Технологическая карта
Предмет: русский язык
Класс: 6 класс
Тип урока: урок изучения нового материала (УМК М.М. Разумовской)
Разработала: учитель
русского языка и литературы:
Свечкова Анна Николаевна
Дата проведения: 30.01.2015г.
«Неизвестное. Новое. Очевидное. Причастный оборот» | ||||||
Цель, учебные задачи:
Коммуникативная задача (для детей): создание собственного монологического высказывания с использованием причастных оборотов
| Формирование УУД (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных) учащихся через включение их в восприятие текста, лингвистический анализ, сопоставление различных синтаксических конструкций, прогнозирование
Задачи: I. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения. 1. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир. 2.Привитие интереса к изучению нравственных ценностей. 3. Нравственное воспитание ответственности перед окружающими людьми. 4. Развитие навыков сотрудничества.
II. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения. Познавательные: 1.Развитие познавательной активности, формирование умения собирать, систематизировать и применять информацию по теме, делать обобщения и выводы. Регулятивные: 2. Формирование умения принимать и сохранять поставленную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Коммуникативные: 3. Формирование умения работать в группах, умение коротко, ясно и интересно излагать информацию, грамотно строить монологическое высказывание.
III. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения. 1. Освоение доступных способов анализа предложений (наблюдение, сравнение, сопоставление, классификация и др.) с получением информации из разных источников. 2. Совершенствование навыков пересказа, обобщения.
| |||||
Основные понятия: | Причастие, причастный оборот,
| |||||
Современные образовательные технологии; Методы и приёмы. | Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Обучение посредством чтения и письма. Интерактивный метод обучения; словесные, наглядные методы. Приёмы: прогнозирование, дискуссия, мозговой штурм, метод вопросов, метод ассоциаций.
| |||||
Организация пространства | Групповая работа. | |||||
| Этап урока
| Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД | Хронограф | |
| 1. Организационный момент Цель: эмоциональный настрой, включение в деловой ритм. | (слайд 1) Дети входят в класс. Рассаживаются по группам. — Здравствуйте, ребята! Меня зовут Свечкова Анна Николаевна. Я учитель русского языка и литературы школы № 10 г. Сызрани. — Поднимите, пожалуйста, руки те, кто любит совершать открытия. Спасибо. Мы такие похожие, и на этот урок мы одна команда. И я предлагаю совершить открытие. Наш урок я назвала «Неизвестное. Новое. Очевидное». Я надеюсь, что сегодня что-то неизвестное станет для вас новым, а потом очевидным.
— Но путь от неизвестного к очевидному часто связан с опасностью, и чтобы не случилось беды, я предлагаю вам на уроке вспомнить правила дорожного движения — Итак, урок начинается. — Однажды я стала свидетелем вот такой истории. (Читаю текст) — Как видите, часть текста исчезла. В моем компьютере произошел сбой. Вы поможете мне восстановить текст? Для этого нам понадобятся ваши знания. — Я знаю, что вы начали изучать причастие. Давайте найдем их в тексте. — Как вы определили, что это причастие? Давайте вы будете выходить к доске и объяснять. — Итак, какие словосочетания у нас получились? Расскажите об их строении. — А теперь давайте попробуем восстановить текст. (слайд № 3)
| Распределение по группам. | Личностные: самоопределение; Коммуникативные: Принятие коллективного решения коммуникативной задачи.
| 5 мин
| |
| 2.Стадия вызова. Актуализация знаний. Цель: формирование познавательной активности, активизация знаний учащихся, создание проблемной ситуации. | Постановка цели — Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (О причастии). И не просто о причастии, а о новом понятии – о причастном обороте. Запишем тему в тетрадь. ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ. Известное понятие? Как вы думаете, чтобы узнать что-то неизвестное, что нужно сделать? Верно, задать правильные вопросы. Подумайте 5 секунд, какие вопросы вам хочется задать по теме урока. А теперь в течение минуты обсудите в группе, какие 4 вопроса — самых важных — вы включите в свои маршрутные листы. Запишите их в незаполненные кружочки. Это и будет ваш путь к открытию. Озвучивать результаты будет участник № 2. Итак, 1 минута.
— Время закончилось. Внимание. Команды представьте ваши вопросы, а я буду записывать их на доске. Так у нас получится общий план действий.
— Ну что же, маршрут намечен. Однако любой путь должен прежде всего безопасным. Поэтому я предлагаю вспомнить правила дорожного движения. Но об этом чуть позже. | Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки
Воспринимают информацию, осмысливают задание, формулируют вопросы по теме
Представляют результат коллективной работы
| Личностные: формирование личностной мотивации. Регулятивные: постановка целей урока, создание примерного плана действий Коммуникативные: приятие коллективного решения | 3 мин
1мин
1 мин
| |
| 3. Стадия осмысления Цели: развитие познавательной активности, формирование нового знания
| Постановка учебной задачи. — А теперь в путь! Предположите, пожалуйста, почему данный оборот назван причастным? — А почему оборот? Что значит оборот? Какие однокоренные слова подберете? Подберите синонимы. (оборачивает, описывает, рассказывает) — Что же он описывает? Предположите. — Слово. Какое? Какую часть речи? (Существительное) Что заменяет существительное? (местоимение) — С помощью чего происходит это описание?
Давай возьмем какое-нибудь существительное, связанное с дорожным движением. (Пешеход). Хорошо. Что он делает? (Переходит дорогу.) Образуйте причастие – переходящий. Молодцы. Что делающий? – Переходящий. Много мы рассказали о существительном? Нет. Нужны еще слова? Да. Переходящий что? – Дорогу. – Переходящий дорогу как? – На зеленый свет. Переходящий как? – Правильно. Больше мы узнали о существительном? Попробуем сделать вывод, что же такое причастный оборот. Молодцы. — Как вы думаете, а эти слова будут главными для причастия или будут зависеть от него? (Правильно, зависеть, т.е. помогать причастию рассказать что-то о существительном или местоимении) -Давайте прочитаем определение причастного оборота. — С помощью этого причастного оборота мы рассказали, какой ПЕШЕХОД. Другими словами, мы дали ему определение. Существительное, к которому относится причастный, мы будет называть (внимание: новое понятие) ОПРЕДЕЛЯЕМОЕ СЛОВО.
| Отвечают на вопросы учителя Логически мыслят, делают выводы
| Регулятивные: целеполагание — формирование умения ставить, принимать цель и учебные задачи; планировать свою работу. Познавательные: формулировать проблему, находить способы решения. Коммуникативные: находить общий язык с одноклассниками.
| 3 мин
4 мин
| |
| Информационно – операционный
| Организует учащихся для применения нового знания. Исполняет роль консультанта. — Откройте, пожалуйста, конверты. В них вы найдете справочные материалы, которые вам помогут работать с новыми понятиями.
— А теперь я попрошу вас посмотреть на доску. Прочитайте словосочетания. — Такие же словосочетания у вас лежат на столах. Работаем в парах с товарищем по плечу. Найдите среди словосочетаний причастные обороты, докажите графически, что эти словосочетания причастные обороты. Как это сделать? Правильно, задав вопрос от причастия — 3 минуты. А теперь обсудите полученные результаты в группе – 1 минуты. Отвечать потом будут участники № 4. Запишите на доске полученные причастные обороты, объясните свое решение графически.
Проверка выполнения задания: — Сядьте удобно, так, чтобы вы видели доску и отвечающих.
В это время беседа с классом: — Как вы находили причастные обороты? (задавали вопросы; если главным словом являлось причастие, то это причастный оборот)
— А теперь, ребята, в группах подберите к записанным причастным оборотам определяемые слова, отметим так, как показано в справочном материале и как мы делали. — Прочитаем, что у вас получилось. Участники №3 в это время оформляют работу на доске.
— Молодцы, ребята. Однако мы пока работали с вами со словосочетаниями, а причастный оборот – это всё-таки часть предложения. Поэтому следующее задание. Откройте конверты. В них вы видите листы с предложениями и иллюстрациями. Прочитаем предложения. — В течение 30 секунд соотнесите иллюстрации и предложения, работая в группе. Не забывайте показывать готовность.
Проверка результатов.
— А теперь в течение 1 минут вы работаете по алгоритму, анализируя предложения в группе. 1 команда — с 1 предложением; 2-ая – со вторым, 3-я – с третьим, 4-ая – с четвертым, 5-ая – с пятым.
— Теперь, поиграем в «Зигзаг»: все участники № 1 собираются за 1 столом, все участники №2 – за вторым и т.д. В течение 2 минут вы знакомите одноклассников с результатами деятельности своей команды. Таким образом у вас у всех будут разобраны все предложения. Каждый участник проговаривает анализ предложения по алгоритму. Через две минуты вы возвращаетесь в свои команды.
— Я даю вам 30 секунд, чтобы проанализировать полученные результаты. Представлять их будут участники № 1. Алгоритм на экране. Листочки с записями возьмите с собой.
— Ребята, наш урок подходит к концу. Я тоже хочу вам напомнить, что Человек, соблюдающий правила дорожного движения, бережёт свою жизнь и жизнь окружающих людей.
— Я желаю вам помнить об этом всегда.
— А теперь вернемся к вопросам, которые вы задали в начале урока. На все из них мы дали ответ? Какие остались без ответа? — У вас есть вопросы, которые хочется задать?
| Вспоминают правила работы в группах и распределяют обязанности.
Применяют полученные знания.
Применяют алгоритм, модель и т.д., анализируют синтаксические единицы, создают монологические высказывания, делают выводы, готовят защиту проектов.
Отвечают на вопросы
Работа по алгоритму на столах
| Регулятивные: умение планировать, моделировать, выстраивать рассуждения, доказательства, выдвигать гипотезу, обосновывать, контролировать, оценивать, корректировать; Коммуникативные: сотрудничать в поиске и выборе информации, создании монологического высказывания, контролировать, корректировать, оценивать действия партнёра. Познавательные: Общеучебные — формирование умения работать с информацией: выбирать, оформлять, представлять другим, умение структурировать знания, выбирать эффективные способы решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; моделировать. Логические – Анализ, синтез, группировка, сопоставление, обобщение, сравнение. | 2 мин
3 мин
4 мин | |
| 4. Рефлексивно – оценочный.
| Организует рефлексию.
— Молодцы. Ребята, а сейчас пусть каждый из вас подведет итог. Переверните листочки, на обратной стороне вы видите слова. Я попрошу вас подумать и написать, что для вас сегодня было НЕИЗВЕСТНЫМ, что стало НОВЫМ, что теперь является ОЧЕВИДНЫМ
— Поделитесь, пожалуйста, вашим мнением. Для нас это важно.
— Я тоже подвела итог урока. Для меня неизвестным было, как пройдет наш урок, новым стало приятное знакомство с такими чудесными шестиклассниками и очевидным то, что у вас все в жизни будет получаться, потому что вы умеете работать в команде, внимательно слушать чужую точку зрения, вы стремитесь к новым знаниям. |
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
| Личностные: самоопределение. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия | 2 мин
2 мин Слайд 22 | |
| 5. Домашнее задание.
| Организует деятельность по применению продукта. Домашнее задание — § 35, правило, и я попросила бы вас зайти на мой сайт в гостевую и написать, какие еще открытия на уроках вы для себя сделали. Обязательное условие – использовать причастные обороты. — Ребята, спасибо за урок.
|
|
| 1 мин Слайд 23
|