РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ

ШЕЛЕХОВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7»

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме

«Местоимение как часть речи»

по ФГОС

Составитель: Безлер Ирина Валентиновна,

учитель русского языка и литературы

1 кв.категории

МКОУ «СОШ №7»

2014 год

Пояснительная записка

Класс: 6

УМК: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.

Тема урока: Местоимение как часть речи.

Место урока в рабочей программе: первый урок по теме «Местоимение».

Цели:

  • предметно-дидактическая: на основе межпредметных связей сформировать представление о местоимении как части речи, его признаках, назначении и синтаксической функции в речи;

  • деятельностная: создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через выполнение практических заданий, поиска решений проблемных вопросов;

  • воспитательная: воспитывать чувство патриотизма; способствовать углублению знаний по русскому языку, обогащению словарного запаса.

Ожидаемые результаты:

  • Личностные:

    • обучающиеся готовы к восприятию нового, к саморазвитию и самообразованию;

    • ответственно относятся к выполнению учебных задач;

    • демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.

  • Метапредметные:

    • ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней;

    • выдвигают простейшие гипотезы;

    • выделяют главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение, высказывают суждения, аргументируют их;

    • работают с информацией и преобразуют её;

    • находят причинно-следственные связи;

    • оценивают свою работу.

  • Предметные:

  • имеют представление о частеречной принадлежности слов;

  • умеют видеть в тексте местоимение, его назначение в речи;

  • владеют терминологией;

  • характеризуют местоимение как часть речи по его грамматическим признакам.

Тип урока:

  • по ведущей дидактической цели: урок изучения нового материала;

  • по способу организации деятельности: индивидуально-групповой;

  • по ведущему методу обучения: проблемно-поисковый.

Методы:

  • Основной: проблемно-поисковый (решение проблемных задач);

  • Дополнительные:

  • словесные (беседа, диалог);

  • наглядные (работа со схемой, учебником, карточками, учебной доской);

  • практические (составление схемы, поиск информации);

  • дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение);

  • приемы: метод группового исследования «Книга рекордов Гиннеса»

  • «мозговой штурм».

Основные вопросы:

  • понятие о витаминах, их названия, классификация;

  • характерника основних групп витаминов, их роль в регуляции процессов жизнедеятельности в организме;

  • правила рационального питания.

Средства обучения:

  • учебник «Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. в 2-х частях / [Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М.Шанский] — М.: Просвещение, 2012»;

  • дополнительный текстовый материал;

  • презентация «Местоимение как часть речи»;

  • лист самоконтроля.

Список литературы

  • для учителя:

  • Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 6 классе: Кн.для учителя / Г.А.Богданова. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 176 с.

  • М.П.Филипченко. Язык мой – друг мой: русский язык на материалах пословиц, поговорок, загадок. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 314 с.

  • Дедуктивный Предлагает составить алгоритм правила с опорой на известные и вновь полученные знания Осуществляют поиск информации, необходимой для решения проблемы. Выслушивают мнение других по данному вопросу. Извлекают и фиксируют необходимую информацию. Словесная оценка учителя

    Постановка и решение проблемы

    Словарная работа — Перед вами текст. Выберите из него слова для словарного диктанта.
    В зеленой афинской роще любил гулять со своими учениками философ Платон. Здесь же упражнялись атлеты, проводились интереснейшие соревнования – бег с факелами. Глубокой ночью бегуны с зажжёнными восковыми факелами отправлялись в путь к Афинам, передавая священный огонь от одного к другому. Побеждала команда, которая достигала первой жилья пекаря, гончара или кузнеца и разжигала печь ремесленника. В наши дни Олимпийский огонь проделывает гораздо больший путь – от Олимпии к городу – столице Игр.
    Физ.минутка — Проверим, как справились со словарной работой. На экране будут появляться слова. Если это слово вы записали в тетрадь, подпрыгиваете; если в тетради у вас нет этого слова, приседаете. (Работа проводится со слайдами под музыку). Поисковый Предлагает задание по тексту Осуществляют поиск информации, необходимой для решения проблемы. Фиксируют слова в тетради. Самопроверка. Словесная оценка учителя 5. Закрепление (практический этап)

    Работа в группах. «Книга рекордов Гиннеса» — Исправьте текст. Текст для 1 группы Самым юным чемпионом Олимпийских игр принято считать французского мальчика. Имя французского мальчика, к сожалению, не сохранилось. Французский мальчик был рулевым в занявшей первое место на Играх в 1900 года академической двойке команды Нидерландов. Французскому мальчику, как утверждают историки, было 7-10 лет. Текст для 2 группы В индивидуальных Олимпийских дисциплнах самой молодой чемпионкой была американка Марджори Гестинг. Американка Марджори Гестинг выступала в прыжках с трамплина 12 августа 1936 года. Американка Марджори Гестинг завоевала золотую медаль в 13 лет. Текст для 3 группы Самым «пожилым» победителем Олимпийских игр стал Оскар Гомер Сван. 64-летний Оскар Гомер Сван был в составе команды Швеции. Оскар Гомер Сван получил «золото» за первенство в стрельбе по «бегущему оленю» на Олимпиаде 1912 года. Текст для 4 группы Василий Алексеев – советский штангист-тяжеловес. Василий Алексеев признан рекордсменом среди рекордсменов. Менее чем за 7 лет, Василий Алексеев 80 раз вносил поправки в официальную таблицу мировых рекордов.
    (Представители групп рассказывают об исправлениях). — Так для чего нужны местоимения? (Заменять другие части речи, позволяют делать речь более лаконичной и избегать речевых ошибок). Групповое исследование Раздает задания для работы в группах. Контролирует ход выполнения работ, направляет деятельность учеников. Объединяются в группы, обсуждают, совместно решают поставленную проблему, выбирают представителя группы для озвучивания итогов выполнения задания Взаимоконтроль. Словесная оценка учителя. Графический диктант + есть местоимение в предложении — нет местоимения в предложении

    1 2 3 4 5 6 7 8 1) Олимпийские игры – наиболее почитаемое празднество в Древней Греции. 2) Первые игры прошли в 776 году до нашей эры. 3) Они проводились один раз в четыре года и продолжались пять дней. 4) На время их проведения объявлялся «священный мир». 5) В этот период в Греции не велось военных действий. 6) Дороги в Олимпию были безопасны. 7) Победители соревнований награждались венком из ветвей оливы. 8) Они пользовались в Греции почетом и уважением.
    Ключ для взаимопроверки: — — + + + — — + 1 2 3 4 5 6 7 8
    Мозговой штурм Предлагает задание на слух на выявление местоимений по его признакам с опорой на составленный алгоритм правила и ключ выполнения работы Выполняют задание на слух и заполняют таблицу с опорой на составленный алгоритм правила. Взаимопроверка в парах по ключу Взаимопроверка (обмен тетрадями в парах, оценивание по ключу) Самостоятельная работа (карточки) — Найдите местоимения и определите, чем они являются в предложении. Зимняя Олимпиада 2014 года вступила в свои права. Она стала полноправной хозяйкой спортивной сочинской арены. Ее ожидали с нетерпением. Около двух недель спортсмены будут состязаться в различных видах спорта. Им предстоит пережить и победы, и поражения. Мы с тобой, Россия! — По каким признакам находили местоимение? — Как определяли синтаксическую функцию? Поисковый, аналитический Осуществляет контроль имеющихся и полученных на уроке знаний обучающихся Демонстрируют имеющиеся и вновь полученные на уроке знания Оценка учителя после проверки работ Итог урока. Рефлексия — Какие цели мы ставили в начале урока? — Что реализовали на уроке? — Какие вопросы остались? — Вернемся к листам самоконтроля. На пустых строчка подпишите, какие вопросы требуют дополнительной проработки. Поставьте оценку своей деятельности на уроке. Словесный (бе­седа) Организует обобщение, рефлексию Осуществляют рефлексию Самооценка Регулятивные: участие в подве­дении итогов урока; самооценка. Домашнее задание § 76 (Выучить правило). Упражнение 436 (письменно по заданию учебника) или написать мини-сочинение о спорте или Олимпиаде.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Лист самоконтроля: Фамилия, имя Я знаю: Я умею: 1. Что такое местоимение 1. Отличать местоимение от других частей речи 2. Признаки местоимения 2. Находить в тексте местоимение по его признакам 3. Назначение местоимения в речи 3. Видеть функцию местоимения в речи 4. Синтаксическую роль местоимения 4. Определять синтаксическую роль местоимения ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Оценка за урок
    ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
    Текст для 1 группы Самым юным чемпионом Олимпийских игр принято считать французского мальчика. Имя французского мальчика, к сожалению, не сохранилось. Французский мальчик был рулевым в занявшей первое место на Играх в 1900 года академической двойке команды Нидерландов. Французскому мальчику, как утверждают историки, было 7-10 лет.
    Текст для 2 группы В индивидуальных Олимпийских дисциплнах самой молодой чемпионкой была американка Марджори Гестинг. Американка Марджори Гестинг выступала в прыжках с трамплина 12 августа 1936 года. Американка Марджори Гестинг завоевала золотую медаль в 13 лет.
    Текст для 3 группы Самым «пожилым» победителем Олимпийских игр стал Оскар Гомер Сван. 64-летний Оскар Гомер Сван был в составе команды Швеции. Оскар Гомер Сван получил «золото» за первенство в стрельбе по «бегущему оленю» на Олимпиаде 1912 года.
    Текст для 4 группы Василий Алексеев – советский штангист-тяжеловес. Василий Алексеев признан рекордсменом среди рекордсменов. Менее чем за 7 лет, Василий Алексеев 80 раз вносил поправки в официальную таблицу мировых рекордов.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Карточка
    Зимняя Олимпиада 2014 года вступила в свои права. Она стала полноправной хозяйкой спортивной сочинской арены. Ее ожидали с нетерпением. Около двух недель спортсмены будут состязаться в различных видах спорта. Им предстоит пережить и победы, и поражения. Мы с тобой, Россия!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here