Урок русского языка в 6 классе «Приглашение на ярмарку». Тема: «Глаголы в повелительном наклонении»
учитель русского языка и литературы
Галазова Залина Эриковна
МБОУ СОШ № 8,
г. Владикавказ
Урок русского языка в 6 классе «Приглашение на ярмарку»
Тема: Глаголы в повелительном наклонении
Цели урока:
-
обеспечить в ходе урока закрепление знаний учащихся о глаголах в форме повелительного наклонения, акцентируя внимание на следующих вопросах:
-
— образование и употребление в речи глаголов в форме повелительного наклонения,
-
— условия употребления ь в глаголах в форме повелительного наклонения,
-
— правописание букв е/и в глаголах в форме 2-го лица множественного числа изъявительного и повелительного наклонений;
-
продолжить развивать у учащихся умения
-
— отличать глаголы в форме повелительного наклонения от глаголов в форме изъявительного,
-
— правильно писать глаголы в форме повелительного и изъявительного наклонений,
-
— выполнять указанные разборы слов и предложений,
-
— логично излагать мысли в беседе с учителем, при анализе глаголов;
-
продолжить развитие навыков самостоятельной работы;
-
продолжить работу по воспитанию любви к родному языку, чувства ответственности за качество знаний.
Оборудование:
— запись на доске темы и эпиграфа урока: «Заходи, зашевелись, загуди, ярмарка!» К. Д. Ушинский, карточки для индивидуальной работы, толковые словари, тесты по теме урока, мультимедиапроектор
Технологии: уровневая дифференциация, ИКТ
1. Сообщение темы, цели и задач урока.
Эпиграф нашего сегодняшнего урока: «Заходи, зашевелись, загуди, ярмарка!». (слайд № 2)
Как вы думаете, могут ли эти слова К. Д. Ушинского подсказать вам тему урока?
Верно, тема урока «Глаголы в форме повелительного наклонения». Вчера мы познакомились с тем, как образуются такие глаголы, каковы особенности их правописания, в чём их отличие от глаголов в форме изъявительного и условного наклонений. Сегодня наша задача — закрепить полученные знания на практике. (слайд №3)
Вот уже несколько дней мы гостим в сказочной стране Глаголия. (слайды № 4 — 8)
Сегодня король Глагол пригласил нас принять участие в весёлой ярмарке. ( слайды № 9 — 10)
Результатом нашего путешествия по ярмарочным рядам станет домашнее сочинение «Но где же пересказать всё то, что было на той ярмарке!» с использованием глаголов в форме повелительного наклонения, а … выполнят индивидуальные задания по учебнику.
Итак, добро пожаловать на весёлую ярмарку в стране Глаголии.
(Звучит музыка из мюзикла по «Сказке о попе…» А. С. Пушкина.)
2. Актуализация опорных знаний учащихся.
а) Слово учителя.
— Знаете ли вы, ребята, откуда пришло к нам слово «ярмарка»?
Оказывается, пришло оно из немецкого языка. Если присмотреться внимательно к слову, то можно увидеть в нём две частички: «яр» — то есть «год» и «маркт» — «торг», «рынок», «базар». Что же получилось? Ежегодный торг, базар. А что вам известно о ярмарках, проводившихся на Руси?
б) Слово ученице, подготовившей сообщение о русских ярмарках (с презентацией).
Ярмарки в России проводились в разное время года. (слайды № 11 -14)
Самая многолюдная ярмарка России была близ Нижнего Новгорода. (слайды № 15 — 16)
Многоголосая, пёстрая ярмарка встречала гостей криками зазывал, спорами торгующих, музыкой и песнями цыганских хоров. (слайды № 17 — 22)
Крутились карусели, а в балаганах с яркими вывесками выступали артисты. (слайды № 23 — 24)
Чтобы люди подходили к лавкам, купцы, приезжающие из разных городов, по-особому зазывали, или закликали, народ. (слайд №25)
Чего только здесь не было! (слайд № 26 — 28)
Флаг поднят, ярмарка открыта.
Недаром площадь вся покрыта;
Глядят из лавок кушаки,
И разноцветные платки,
И разноцветная серпянка;
Тут груды чашек и горшков,
Корчаг, бочонков, кувшинов;
Там — лыки, вёдра и ушаты,
Лотки, подойники, лопаты…-
писал русский поэт И. Никитин.
в) Фронтальный опрос:
(слайд № 29)
Ярмарка огневая, яркая!
Ярмарка плясовая, жаркая!
Гляньте налево — лавки с товаром!
Гляньте направо — веселье даром!
— Глаголы в форме какого наклонения вы услышали в этой закличке?
— Что вы знаете об их образовании и особенностях правописания?
— Какими по цели высказывания будут предложения, в которых употреблены глаголы в форме повелительного наклонения? Почему?
3. Осмысление объективных связей и отношений в изучаемом материале.
1.а) Слово учителя.
Ярмарка в самом разгаре. Всюду торг, говор, смех, веселье. А уж без музыки на ярмарке никак нельзя. Вслушайтесь в мелодию русской народной песни «Светит месяц» и представьте, как «заходила, зашевелилась, загудела весёлая ярмарка».
( звучит русская народная песня «Светит месяц»)
б) Творческий диктант.
(слайд № 30)
Перед вами глаголы в форме изъявительного наклонения.
Передайте действия людей, продающих или покупающих товар, веселящих или пришедших повеселиться, глаголами в форме повелительного наклонения:
1 вариант — в форме единственного числа,
2 вариант — в форме множественного числа.
Обозначьте у глаголов суффикс (если есть) и окончание.
Покупают, продают, предлагают, спорят, зазывают, веселятся, позабавят, едят, торгуются, прибавят, смеются, положат.
в) Конкурс на лучшее предложение.
С одним из глаголов составить предложение о ярмарке и выполнить его синтаксический разбор.
г) Организация индивидуальной работы.(Приложение № 1)
Решили побродить по ярмарке самостоятельно Безруков В., Корольков В., Кузьмина К, Нестеров А.
2. а) Выборочно — распределительный диктант.
Вот мы подошли к торговым рядам. Чего здесь только не продают! Свистульки филимоновские, кружева вологодские, посуду хохломскую и гжельскую, игрушку дымковскую, пряники тульские, окорока московские! (слайд № 31 — 32)
Сейчас мы посмотрим, справятся ли наши покупатели с коробейниками и барышниками, хорошего ли товару купят. (слайд № 33)
— Кстати, а кто такие коробейники и барышники?
(Работа с толковым словарём: коробейники — мелкий торговцы, разносчики, торговавшие по деревням разными товарами, необходимыми в крестьянском быту; барышники — люди, занимающиеся перепродажей ради прибыли)
Попробуйте из закличек и выкриков торговцев выписать глаголы в форме повелительного наклонения и обозначьте у них суффиксы (если есть) и окончания: 1 вариант — в форме множественного числа, 2 вариант — в форме единственного числа. (слайды № 34 -37)
Вы поверьте мне, друзья:
Без обману здесь нельзя.
Бросьте, не спорьте, покупайте,
Время даром не теряйте!
Не держи язык за зубами,
Покупай пироги с грибами.
Уж потешь меня, дружок,
Скушай этот пирожок!
Становитесь в ряд,
Забирайте всё подряд!
Люди, подходите-ка!
Платки поглядите-ка!
Мои куклы разбирай-ка!
Детям радость доставляй-ка!
Сами мы — рязанские!
Сельди — астраханские!
Налетай — покупай,
Выбирай — забирай!
б) Организация индивидуальной работы.
Поотстали от нас некоторые ребята. Ну, ничего, догонят, а по пути поработают самостоятельно (Приложение № 2).
3. Редактирование текста.
а) — А что это там народ собрался? Оказывается, в большом дощатом балагане скоморохи представление дают, конкурсы устраивают, а чуть подальше уже скрипят карусели. (слайды № 38 -39 , звучит музыка Стравинского «Петрушка»)
Послушайте побасёнки, которые звучали на ярмарках: (слайд № 40)
Принесёте за меня дрова,
Раздобудете за меня спички,
Растопите за меня печь,
А погреюсь я сам.
— Эй, хозяйка! Сваришь суп из топора?
— Хорошо, сварю!
— Да гуся-то прихватишь?
— А это зачем?
— А то топор не разварится.
— А теперь замените в побасёнках, где необходимо, глаголы одного наклонения глаголами в форме повелительного.
— Глаголы какого наклонения нужно заменить?
— На что указывают глаголы в форме изъявительного наклонения?
— Укажите морфологические признаки этих глаголов.
— Запишите побасёнки, отредактировав текст.
— Укажите морфологические признаки глаголов в форме повелительного наклонения. (слайд № 41)
б) Организация индивидуальной работы.
— Кое-кто из вас попробует себя в роли скоморохов и поработает самостоятельно. Я считаю, что с этой задачей справятся … ( Приложение №3)
4. Конкурс знатоков пословиц.
а) — А на другом конце ярмарки собрались знатоки пословиц, и мы среди них. (слайд № 42)
Ваша задача — собрать пословицу. Я читаю её начало, вы же должны выбрать вторую часть из предложенных на слайде. Не забудьте вставить пропущенные буквы. (слайд № 43)
На базар едете… — а правду реж?.
Семь раз отмерьте… -с с…бою цены (не) везите.
На чьём возу сидишь,… -один раз отреж?те.. …-ту и песню пой.
— Глаголы в форме каких наклонений используется в пословицах?
— Докажите это графически, обозначив окончания и суффиксы глаголов (если есть).
— Отражают ли как-нибудь данные пословицы дух ярмарки?
б) Самопроверка (слайд № 43).
в) Организация индивидуальной работы.
У подмостков, где смешат народ клоуны, остановились наши ребята. Они будут работать самостоятельно (Приложение № 4)
4. Обобщение и систематизация изученного материала.
1.Тестирование.
— Разноголосый гул стоит на ярмарке. Многое здесь можно увидеть и услышать. (слайд № 44)
А нам пора подводить итоги. Сейчас мы посмотрим, кто из вас выгодно купил товар. Максимальное количество купленного — 14 баллов. Работаем с тестом. (слайды № 45 — 46)
1) Глаголы в форме повелительного наклонения обозначают действия:
-
а) которые происходили, происходят или будут происходить;
-
б) к которым говорящий побуждает своих собеседников;
-
в) которые могут происходить при определённых условиях.
2) Глаголы в форме повелительного наклонения изменяются
3) Какие глаголы употреблены в форме повелительного наклонения?
-
а) отрежете
-
б) отрежьте
-
в) напишите
-
г) напишете
-
д) продаёте
-
е) продайте
4) В каких глаголах окончание -те?
5) Это глаголы (см. № 4) какого наклонения?
-
а) изъявительного,
-
б) условного,
-
в) повелительного.
6) В каких глаголах пишется ь?
-
а) не эконом…те
-
б) не удержит…ся
-
в) поклониш…ся
-
г) намаж…те
7. В каких предложениях допущена ошибка в написании глагола?
-
а) Вы бродете по ярмарочным рядам.
-
б) Проходити, налетайти, мои куклы покупайте!
-
в) Отрежте мне кусочек пирога.
-
г) Заплатите за товар, будет у меня навар.
2. Беседа с учащимися:
— Каково значение глаголов в повелительном наклонении?
— При помощи каких суффиксов образуются эти глаголы?
— В какой форме обычно употребляются глаголы в повелительном наклонении?
— Что вы знаете о правописании ь в глаголах повелительного наклонения?
5. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
6. Домашнее задание: сочинение «Да где же пересказать всё, что было на той ярмарке!»; индивидуальные задания: упражнение №
Приложение № 1
а) Составить 6-8 словосочетаний «глагол + существительное», используя ярмарочную лексику. С двумя словосочетаниями записать предложения и выполнить синтаксический разбор одного из них.
*Глаголы необходимо употребить в повелительном наклонении!
Слова для справок: продавать, выбирать, покупать, смотреть, смешить, смеяться, выкрикивать, приглашать; ярмарка, скоморох, купец, товар, пряники, самовар, карусели, клоун.
б) Составить словосочетания «глагол + существительное», употребляя глаголы в форме повелительного наклонения: заиграет (на чём?), зазывают (кого?),продаёт (что?), покупают (что?), любуется (чем?), катаются (на чём?), смотрят (на что?), смеётся (над чем?).
Приложение № 2
а) Из данных закличек выписать глаголы в форме повелительного наклонения, обозначить суффикс и окончание.
А вот ряд мясной,
Заходи, народ честной!
Продаю я сало, есть и гусь,
Выбирай себе на вкус!
Тары-бары-растабары,
Привёз я сто товаров!
Есть платки и гребешки,
Пряники да петушки!
Налетайте, покупайте,
Денежки лишь отдавайте!
Люди, подходите!
Платки поглядите!
Один красный,
Другой синий,
А уж третий-то хорош,
Покупай на свой грош!
б) Работа по перфокартам:
когда напиш…те
срочно напиш…те
если разреж…те
сейчас же разреж…те
обязательно расскаж…те
если расскаж…те
народ рассмеш…те
когда рассмеш…те
в) Из данного списка глаголов выписать только те, которые употреблены в форме повелительного наклонения: поверьте, покупаете, подходите, потешьте, смеётесь, рассмешишь, рассмеши, запишете, запишите, выбирай, привезёте, съешьте, выкрикиваете, зазывайте.
Приложение № 3
а) Сочинить сказку о том, как Мишка косолапый ходил на ярмарку. В сказке использовать глаголы в форме повелительного наклонения.
б) Сочинить сказку о том, как кот Тимофей побывал на ярмарке. В сказке использовать глаголы в форме повелительного наклонения.
в) Написать сочинение-миниатюру «Как скоморохи народ веселили». В сочинении использовать глаголы в форме повелительного наклонения.
Приложение № 4
«Собери закличку!»: к первой части заклички дописать вторую, у глаголов повелительного наклонения обозначить суффикс и окончание.
1) Тары-бары растабары,
Есть хорошие товары.
2) Кому пирожки,
Горячие пирожки?
3) Иголки не ломки,
Нитки, тесёмочки,
4) Платки, петушки,
Расписные гребешки!
5) А вот ряд мясной,
Заходи, народ честной!
1) Румяна, помада,
Кому чего надо?!
2) Не товар, а сущий клад,-
Забирайте на расхват!
3) С пылу, с жару,
Гривенник за пару!
4) Есть и сало, есть и гусь,
Выбирай себе на вкус!
5) Небольшой расход!
Подходи, честной народ!
47