Муратова Фарида Талгатовна — учитель русского языка и литературы КГУ «Средней школы № 5» г. Петропавловска Северо-Казахстанской области

Урок русского языка по теме «Словосочетание». 5-й класс

Тип урока: Урок первичного усвоения новых знаний.

Цели урока:

дать понятие словосочетания;

научить отличать словосочетания от слова;

сформировать умение вычленять словосочетания из предложений;

находить главное и зависимое слово;

различать именные и глагольные словосочетания;

воспитывать любовь к родной природе, слову.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка усвоения изученного материала.

На прошлом уроке вы познакомились с такими понятиями, как синтаксис и пунктуация. Сейчас я хочу проверить, как вы усвоили пройденный материал.

Что такое синтаксис?

Что такое пунктуация?

Какие знаки препинания вы знаете?

(Точка, запятая, восклицательный знак, вопросительный знак, многоточие, двоеточие, тире, точка с запятой, скобки, кавычки).

Задание.

Перед вами тексты (распечатаны). Разделите его на предложения, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.

Пришла осенняя пора ст…ит ненас…ная погода вчера п…дул х …лодный ветер он срывает лист…я с д…ревьев и разносит их по роще по дорогам.

III. Знакомство с новой темой.

Посмотрите на изображение. Что вы видите на нем?

Назовите предметы и запишите слова, обозначающие их, в правый столбик.

(Вода, береза, река, трава, листья, небо и т.д.)

Что вы можете сказать о том, какая вода, трава, какие березы, листья?

Запишите рядом со словами, какая вода, река, березы и т.д.

Посмотрите внимательно! Где более точно, конкретно говорится о воде, березах, траве, листьях?

Чистая вода

Стройная береза

Тихая река

Зеленая трава

Желтые листья

Голубое небо

Перед вами словосочетания.

Термин словосочетание по своему происхождению связан со словом

чета (слав.) – два

Словосочетание всегда состоит из двух частей.

Каких же?

Обратимся к учебнику.

Как связаны слова в словосочетании?

Запомни!

Словосочетанием не являются:

Сочетание подлежащего и сказуемого .

Однородные члены предложения.

Наступила хмурая, дождливая осень.

Наступила осень.

Хмурая, дождливая.

Физкультминутка.

Руки на пояс поставьте вначале,

Влево и вправо качните плечами.

Вы дотянитесь мизинцем до пятки,

Если достали, все в полном порядке.

IV. Закрепление.

1. На интерактивной доске выписать словосочетания из данного текста в два столбика: именные и глагольные.

Усталый день склонился к ночи,

Затихла шумная волна,

Погасло солнце, и над миром

Плывет задумчиво луна. (С. Есенин).

2. Работа в группах.

Задание.

На листах записаны слова, которые нужно преобразовать в словосочетания. Согласуйте в роде, числе, падеже.

Кто быстрее и без ошибок?

1 группа.

Сверкали в (трава)

На (ясный) небо

Родной (края)

Зовет к (ты)

Смотрит (громкий)

2 группа.

(Маленький) мышь

(Раскидистая) тополь

Подошли к (река)

(Развести) костром

Вкусный (книга)

3 группа.

Клубились на (горизонт)

Виднеться в (туман)

Под моим (окно)

Шум (река)

Квадратные (шарик)

Проверка.

Из каких слов не удалось составить словосочетания? Почему?

3. Работа со стихотворениями.

Однако, писатели и поэты, создавая свои произведения, сочетали такие слова, которые называли какие-либо явления, не существующие в действительности.

Прочитайте отрывки из стихотворений, выделите словосочетания. Подумайте о том, употребляем ли мы такие выражения в повседневной речи, какова роль этих словосочетаний в стихотворении.

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она. (А.С.Пушкин.)

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой. (С.А.Есенин)

Учитель: Словосочетание типа “существительное + прилагательное” может употребляться как в прямом значении (сообщать не только конкретные сведения о предмете, например, лесная поляна, сломанные ветки – здесь зависимое слово прилагательное), так и в переносном (передавать чувства, отношение автора к описываемому предмету, явлению: печальные поляны, пушистые ветки, снежная кайма – здесь зависимое слово прилагательное, которое называют эпитетом). Поэты и писатели часто пользуются выразительностью переносного значения слова и создают специальные средства художественной изобразительности: метафору, олицетворение, эпитет и др. Об этом подробнее мы поговорим на уроках литературы.

4. Работа с учебником. Упр. 128.

V. Рефлексия.

1. Вопросы:

В каком разделе науки изучаются словосочетания? Приведите примеры словосочетаний.

Что такое словосочетание?

Из каких частей состоит словосочетание?

Что не является словосочетанием?

2. Тестирование.

1) Какие пары слов не являются словосочетаниями?

1) ходить и наблюдать;

2) на лесной поляне;

3) ходить по лесу;

4) наступила осень.

2) Укажите глагольное словосочетание.

1)красная рябина;

2)поздняя осень;

3)птичьи голоса;

4)любоваться пейзажем.

Ключ. 1) – 1,4. 2) – 4.

Домашнеее задание.

Выписать из басни И.А. Крылова “Ворона и Лисица” 8 словосочетаний: 4 именных и 4 глагольных.

Презентация

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here