Технологическая карта

Предмет: русский язык

Класс: 6 класс

Тип урока: урок изучения нового материала (УМК М.М. Разумовской)

Разработала: учитель

русского языка и литературы:

Свечкова Анна Николаевна

Дата проведения: 30.01.2015г.

Тема

«Неизвестное. Новое. Очевидное. Причастный оборот»

Цель, учебные задачи:

Коммуникативная задача

(для детей):

создание собственного монологического высказывания с использованием причастных оборотов

Формирование УУД (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных) учащихся через включение их в восприятие текста, лингвистический анализ, сопоставление различных синтаксических конструкций, прогнозирование

Задачи: I. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения.

1. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир.

2.Привитие интереса к изучению нравственных ценностей.

3. Нравственное воспитание ответственности перед окружающими людьми.

4. Развитие навыков сотрудничества.

II. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения.

Познавательные: 1.Развитие познавательной активности, формирование умения собирать, систематизировать и применять информацию по теме, делать обобщения и выводы.

Регулятивные: 2. Формирование умения принимать и сохранять поставленную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Коммуникативные: 3. Формирование умения работать в группах, умение коротко, ясно и интересно излагать информацию, грамотно строить монологическое высказывание.

III. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения.

1. Освоение доступных способов анализа предложений (наблюдение, сравнение, сопоставление, классификация и др.) с получением информации из разных источников.

2. Совершенствование навыков пересказа, обобщения.

Основные понятия:

Причастие, причастный оборот,

Современные образовательные технологии;

Методы и приёмы.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Обучение посредством чтения и письма.

Интерактивный метод обучения; словесные, наглядные методы.

Приёмы: прогнозирование, дискуссия, мозговой штурм, метод вопросов, метод ассоциаций.

Организация пространства

Групповая работа.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Хронограф

1. Организационный момент

Цель:

эмоциональный настрой, включение в деловой ритм.

(слайд 1) Дети входят в класс. Рассаживаются по группам.

— Здравствуйте, ребята! Меня зовут Свечкова Анна Николаевна. Я учитель русского языка и литературы школы № 10 г. Сызрани.

— Поднимите, пожалуйста, руки те, кто любит совершать открытия. Спасибо. Мы такие похожие, и на этот урок мы одна команда. И я предлагаю совершить открытие. Наш урок я назвала «Неизвестное. Новое. Очевидное». Я надеюсь, что сегодня что-то неизвестное станет для вас новым, а потом очевидным.

— Но путь от неизвестного к очевидному часто связан с опасностью, и чтобы не случилось беды, я предлагаю вам на уроке вспомнить правила дорожного движения

— Итак, урок начинается.

— Однажды я стала свидетелем вот такой истории. (Читаю текст)

— Как видите, часть текста исчезла. В моем компьютере произошел сбой. Вы поможете мне восстановить текст? Для этого нам понадобятся ваши знания.

— Я знаю, что вы начали изучать причастие. Давайте найдем их в тексте.

— Как вы определили, что это причастие? Давайте вы будете выходить к доске и объяснять.

— Итак, какие словосочетания у нас получились? Расскажите об их строении.

— А теперь давайте попробуем восстановить текст. (слайд № 3)

Распределение по группам.

Личностные: самоопределение;

Коммуникативные:

Принятие коллективного решения коммуникативной задачи.

5 мин

2.Стадия вызова. Актуализация знаний.

Цель:

формирование познавательной активности, активизация знаний учащихся, создание проблемной ситуации.

Постановка цели

— Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (О причастии). И не просто о причастии, а о новом понятии – о причастном обороте. Запишем тему в тетрадь.

ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ. Известное понятие? Как вы думаете, чтобы узнать что-то неизвестное, что нужно сделать? Верно, задать правильные вопросы. Подумайте 5 секунд, какие вопросы вам хочется задать по теме урока.

А теперь в течение минуты обсудите в группе, какие 4 вопроса — самых важных — вы включите в свои маршрутные листы. Запишите их в незаполненные кружочки. Это и будет ваш путь к открытию. Озвучивать результаты будет участник № 2. Итак, 1 минута.

— Время закончилось. Внимание. Команды представьте ваши вопросы, а я буду записывать их на доске. Так у нас получится общий план действий.

— Ну что же, маршрут намечен. Однако любой путь должен прежде всего безопасным. Поэтому я предлагаю вспомнить правила дорожного движения. Но об этом чуть позже.

Выполняют задание,

тренирующее отдельные

способности к учебной

деятельности, мыслительные

операции и учебные навыки

Воспринимают информацию, осмысливают задание, формулируют вопросы по теме

Представляют результат коллективной работы

Личностные:

формирование личностной мотивации.

Регулятивные: постановка целей урока, создание примерного плана действий

Коммуникативные: приятие коллективного решения

3 мин

1мин

1 мин

3. Стадия осмысления

Цели: развитие познавательной активности, формирование нового знания

Постановка учебной задачи.

— А теперь в путь! Предположите, пожалуйста, почему данный оборот назван причастным?

— А почему оборот? Что значит оборот? Какие однокоренные слова подберете? Подберите синонимы. (оборачивает, описывает, рассказывает)

— Что же он описывает? Предположите.

— Слово. Какое? Какую часть речи? (Существительное) Что заменяет существительное? (местоимение)

— С помощью чего происходит это описание?

Давай возьмем какое-нибудь существительное, связанное с дорожным движением. (Пешеход). Хорошо. Что он делает? (Переходит дорогу.) Образуйте причастие – переходящий. Молодцы. Что делающий? – Переходящий. Много мы рассказали о существительном? Нет. Нужны еще слова? Да. Переходящий что? – Дорогу. – Переходящий дорогу как? – На зеленый свет. Переходящий как? – Правильно. Больше мы узнали о существительном?

Попробуем сделать вывод, что же такое причастный оборот.

Молодцы.

— Как вы думаете, а эти слова будут главными для причастия или будут зависеть от него? (Правильно, зависеть, т.е. помогать причастию рассказать что-то о существительном или местоимении)

-Давайте прочитаем определение причастного оборота.

— С помощью этого причастного оборота мы рассказали, какой ПЕШЕХОД. Другими словами, мы дали ему определение. Существительное, к которому относится причастный, мы будет называть (внимание: новое понятие) ОПРЕДЕЛЯЕМОЕ СЛОВО.

Отвечают на вопросы учителя

Логически мыслят, делают выводы

Регулятивные: целеполагание — формирование умения ставить, принимать цель и учебные задачи; планировать свою работу.

Познавательные: формулировать проблему, находить способы решения.

Коммуникативные: находить общий язык с одноклассниками.

3 мин

4 мин

Информационно – операционный

Организует учащихся для

применения нового знания.

Исполняет роль консультанта.

— Откройте, пожалуйста, конверты. В них вы найдете справочные материалы, которые вам помогут работать с новыми понятиями.

— А теперь я попрошу вас посмотреть на доску. Прочитайте словосочетания.

— Такие же словосочетания у вас лежат на столах. Работаем в парах с товарищем по плечу. Найдите среди словосочетаний причастные обороты, докажите графически, что эти словосочетания причастные обороты. Как это сделать? Правильно, задав вопрос от причастия — 3 минуты.

А теперь обсудите полученные результаты в группе – 1 минуты. Отвечать потом будут участники № 4. Запишите на доске полученные причастные обороты, объясните свое решение графически.

Проверка выполнения задания:

— Сядьте удобно, так, чтобы вы видели доску и отвечающих.

В это время беседа с классом:

— Как вы находили причастные обороты? (задавали вопросы; если главным словом являлось причастие, то это причастный оборот)

— А теперь, ребята, в группах подберите к записанным причастным оборотам определяемые слова, отметим так, как показано в справочном материале и как мы делали.

— Прочитаем, что у вас получилось. Участники №3 в это время оформляют работу на доске.

— Молодцы, ребята. Однако мы пока работали с вами со словосочетаниями, а причастный оборот – это всё-таки часть предложения. Поэтому следующее задание. Откройте конверты. В них вы видите листы с предложениями и иллюстрациями. Прочитаем предложения.

— В течение 30 секунд соотнесите иллюстрации и предложения, работая в группе. Не забывайте показывать готовность.

Проверка результатов.

— А теперь в течение 1 минут вы работаете по алгоритму, анализируя предложения в группе. 1 команда — с 1 предложением; 2-ая – со вторым, 3-я – с третьим, 4-ая – с четвертым, 5-ая – с пятым.

— Теперь, поиграем в «Зигзаг»: все участники № 1 собираются за 1 столом, все участники №2 – за вторым и т.д. В течение 2 минут вы знакомите одноклассников с результатами деятельности своей команды. Таким образом у вас у всех будут разобраны все предложения. Каждый участник проговаривает анализ предложения по алгоритму. Через две минуты вы возвращаетесь в свои команды.

— Я даю вам 30 секунд, чтобы проанализировать полученные результаты. Представлять их будут участники № 1. Алгоритм на экране. Листочки с записями возьмите с собой.

— Ребята, наш урок подходит к концу. Я тоже хочу вам напомнить, что

Человек, соблюдающий правила дорожного движения, бережёт свою жизнь и жизнь окружающих людей.

— Я желаю вам помнить об этом всегда.

— А теперь вернемся к вопросам, которые вы задали в начале урока. На все из них мы дали ответ? Какие остались без ответа?

— У вас есть вопросы, которые хочется задать?

Вспоминают правила работы в группах и распределяют обязанности.

Применяют полученные знания.

Применяют

алгоритм, модель и т.д.,

анализируют синтаксические единицы, создают монологические высказывания, делают выводы, готовят защиту проектов.

Отвечают на вопросы

Работа по алгоритму на столах

Регулятивные: умение планировать, моделировать, выстраивать рассуждения,

доказательства, выдвигать

гипотезу, обосновывать, контролировать, оценивать, корректировать;

Коммуникативные:

сотрудничать в

поиске и выборе информации, создании монологического высказывания, контролировать, корректировать,

оценивать действия партнёра.

Познавательные:

Общеучебные —

формирование умения работать с информацией: выбирать, оформлять, представлять другим,

умение структурировать знания, выбирать эффективные способы

решения задания, умение

осознанно и произвольно

строить речевое высказывание; моделировать.

Логические –

Анализ, синтез, группировка, сопоставление, обобщение, сравнение.

2 мин

3 мин

4 мин

4. Рефлексивно – оценочный.

Организует рефлексию.

— Молодцы. Ребята, а сейчас пусть каждый из вас подведет итог.

Переверните листочки, на обратной стороне вы видите слова. Я попрошу вас подумать и написать, что для вас сегодня

было НЕИЗВЕСТНЫМ,

что стало НОВЫМ,

что теперь является ОЧЕВИДНЫМ

— Поделитесь, пожалуйста, вашим мнением. Для нас это важно.

— Я тоже подвела итог урока. Для меня неизвестным было, как пройдет наш урок, новым стало приятное знакомство с такими чудесными шестиклассниками и очевидным то, что у вас все в жизни будет получаться, потому что вы умеете работать в команде, внимательно слушать чужую точку зрения, вы стремитесь к новым знаниям.

Осуществляют самооценку

собственной учебной

деятельности, соотносят цель и

результаты, степень их

соответствия.

Личностные:

самоопределение.

Регулятивные: контроль,

коррекция, выделение и

осознание того, что уже усвоено

и что ещё подлежит усвоению,

осознание качества и уровня

усвоения;

Коммуникативные: умение с

достаточной полнотой и

точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия

2 мин

2 мин Слайд 22

5. Домашнее задание.

Организует деятельность по применению продукта.

Домашнее задание — § 35, правило, и я попросила бы вас зайти на мой сайт в гостевую и написать, какие еще открытия на уроках вы для себя сделали. Обязательное условие – использовать причастные обороты.

— Ребята, спасибо за урок.

1 мин

Слайд 23

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here