Обстоятельство

Урок русского языка в 5 классе

Учитель русского языка и литературы

Чкаловская СШ № 2

Исмагулова Нургайша Таскеновна

Обстоятельство

Цели урока: создать условия для формирования лингвистической компетенции уч-ся через ознакомление уч-ся с одним из видов второстепенных членов предложения – обстоятельством, через формирование умений составлять алгоритм ответа и находить обстоятельства в предложении, ставить к ним вопросы, определять их роль в предложении, графически обозначать, через формирование умения обобщать полученные данные и делать выводы, самостоятельно употреблять обстоятельства в речи, что будет способствовать формированию познавательного интереса к русскому языку, формированию критического мышления учащихся

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности

Ход урока

1. Организационный момент

Здравствуйте! Я рада видеть вас и хочу, чтобы наше общение сегодня принесло вам новые открытия.

Прочитайте эпиграф к уроку. Как понимаете его смысл? Почему я подобрала его к нашему уроку?

«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли».

Л.Н. Толстой.

1. Стадия «ВЫЗОВА»

— пробуждение интереса к изучаемой теме;

— обнаружение и осознание недостаточности наличных знаний;

— побуждение уч-ся к активной деятельности

1. Урок начнем с того, что погадаем на ромашке.

Необходимо ответить, верное или неверное утверждение. Желающие по очереди отрывают лепесток и отвечают на вопрос. (Вопросы записаны на обратной стороне ромашки)

— Грамматическая основа предложения – это подлежащее и сказуемое.

— Подлежащее – это второстепенный член пр-я.

— Сказуемое – это главный член пр-я, который отвечает на вопросы косвенных падежей.

— Дополнение и определение — это второстепенные члены пр-я.

— Распространенные предложения состоят только из главных членов.

— Дополнение обозначает признак предмета.

— Определение отвечает на вопросы какой? Чей? Который?

2. Проблемная ситуация. (слайд)

Подлежащее, прилагательное, определение, глагол, сказуемое, дополнение, существительное, наречие, обстоятельство, местоимение.

Распределите слова на 2 группы. Дайте каждой группе название. (1 гр – части речи, 2 гр – члены предл)

Прилагательное

Глагол

Существительное

Наречие

Местоимение

Подлежащее

Сказуемое

Дополнение

обстоятельство

— На какие группы можно разделить слова каждого столбика? ( 1 гр – склоняемые и несклоняемые части речи, 2 гр – главные и второстепенные чл пр)

— Какой новый термин вы встретили? (обстоятельство)

Сформулируйте и запишите тему нашего урока.

Диалог

— Давайте ещё раз вспомним, сколько главных членов в пр-ии?

Значит, обстоятельство – это….второстепенный член предложения (прикрепить напечатанный лист)

3. Этап целеполагания. «Корзина идей»

Постановка учебных задач.

— А теперь поставьте перед собой задачи, над которыми будем работать.

— Учитель подводит итог. (Слайд ) Узнаем, что обозначает обстоятельство, на какие вопросы отвечает, чем выражается, какова его роль в предложении.

— Попробуем вместе составить «Корзину идей» по обстоятельству.

— Что, по-вашему оно обозначает? На какие вопросы отвечает? Какими частями речи выражается?

2. Этап осмысления.

1. Прочитайте текст.(слайд)

Осенью тундра удивительно изменилась. Какой-то волшебник совершил здесь настоящее чудо. Он заботливо расстелил разноцветный ковёр, причудливо разукрасил все кустики и деревца.
Осенний лес 
радушно приглашает нас в гости. На полянках рассыпаны пурпурные ягоды брусники. Из-под кустиков осторожно выглядывают подосиновики и белые грибы.

2) Задайте вопросы к выделенным словам. От каких слов будете задавать вопросы? Выпишем эти слова в составе словосочетаний, укажем части речи.

Изменилась (когда?) осенью, изменилась (как?) удивительно, совершил (где?) здесь, расстелил (как?) заботливо, разукрасил (как?) причудливо, приглашает (как?) радушно, рассыпаны (где?) на полянках, выглядывают (где?) из-под кустиков, (как?) осторожно.

Запись на доске и в тетрадях: (на экране таблица открывается после записи)

3. Итак, делаем вывод: что обозначает обстоятельство, на какие вопросы отвечает, чем выражается. (прикрепить распечатанные части правила)

Когда?

осенью

время

Как?

удивительно

способ действия

Где?

здесь

место

Как?

заботливо

способ действия

Как?

причудливо

способ действия

Как?

радушно

способ действия

Где?

на полянках

место

Откуда?

из-под кустиков

место

Что обозначают обстоятельства?

На какие вопросы они отвечают?

Чем выражаются обстоятельства?

4. Чтение правила в учебнике.

5. Работа с учебником.

— Ребята, откройте учебники на стр. 152 и прочитайте правила. Подумайте, какие ваши мысли были правильные, какие ошибочные, на что следует обратить внимание. (Обстоятельства бывают времени, места, образа действия).

6. Обсуждение правила, выводов учащихся. Корзина идей (проверить предположения уч-ся)

Физкультминутка. (презентация «Зима в картинах художников» — звучит музыкальный файл – Вивальди «Времена года», прицепленный к слайду)

— А теперь немного отдохнем. Представьте, что мы идём по сказочному лесу. Тихо падают снежинки. Подставьте свои ладошки. Поймайте снежинки. Сделайте глубокий вдох и медленно сдуйте снежинки с рукавицы. Закружились снежинки в хороводе. Идём дальше. Посмотрите направо: на ветке сосны сидит снегирь. Налево, под ёлкой, сидит заяц. Не торопясь, выходим из леса. Потянитесь, вздохните, почувствуйте, каким лёгким стало тело. 

7. СОСТАВИМ КЛАСТЕР

Обстоятельство

Существительное с предлогом

Наречие

Времени

Когда? Как долго?

Места

Где? Куда? Откуда?

Образа действия

Как? Каким образом?

Фронтальное обсуждение кластера.

— Сформулируйте ещё раз задачи нашего урока. (слайд)

Ученики проговаривают задачи урока. Какие мы уже выполнили?

Какие будут соображения по дальнейшему ходу урока?

3. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Нужно научиться находить обстоятельства в пр-ии и употреблять в речи, узнать, кеакую роль рни выполняют.

1) Чтобы правильно находить обстоятельства нужно составить алгоритм действий.

2. Работа с текстами.

Красива зима в России. Это время года любимо многими поэтами и писателями.

Найдите в поэтичеких текстах обстоятельства, пользуясь алгоритмом.

А.А. Фет

Мама! глянь-ка из окошка –

Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело —
Видно, есть мороз.

Иван Захарович Суриков

Белый снег, пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом поле побелело,
Точно пеленою все его одело.

А теперь уберем обстоятельства из текста. Все ли вам понятно? Какую роль играют обстоятельства в пр-ии? ( указывают, где, когда, как происходит действие, описывают действие более точно, конкретно) – добавить распечатанный лист к кластеру

3. Творческая работа.

— Красоту родной природы воспевали не только писатели и поэты, но и художники. Откроем вкладку-вклейку № 3 иллюстрацию картины художника Константина Федоровича Юона «Русская зима».

Художники слова обращаются к теме зимы и создают свои замечательные произведения, очень тщательно работая над словом, подбирая красочные слова и выражения, чтобы нарисовать яркую картину зимы. Попробуем и мы создать небольшие тексты –зимние зарисовки. Для этой работы у вас есть заготовка. На ваших столах лежат листочки с напечатанным текстом. Вы в паре должны дополнить уже напечатанные предложения подходящими по смыслу обстоятельствами.

  Группа ребятишек шагает ….. …. бежит чёрный пёсик. Он тоже рад зиме. Вот он смотрит … и принюхивается. Утопая по колено в снегу, мальчики …. разговаривают, … размахивая руками. Они так … ждали снега.

  Смотришь на эту репродукцию и становится … оттого, что за окном не видишь такого же снега, что пока не можешь покататься с горки и поиграть в снежки.

Да, у нас пока мало снега, но зима — хитрая и коварная волшебница-зима. Сегодня снега нет, а завтра завалит по самые ворота. Этим она и прекрасна, русская зима — кудесница, которую воспевает художник. 

4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ

Наша работа подходит к завершению. Необходимо подвести итоги.

— Возвращаемся к задачам нашего урока (слайд) Все ли задачи выполнены?

— В одной из сказок Мороз спрашивает: «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

— А я хочу узнать, хорошо ли вам было на уроке?

— Что вам понравилось?

— Какие задания были для вас трудными?

Прием «Толстые и тонкие вопросы».

Ребята! Вы хорошо работали в течение всего урока. Осталось выполнить еще одно задание. С опорой на те знания, которые вы приобрели, на эмоции, которые у вас возникли в процессе изучения материала, составьте 2-3 тонких и толстых вопроса, связанных с темой урока.

А я напоследок предлагаю вам рифмованное правило. (слайд)

На вопросы: ГДЕ? КОГДА?

КАК? ОТКУДА? и КУДА?

Обстоятельство всегда

даст тебе ответ.

— Итак, обстоятельство – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: где? Куда? Откуда? Как? Каким образом? Когда? и обозначает ………….. . (Используя напечатанные слова, учащиеся, практически, самостоятельно делают вывод) (Слайд

Домашнее задание: правило, стр. 152, упр. 455 (на «3») упр. 456 (на «4, 5»)

.

Комментарий: С помощью этого приема на стадии рефлексии был

проведен взаимоопрос, который помог выяснить, как учащиеся усвоили тему. Этот прием учащимся знаком. Они правильно формулировали вопросы.

Тонкие вопросы составили все учащиеся (Какие члены предложения называются обстоятельством? Чем отличается обст-во от других втор. Членов)

Игра по развитию речи “Одень матрешку!” (устно)

Матрешка” — это нераспространенное предложение, которое надо одеть с помощью второстепенных членов предложения.

Образец: Дуб растет. Дуб растет на поляне. Дуб растет на лесной поляне…

Солнце село.
Дети играли

.

Что обозначает?

Признак действия, признак другого признака

На какие вопросы отвечает?

Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? и Как?

Чем выражается?

Существительным, существительным с предлогом, наречием

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here