как вы считаете, в сильной или в слабой позиции стоят ударные гласные и почему? ( Ударные гласные всегда находятся в сильной позиции, так как произносятся отчетливо и отсутствует вероятность допущения ошибки в этом месте)

Проведем самонаблюдение:

В словах лес – леса , вол – волы , ласка – поласкать подчеркните гласные звуки в сильной и слабой позиции. Всегда ли вам было ясно лексическое значение слов, в которых гласные находились в слабой позиции. Действительно в слабой позиции гласные звуки произносятся менее отчетливо и их легко спутать с другими похожими звуками:

леса-лиса , волы- валы, поласкать – полоскать

Таким образом, сделаем вывод: Гласные звуки бывают ударные и безударные, сомнительные гласные – это безударные гласные, они требуют к себе особого внимания на письме и проверяются путем подбора однокоренного слова, в котором проверяемый гласный стоит под ударением.

  1. Продолжаем наше морское путешествие. Впереди скалистые острова согласных звуков. Согласные звуки подразделяются на глухие и звонкие, твердые и мягкие.

Согласные звуки

звонкие глухие

твердые мягкие твердые мягкие

Как вы думаете, почему в алфавите есть буквы, обозначающие глухие и звонкие согласные? Конечно, потому, что и те и другие являются смыслоразличителями. Сравните: дом – том ; жар – шар ; бар – пар. Приведите в тетради подобные примеры. Молодцы! Но не всегда глухие и звонкие согласные образуют пары. Присмотритесь : на двух маленьких островках живут согласные одиночки – сонорные согласные, которые не имеют глухой пары: р, л, м, н, й и глухие одиночки – х, ц, ч.

Очень важно уметь различать глухие и звонкие согласные.

Выпишите из стихотворения слова, в которых есть только звонкие согласные.

Целый месяц

Под дождем

Мокнет

Крыша ,

Мокнет

Дом,

Мокнут листья

И цветы,

Мокнут лужи

И зонты,

Мокнут парки

И поля,

Мокнет

Мокрая

Земля,

И далеко от земли

Мокнут в море

Корабли.

( В.Левин)

Очень часто звонкие согласные в слабой позиции становятся глухими, например если они стоят в конце слова – дуб [дуп]; или глухие согласные озвончаются перед звонкими согласными – косьба – [каз,ба]

Проведем орфографическую разминку. Подберите однокоренные слова к данным так, чтобы сомнительный согласный стоял в сильной позиции: вход, брод, плот, рыбак, друг, круг, рубка, лодка.

Итак, каким правилом вы руководствовались, чтобы избежать ошибок? ( Согласные звуки слышатся отчетливо, если они стоят перед гласным.) Взаимопроверка тетрадей.

Послушайте , согласные звуки не только звонкие и глухие, но твердые и мягкие. Как вы думаете, каким образом мы обозначаем мягкость звуков на письме? ( При помощи мягкого знака, и букв е,ё,и,ю,я)

  1. Запишите транскрипцию предложенных слов, сверьтесь с экраном. Боцман, каюта, палуба, вахта, матрос, яхта, якорь, штиль, краб, море.

  2. Предлагаю вашему вниманию сведения о фонетике, рассмотрите их внимательно и отметьте карандашом , что вам известно, а что для вас новое. ( Приложение 1)

Особое внимание, я думаю, вы обратили на двойную роль букв е, ё, ю, я

Приведите примеры слов , в которых эти буквы стоят :

  • В начале слова

  • После согласного звука

Напишите транскрипцию этих слов.

  1. Продолжаем наше путешествие по морю Фонетики, оно приближается к завершению.

Перед нами бухта фонетического разбора.

Выполняем фонетический разбор слов по вариантам:

1 вариант – юнга

2 вариант – якорь

3 вариант — парус

У доски трое учащихся выполняют фонетический разбор. Учащиеся проверяют свои записи. В процессе работы выясняется, какие затруднения возникают при разборе слов.

  1. Итак, мы с вами завершаем наше путешествие по морю Фонетики. Бросаем якорь, сходим на берег и еще раз оглянемся на море Фонетики.

Фонетика – это наука, которая изучает звуки речи. Все звуки речи сводятся в определенную систему. О чем мы с вами говорили на протяжении всего урока?

Кто из вас желает обобщить всё, о чем мы говорили? ( Выступление учащегося с приведением примеров).

Все сегодня очень хорошо поработали, мне кажется , что и для вас все звуки речи теперь представляют стройную систему. Понимая особенности звукового строя нашего языка, вы будете писать грамотнее, меньше допускать ошибок. Вы согласны со мной? Понравилось вам наше путешествие? Я очень рада, мне также было приятно с вами путешествовать по морю Фонетики.

  1. В качестве домашнего задания я предлагаю на ваш выбор два задания: выполнить кроссворд по теме « Фонетика» или выполнить фонетический разбор слов морской тематики.

Список использованной литературы:

  1. Г.Г. Граник. « Секреты орфографии» М. « Просвещение» 1991 г.

  2. Кроссворды по русскому языку. М. « Просвещение» 2000 г.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here