Государственное казённое специальное (коррекционное)
общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностям здоровья
«Михайловская специальная (коррекционная)общеобразовательная
школа-интернат IV вида” Волгоградской области
Конспект урока
русского языка в 7 «Б» классе
по теме: «Местоимения»
Подготовила
учитель русского языка
и литературы
Ерохина Н.В.
Дата проведения: 07 февраля 2014 г.
Конспект урока в 7 «Б» классе
Педагог: Ерохина Наталья Викторовна Предмет: русский язык
Класс: 7 «Б»
Тема: «Местоимение»
Цель: создать коррекционно-развивающие условия для успешного усвоения знаний детьми, со сложной структурой дефекта.
Задачи:
1)Ученик сможет дать определение местоимения, отличить его от других частей речи по характерным признакам, заменить существительные местоимениями.
2)Ученик сможет найти совместное решение, работая в паре, оказать необходимую помощь товарищам на основе толерантности.
3)Ученик сможет оценить значение дружбы и взаимоуважения в своей жизни.
4)Ученик сможет обогатить зрительный опыт и словарный запас, расширить предметные представления, установить соответствие между словом и конкретным образом.
Ученик сможет ориентироваться в задании, представленном в наглядной форме на экране, в тетради.
Ученик сможет различить и называть эталоны формы геометрических фигур (круг, шар) .
Тип урока: урок открытия новых знаний
Дата проведения: 07.02.2014г.
Методы: предметно-практическая работа, словесный, наглядный
Оборудование: ИД, мультимедийный проектор, ноутбук, игра «Рыбалка», карточки.
Ход урока |
| ||||||||||||
I.Орг. момент. Мотивация
| 1. Проверка готовности к уроку Я рада видеть каждого из вас, И пусть зима морозом в окна дышит, Нам будет здесь уютно, Ведь ваш класс Друг друга любит, чувствует и слышит.
— Ваш класс очень дружный. 2.Мотивация «Дружба – это прежде всего примирение и великое духовное общение вопреки ничтожным мелочам». Это слова известного французского писателя, военного летчика, который участвовал во Второй мировой войне Антуана де Сэнт-Экзюпери. Незадолго до своей гибели Сент- Экзюпери написал одну небольшую, совсем не похожую на другие книжку-сказку «Маленький принц» и сам ее проиллюстрировал. В последний день июля 1944 года Антуан де Сент-Экзюпери растворился в небе над французской Ривьерой, ушел навстречу звездам — так же, как и его Маленький принц…
-Что вам известно о Маленьком принце? (он прилетел с другой планеты в поисках друга) Что же необходимо для настоящей дружбы? Кого можно назвать настоящим другом?
3.Лексическая разминка Синквейн на тему «Друг»? (Веня на карточке)
Один из героев писателя обращается к людям с такими словами «Самого главного глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце. Некоторые люди не понимают, что сердце может быть зрячим». (Видят глазами, а чувствуют сердцем) ( Зрячий – обладающий зрением; о человеке, способном сочувствовать, сопереживать, откликаться на чужую боль, говорят, что у него зрячее сердце.)
|
1 сл
2 сл
3 сл
| |||||||||||
2. Актуализация знаний
| Словарная работа
А) Он – Маленький принц – главный герой произведения Антуана де Сент-Экзюпери. И ни на маленьких планетах, ни на Большой земле не встретил Маленький принц никого, кто бы мог быть его другом. — А кто из вас знает, что такое ПЛАНЕТА? (небесное тело, космический предмет) -Как называлась планета Маленького принца? (Астероид 612) -А как называется планета, на которой живем мы с вами? (Земля) -Как еще называют нашу планету за ее форму (Земной шар) Найдите среди рисунков изображение нашей планеты. (Вене- лист печатной тетради.) -Какой формы она? (круглая) Где расположена на рисунке? (в центре, внизу) -Что изображено справа? Что изображено слева? — У меня в руках глобус-это макет нашей планеты, уменьшенной во много-много раз — Какую форму имеет глобус? (форму шара)
Б) Откройте тетради. Запишите число. -Запишите слово «Планета». -Подчеркните ошибкоопасное место, которое вызывает затруднение в написании. Попробуйте подобрать проверочное слово. -Как называют слова, к которым нельзя подобрать проверочное слово? (Словарными) Мы должны запомнить их написание.) — Составьте предложение со словом ПЛАНЕТА (Мы живем на планете Земля.) -С какой буквы написали слово Земля? Почему? (Имя собственное. Название планеты)
Синтаксический разбор предложения. -Разберите предложение по членам. ( Веня у доски) -Назовите подлежащее… На какой вопрос отвечает. Как подчеркиваем? -Назовите сказуемое… на какой вопрос отвечает. Как подчеркиваем» -Скажите, как по другому называют подлежащее и сказуемое? (главные члены). — Какие еще члены предложения кроме главных вы знаете? Как подчеркиваем? |
4 сл
5 сл
Сл 6
|
| ||||||||||
3 Офтальмологическая зарядка
| -В бескрайних небесных просторах все находится в постоянном движении. Проследите только глазами, как двигаются планеты. (Сергей к столу, Веня,Данил с места) |
| |||||||||||
4. Открытие новых знаний.
|
— Посмотрите на предложение и ответьте на вопрос: «Кто МЫ живем…» Это могут быть люди? Дети? Взрослые? Сережа и Данил, Максим и Веня? -На какой вопрос отвечают слова люди, дети, Сережа, Данил? К какой части речи они относятся?(сущ) -На какой вопрос отвечает слово, которое мы используем вместо них?(Кто) -На место какой части речи мы ставим это слово? (На место имени существительного) -Как можно назвать новую часть речи, если мы используем эти слова вместо имени сущ.? МЕСТОИМЕНИЕ
место имя
2. Определение темы. — Так как же называется часть речи, с которой нам предстоит познакомиться? (Местоимение) 3. Постановка цели урока. Попробуйте определить цель нашего урока (познакомиться с местоимением) (Узнать, к какой части речи относятся новые слова, отличительные признаки новой части речи.) (ответ с опорой на алгоритм) 4. Поиск решения проблемы А) Послушайте отрывок и определите, кому принадлежат слова диалога:
— Значит, ты тоже явился с неба. А с какой планеты? «Так вот разгадка его таинственного появления здесь, в пустыне!» — подумал я и спросил напрямик: — Стало быть, ты попал сюда с другой планеты? Так я сделал еще одно важное открытие: его родная планета вся-то величиной с дом!
-Поняли вы что-нибудь? А как вы думаете, почему? -Попробуйте сформулировать определение местоимения. (Местоимение -часть речи, которая заменяет существительные. Местоимения не называют предмет или лицо, а указывают на него.)
Б) Коррекция текста (на слух)
У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Люди покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей.
-Что не так с этим текстом? Как его исправить? (убрать повторы сущ.) -Какой вывод можно сделать? (Много повторов, текст звучит некрасиво.) Знаете ли вы, что… Существительных в русском языке насчитывается около четырех тысяч, глаголов — около двух с половиной тысяч, а местоимений всего 69. Возникает вопрос: «А зачем нам нужны местоимения?» -Обратитесь к тексту и прочитайте его, заменив местоимения другими частями речи.
— Для чего существуют местоимения в речи? ( Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного.) — Они — как запасные игроки на футболе, как дублёры в театре.
Сделайте вывод. -Как называется новая часть речи и для чего служит?
5. Сравните свой вывод с правилом учебника с 151 |
СЛ 7-8
Сл.9
Сл 9
| |||||||||||
4.Физминутка
| -Попробуем развеселить маленького принца. Покажем ему настоящее мужское занятие -Рыбалка . Необходимо поймать рыбку. Назвать изображенный на ней предмет. Заменить название местоимением.
| темно | |||||||||||
5. Закрепление | А) Составление схемы (работа в парах)
-Заполните таблицу местоимениями, опираясь на памятку. Обратите внимание на участников речи.
Б) Переработка и преобразование полученной информации Отгадайте загадку Уч-ся. Он, Она, Оно. Моё стихотворение — Про местоимения… Утром — Так заведено — Разомкнёшь ресницы, И к тебе идёт ОНО Розовой жар — птицей… А стемнеет — ОН придёт: Тоненький, Смущённый, — Он на цыпочках войдёт Долькою лимонной. Срок прошёл — плывёт ОНА В пелене тумана, Круглолица и грустна, Будто Несмеяна…
-Кто же это ОН, ОНО, ОНА? (Месяц, солнце и луна ( иллюстрации). — Сразу ли вы поняли, что это такое? А как вы думаете, почему? ( Местоимения заменяют существительные. Местоимения не называют предмет, а указывают на него.)
-Так что же такое местоимение? Для чего существуют местоимения в речи? ( Местоимение-часть речи, которая не называет предмет, а указывает на него. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного.
3) Работа на слух с последующим комментированием (Веня у доски) Упражнение «Отыщи местоимение в слове» выделить цветом . Начинаем мы опять Думать, рассуждать, смекать!
-Запись под диктовку:яма, тыква, мыло, тысяча, высота, бульон, куранты, мышка, пони, корона, магнитофон. (Веня на доске)
| Сл 10
Сл111
Сл 12 | |||||||||||
6. Итог
| 1.Итог урока Отгадайте загадку: Применяем все мы это Вместо имени предмета. Нам на все оно укажет, Но имен ничьих не скажет. Часто очень применяется, Сильно очень изменяется. Без него, как ни крутись, В речи нам не обойтись.
Д. Это – местоимение. — Какова была тема урока?
Какую цель мы ставили в начале урока? ( Узнать, к какой части речи относятся новые слова, познакомится с другими словами этой части речи, узнать отличительные признаки новой части речи.) У. Справились мы с целью урока? Д. Да. — Сделайте вывод: для чего в нашей речи мы используем местоимения?
— Вы замечательно потрудились, каждый из вас поработал в полную силу. Если бы вы вели дневник, какую запись вы бы сделали о сегодняшнем уроке русского языка? Составьте текст, используя слова: — Мне на уроке было интересно… — Мне на уроке было трудно… — Урок заставил меня задуматься о том, что… Пусть дневник будет вашим добрым другом, которому можно доверить все.
2.Оценка ответов учителем -Оцените урок, вашу работу, продолжив предложение «Я считаю, что…». Поставьте себе общую оценку за урок
|
Сл 13
| |||||||||||
7. Домашнее задание | Итоги урока Быть терпимым по отношению друг к другу, быть ответственным за друга – вот что, пожалуй, главное в дружбе. И отразить эту мысль вам помогли местоимения. Они придают речи искренность, взволнованность, помогают раскрыть главную мысль автора: «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил». – Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня. – А что для этого надо делать? – спросил Маленький принц.
В небольшой творческой работе попытайтесь ответить на этот вопрос. Используйте местоимения. Вене. Задание на карточке. Списать, выделить местоимения. Выписать местоимения с существительными, которые они заменяют. Домашнее задание Вене. Так я сделал еще одно важное открытие: его родная планета вся-то величиной с дом! Я знал, что, кроме таких больших планет, как Земля, Юпитер, Марс, Венера, существуют еще сотни других и среди них такие маленькие, что их даже в телескоп трудно разглядеть. Когда астроном открывает такую планетку, он дает ей не имя, а просто номер. Например: астероид 3251. У меня есть серьезные основания полагать, что Маленький принц прилетел с планетки, которая называется «астероид В-612».
Всем спасибо за урок. Вот уже звенит звонок! Встаньте, подравняйтесь С гостями попрощайтесь.
|
Сл 14 |
|