РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ
ШЕЛЕХОВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7»
Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме
«Местоимение как часть речи»
по ФГОС
Составитель: Безлер Ирина Валентиновна,
учитель русского языка и литературы
1 кв.категории
МКОУ «СОШ №7»
2014 год
Пояснительная записка
Класс: 6
УМК: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.
Тема урока: Местоимение как часть речи.
Место урока в рабочей программе: первый урок по теме «Местоимение».
Цели:
-
предметно-дидактическая: на основе межпредметных связей сформировать представление о местоимении как части речи, его признаках, назначении и синтаксической функции в речи;
-
деятельностная: создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через выполнение практических заданий, поиска решений проблемных вопросов;
-
воспитательная: воспитывать чувство патриотизма; способствовать углублению знаний по русскому языку, обогащению словарного запаса.
Ожидаемые результаты:
-
Личностные:
-
обучающиеся готовы к восприятию нового, к саморазвитию и самообразованию;
-
ответственно относятся к выполнению учебных задач;
-
демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.
-
Метапредметные:
-
ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней;
-
выдвигают простейшие гипотезы;
-
выделяют главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение, высказывают суждения, аргументируют их;
-
работают с информацией и преобразуют её;
-
находят причинно-следственные связи;
-
оценивают свою работу.
-
Предметные:
-
имеют представление о частеречной принадлежности слов;
-
умеют видеть в тексте местоимение, его назначение в речи;
-
владеют терминологией;
-
характеризуют местоимение как часть речи по его грамматическим признакам.
Тип урока:
-
по ведущей дидактической цели: урок изучения нового материала;
-
по способу организации деятельности: индивидуально-групповой;
-
по ведущему методу обучения: проблемно-поисковый.
Методы:
-
Основной: проблемно-поисковый (решение проблемных задач);
-
Дополнительные:
-
словесные (беседа, диалог);
-
наглядные (работа со схемой, учебником, карточками, учебной доской);
-
практические (составление схемы, поиск информации);
-
дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение);
-
приемы: метод группового исследования «Книга рекордов Гиннеса»
-
«мозговой штурм».
Основные вопросы:
-
понятие о витаминах, их названия, классификация;
-
характерника основних групп витаминов, их роль в регуляции процессов жизнедеятельности в организме;
-
правила рационального питания.
Средства обучения:
-
учебник «Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. в 2-х частях / [Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М.Шанский] — М.: Просвещение, 2012»;
-
дополнительный текстовый материал;
-
презентация «Местоимение как часть речи»;
-
лист самоконтроля.
Список литературы
-
для учителя:
-
Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 6 классе: Кн.для учителя / Г.А.Богданова. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 176 с.
-
М.П.Филипченко. Язык мой – друг мой: русский язык на материалах пословиц, поговорок, загадок. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 314 с.
-
Дедуктивный Предлагает составить алгоритм правила с опорой на известные и вновь полученные знания Осуществляют поиск информации, необходимой для решения проблемы. Выслушивают мнение других по данному вопросу. Извлекают и фиксируют необходимую информацию. Словесная оценка учителя
Постановка и решение проблемы
Словарная работа — Перед вами текст. Выберите из него слова для словарного диктанта.
В зеленой афинской роще любил гулять со своими учениками философ Платон. Здесь же упражнялись атлеты, проводились интереснейшие соревнования – бег с факелами. Глубокой ночью бегуны с зажжёнными восковыми факелами отправлялись в путь к Афинам, передавая священный огонь от одного к другому. Побеждала команда, которая достигала первой жилья пекаря, гончара или кузнеца и разжигала печь ремесленника. В наши дни Олимпийский огонь проделывает гораздо больший путь – от Олимпии к городу – столице Игр.
Физ.минутка — Проверим, как справились со словарной работой. На экране будут появляться слова. Если это слово вы записали в тетрадь, подпрыгиваете; если в тетради у вас нет этого слова, приседаете. (Работа проводится со слайдами под музыку). Поисковый Предлагает задание по тексту Осуществляют поиск информации, необходимой для решения проблемы. Фиксируют слова в тетради. Самопроверка. Словесная оценка учителя 5. Закрепление (практический этап)Работа в группах. «Книга рекордов Гиннеса» — Исправьте текст. Текст для 1 группы Самым юным чемпионом Олимпийских игр принято считать французского мальчика. Имя французского мальчика, к сожалению, не сохранилось. Французский мальчик был рулевым в занявшей первое место на Играх в 1900 года академической двойке команды Нидерландов. Французскому мальчику, как утверждают историки, было 7-10 лет. Текст для 2 группы В индивидуальных Олимпийских дисциплнах самой молодой чемпионкой была американка Марджори Гестинг. Американка Марджори Гестинг выступала в прыжках с трамплина 12 августа 1936 года. Американка Марджори Гестинг завоевала золотую медаль в 13 лет. Текст для 3 группы Самым «пожилым» победителем Олимпийских игр стал Оскар Гомер Сван. 64-летний Оскар Гомер Сван был в составе команды Швеции. Оскар Гомер Сван получил «золото» за первенство в стрельбе по «бегущему оленю» на Олимпиаде 1912 года. Текст для 4 группы Василий Алексеев – советский штангист-тяжеловес. Василий Алексеев признан рекордсменом среди рекордсменов. Менее чем за 7 лет, Василий Алексеев 80 раз вносил поправки в официальную таблицу мировых рекордов.
(Представители групп рассказывают об исправлениях). — Так для чего нужны местоимения? (Заменять другие части речи, позволяют делать речь более лаконичной и избегать речевых ошибок). Групповое исследование Раздает задания для работы в группах. Контролирует ход выполнения работ, направляет деятельность учеников. Объединяются в группы, обсуждают, совместно решают поставленную проблему, выбирают представителя группы для озвучивания итогов выполнения задания Взаимоконтроль. Словесная оценка учителя. Графический диктант + есть местоимение в предложении — нет местоимения в предложении1 2 3 4 5 6 7 8 1) Олимпийские игры – наиболее почитаемое празднество в Древней Греции. 2) Первые игры прошли в 776 году до нашей эры. 3) Они проводились один раз в четыре года и продолжались пять дней. 4) На время их проведения объявлялся «священный мир». 5) В этот период в Греции не велось военных действий. 6) Дороги в Олимпию были безопасны. 7) Победители соревнований награждались венком из ветвей оливы. 8) Они пользовались в Греции почетом и уважением.
Ключ для взаимопроверки: — — + + + — — + 1 2 3 4 5 6 7 8
Мозговой штурм Предлагает задание на слух на выявление местоимений по его признакам с опорой на составленный алгоритм правила и ключ выполнения работы Выполняют задание на слух и заполняют таблицу с опорой на составленный алгоритм правила. Взаимопроверка в парах по ключу Взаимопроверка (обмен тетрадями в парах, оценивание по ключу) Самостоятельная работа (карточки) — Найдите местоимения и определите, чем они являются в предложении. Зимняя Олимпиада 2014 года вступила в свои права. Она стала полноправной хозяйкой спортивной сочинской арены. Ее ожидали с нетерпением. Около двух недель спортсмены будут состязаться в различных видах спорта. Им предстоит пережить и победы, и поражения. Мы с тобой, Россия! — По каким признакам находили местоимение? — Как определяли синтаксическую функцию? Поисковый, аналитический Осуществляет контроль имеющихся и полученных на уроке знаний обучающихся Демонстрируют имеющиеся и вновь полученные на уроке знания Оценка учителя после проверки работ Итог урока. Рефлексия — Какие цели мы ставили в начале урока? — Что реализовали на уроке? — Какие вопросы остались? — Вернемся к листам самоконтроля. На пустых строчка подпишите, какие вопросы требуют дополнительной проработки. Поставьте оценку своей деятельности на уроке. Словесный (беседа) Организует обобщение, рефлексию Осуществляют рефлексию Самооценка Регулятивные: участие в подведении итогов урока; самооценка. Домашнее задание § 76 (Выучить правило). Упражнение 436 (письменно по заданию учебника) или написать мини-сочинение о спорте или Олимпиаде.ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Лист самоконтроля: Фамилия, имя Я знаю: Я умею: 1. Что такое местоимение 1. Отличать местоимение от других частей речи 2. Признаки местоимения 2. Находить в тексте местоимение по его признакам 3. Назначение местоимения в речи 3. Видеть функцию местоимения в речи 4. Синтаксическую роль местоимения 4. Определять синтаксическую роль местоимения ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Оценка за урок
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Текст для 1 группы Самым юным чемпионом Олимпийских игр принято считать французского мальчика. Имя французского мальчика, к сожалению, не сохранилось. Французский мальчик был рулевым в занявшей первое место на Играх в 1900 года академической двойке команды Нидерландов. Французскому мальчику, как утверждают историки, было 7-10 лет.
Текст для 2 группы В индивидуальных Олимпийских дисциплнах самой молодой чемпионкой была американка Марджори Гестинг. Американка Марджори Гестинг выступала в прыжках с трамплина 12 августа 1936 года. Американка Марджори Гестинг завоевала золотую медаль в 13 лет.
Текст для 3 группы Самым «пожилым» победителем Олимпийских игр стал Оскар Гомер Сван. 64-летний Оскар Гомер Сван был в составе команды Швеции. Оскар Гомер Сван получил «золото» за первенство в стрельбе по «бегущему оленю» на Олимпиаде 1912 года.
Текст для 4 группы Василий Алексеев – советский штангист-тяжеловес. Василий Алексеев признан рекордсменом среди рекордсменов. Менее чем за 7 лет, Василий Алексеев 80 раз вносил поправки в официальную таблицу мировых рекордов.ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Карточка
Зимняя Олимпиада 2014 года вступила в свои права. Она стала полноправной хозяйкой спортивной сочинской арены. Ее ожидали с нетерпением. Около двух недель спортсмены будут состязаться в различных видах спорта. Им предстоит пережить и победы, и поражения. Мы с тобой, Россия!