Государственное казённое специальное (коррекционное)

общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностям здоровья

«Михайловская специальная (коррекционная)общеобразовательная

школа-интернат IV вида” Волгоградской области

Конспект урока

русского языка в 7 «Б» классе

по теме: «Местоимения»

Подготовила

учитель русского языка

и литературы

Ерохина Н.В.

Дата проведения: 07 февраля 2014 г.

Конспект урока в 7 «Б» классе

Педагог: Ерохина Наталья Викторовна Предмет: русский язык

Класс: 7 «Б»

Тема: «Местоимение»

Цель: создать коррекционно-развивающие условия для успешного усвоения знаний детьми, со сложной структурой дефекта.

Задачи:

1)Ученик сможет дать определение местоимения, отличить его от других частей речи по характерным признакам, заменить существительные местоимениями.

2)Ученик сможет  найти совместное решение, работая в паре, оказать необходимую помощь товарищам на основе толерантности.

3)Ученик сможет  оценить значение дружбы и взаимоуважения в своей жизни.

4)Ученик сможет обогатить зрительный опыт и словарный запас, расширить предметные представления, установить соответствие между словом и конкретным образом.

Ученик сможет ориентироваться в задании, представленном в наглядной форме на экране, в тетради.

Ученик сможет различить и называть эталоны формы геометрических фигур (круг, шар) .

Тип урока: урок открытия новых знаний

Дата проведения: 07.02.2014г.

Методы: предметно-практическая работа, словесный, наглядный

Оборудование: ИД, мультимедийный проектор, ноутбук, игра «Рыбалка», карточки.

Этап урока

Ход урока

I.Орг. момент. Мотивация

1. Проверка готовности к уроку

Я рада видеть каждого из вас,

И пусть зима морозом в окна дышит,

Нам будет здесь уютно,

Ведь ваш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

Ваш класс очень дружный.

2.Мотивация

«Дружба – это прежде всего примирение и великое духовное общение вопреки ничтожным мелочам». Это слова известного французского писателя, военного летчика, который участвовал во Второй мировой войне Антуана де Сэнт-Экзюпери. Незадолго до своей гибели Сент- Экзюпери написал одну небольшую, совсем не похожую на другие книжку-сказку «Маленький принц» и сам ее проиллюстрировал. В последний день июля 1944 года Антуан де Сент-Экзюпери растворился в небе над французской Ривьерой, ушел навстречу звездам — так же, как и его Маленький принц…

-Что вам известно о Маленьком принце? (он прилетел с другой планеты в поисках друга)

Что же необходимо для настоящей дружбы? Кого можно назвать настоящим другом?

3.Лексическая разминка

Синквейн на тему «Друг»? (Веня на карточке)

Один из героев писателя обращается к людям с такими словами

«Самого главного глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце. Некоторые люди не понимают, что сердце может быть зрячим».

(Видят глазами, а чувствуют сердцем)

( Зрячий – обладающий зрением; о человеке, способном сочувствовать, сопереживать, откликаться на чужую боль, говорят, что у него зрячее сердце.)

1 сл

2 сл

3 сл

2. Актуализация знаний

Словарная работа

А) Он – Маленький принц – главный герой произведения Антуана де Сент-Экзюпери. И ни на маленьких планетах, ни на Большой земле не встретил Маленький принц никого, кто бы мог быть его другом.

— А кто из вас знает, что такое ПЛАНЕТА? (небесное тело, космический предмет)

-Как называлась планета Маленького принца? (Астероид 612)

-А как называется планета, на которой живем мы с вами? (Земля)

-Как еще называют нашу планету за ее форму (Земной шар)

Найдите среди рисунков изображение нашей планеты. (Вене- лист печатной тетради.)

-Какой формы она? (круглая) Где расположена на рисунке? (в центре, внизу)

-Что изображено справа? Что изображено слева?

— У меня в руках глобус-это макет нашей планеты, уменьшенной во много-много раз

— Какую форму имеет глобус? (форму шара)

Б) Откройте тетради. Запишите число.

-Запишите слово «Планета».

-Подчеркните ошибкоопасное место, которое вызывает затруднение в написании. Попробуйте подобрать проверочное слово.

-Как называют слова, к которым нельзя подобрать проверочное слово? (Словарными) Мы должны запомнить их написание.)

— Составьте предложение со словом ПЛАНЕТА

(Мы живем на планете Земля.)

-С какой буквы написали слово Земля? Почему? (Имя собственное. Название планеты)

Синтаксический разбор предложения.

-Разберите предложение по членам. ( Веня у доски)

-Назовите подлежащее… На какой вопрос отвечает. Как подчеркиваем?

-Назовите сказуемое… на какой вопрос отвечает. Как подчеркиваем»

-Скажите, как по другому называют подлежащее и сказуемое? (главные члены).

— Какие еще члены предложения кроме главных вы знаете? Как подчеркиваем?

4 сл

5 сл

Сл 6

3 Офтальмологическая зарядка

-В бескрайних небесных просторах все находится в постоянном движении. Проследите только глазами, как двигаются планеты.

(Сергей к столу, Веня,Данил с места)

4. Открытие новых знаний.

  1. Постановка проблемы.

— Посмотрите на предложение и ответьте на вопрос: «Кто МЫ живем…» Это могут быть люди? Дети? Взрослые? Сережа и Данил, Максим и Веня?

-На какой вопрос отвечают слова люди, дети, Сережа, Данил? К какой части речи они относятся?(сущ)

-На какой вопрос отвечает слово, которое мы используем вместо них?(Кто)

-На место какой части речи мы ставим это слово?

(На место имени существительного)

-Как можно назвать новую часть речи, если мы используем эти слова вместо имени сущ.?

МЕСТОИМЕНИЕ

место имя

2. Определение темы.

— Так как же называется часть речи, с которой нам предстоит познакомиться? (Местоимение)

3. Постановка цели урока. Попробуйте определить цель нашего урока (познакомиться с местоимением)

(Узнать, к какой части речи относятся новые слова, отличительные признаки новой части речи.)

(ответ с опорой на алгоритм)

4. Поиск решения проблемы

А) Послушайте отрывок и определите, кому принадлежат слова диалога:

— Значит, ты тоже явился с неба. А с какой планеты?

«Так вот разгадка его таинственного появления здесь, в пустыне!» —

подумал я и спросил напрямик:

— Стало быть, ты попал сюда с другой планеты?

Так я сделал еще одно важное открытие: его родная планета вся-то

величиной с дом!

-Поняли вы что-нибудь? А как вы думаете, почему?

-Попробуйте сформулировать определение местоимения.

(Местоимение -часть речи, которая заменяет существительные. Местоимения не называют предмет или лицо, а указывают на него.)

Б) Коррекция текста (на слух)

У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Люди покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей.

-Что не так с этим текстом? Как его исправить?

(убрать повторы сущ.)

-Какой вывод можно сделать?

(Много повторов, текст звучит некрасиво.)

Знаете ли вы, что…

Существительных в русском языке насчитывается около четырех тысяч, глаголов — около двух с половиной тысяч, а местоимений всего 69.

Возникает вопрос: «А зачем нам нужны местоимения?»

-Обратитесь к тексту и прочитайте его, заменив местоимения другими частями речи.

— Для чего существуют местоимения в речи?

( Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного.)

— Они — как запасные игроки на футболе, как дублёры в театре.

Сделайте вывод.

-Как называется новая часть речи и для чего служит?

5. Сравните свой вывод с правилом учебника с 151

СЛ 7-8

Сл.9

Сл 9

4.Физминутка

-Попробуем развеселить маленького принца. Покажем ему настоящее мужское занятие -Рыбалка .

Необходимо поймать рыбку. Назвать изображенный на ней предмет. Заменить название местоимением.

темно

5. Закрепление

А) Составление схемы (работа в парах)

Тот, кто говорит

Тот, кто слушает

Тот, о ком говорят

-Заполните таблицу местоимениями, опираясь на памятку. Обратите внимание на участников речи.

Б) Переработка и преобразование полученной информации

Отгадайте загадку

Уч-ся.

Он, Она, Оно.

Моё стихотворение —

Про местоимения…

Утром —

Так заведено —

Разомкнёшь ресницы,

И к тебе идёт ОНО

Розовой жар — птицей…

А стемнеет — ОН придёт:

Тоненький,

Смущённый, —

Он на цыпочках войдёт

Долькою лимонной.

Срок прошёл — плывёт ОНА

В пелене тумана,

Круглолица и грустна,

Будто Несмеяна…

-Кто же это ОН, ОНО, ОНА?

(Месяц, солнце и луна ( иллюстрации).

— Сразу ли вы поняли, что это такое? А как вы думаете, почему?

( Местоимения заменяют существительные. Местоимения не называют предмет, а указывают на него.)

-Так что же такое местоимение? Для чего существуют местоимения в речи?

( Местоимение-часть речи, которая не называет предмет, а указывает на него. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного.

3) Работа на слух с последующим комментированием (Веня у доски)

Упражнение «Отыщи местоимение в слове» выделить цветом .

Начинаем мы опять

Думать, рассуждать, смекать!

-Запись под диктовку:яма, тыква, мыло, тысяча, высота, бульон, куранты, мышка, пони, корона, магнитофон. (Веня на доске)

Сл 10

Сл111

Сл

12

6. Итог

1.Итог урока

Отгадайте загадку:

Применяем все мы это

Вместо имени предмета.

Нам на все оно укажет,

Но имен ничьих не скажет.

Часто очень применяется,

Сильно очень изменяется.

Без него, как ни крутись,

В речи нам не обойтись.

Д. Это – местоимение.

— Какова была тема урока?

Какую цель мы ставили в начале урока?

( Узнать, к какой части речи относятся новые слова, познакомится с другими словами этой части речи, узнать отличительные признаки новой части речи.)

У. Справились мы с целью урока?

Д. Да.

— Сделайте вывод: для чего в нашей речи мы используем местоимения?

— Вы замечательно потрудились, каждый из вас поработал  в полную силу.

Если бы вы вели дневник, какую запись вы бы сделали о сегодняшнем уроке русского языка? Составьте текст, используя слова:

— Мне на уроке было интересно…

— Мне на уроке было трудно…

— Урок заставил меня задуматься о том, что…

Пусть дневник будет вашим добрым другом, которому можно доверить все.

2.Оценка ответов учителем

-Оцените урок, вашу работу, продолжив предложение «Я считаю, что…».

Поставьте себе общую оценку за урок

Сл

13

7. Домашнее задание

Итоги урока Быть терпимым по отношению друг к другу, быть ответственным за друга – вот что, пожалуй, главное в дружбе. И отразить эту мысль вам помогли местоимения. Они придают речи искренность, взволнованность, помогают раскрыть главную мысль автора: «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил».

– Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня.

– А что для этого надо делать? – спросил Маленький принц.

В небольшой творческой работе попытайтесь ответить на этот вопрос. Используйте местоимения.

Вене. Задание на карточке. Списать, выделить местоимения. Выписать местоимения с существительными, которые они заменяют.

Домашнее задание Вене.

Так я сделал еще одно важное открытие: его родная планета вся-то

величиной с дом!

Я знал, что, кроме таких больших планет, как Земля, Юпитер, Марс, Венера, существуют еще сотни других и среди них такие маленькие, что их даже в телескоп трудно разглядеть. Когда астроном открывает такую планетку, он дает ей не имя, а просто номер. Например: астероид 3251.

У меня есть серьезные основания полагать, что Маленький принц

прилетел с планетки, которая называется «астероид В-612».

Всем спасибо за урок.

Вот уже звенит звонок!

Встаньте, подравняйтесь

С гостями попрощайтесь.

Сл 14

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here