Тема: «Междометие как часть речи»
Цели урока:
-
Ознакомить с междометием как частью речи, назначением в языке, употреблением в роли других частей речи;
Формировать умение находить междометие в текстах, определять роль междометий, и конструировать предложения, включая в них междометия;
-
– активизация познавательной деятельности учащихся;
-
развитие внимания, памяти, логического мышления;
-
развитие коммуникативных способностей учащихся;
-
– воспитание интереса к предмету;
Девиз урока:
Ты сможешь сиять умом,
Где бы ты ни был,
Потому что мир нуждается
В таких, как ты.
Августин Кюри
Психологический настрой:
Игра «Лучик счастья» Суть игры заключается в том, что ученики (по цепочке) желают друг другу много замечательных пожеланий, а последний, в свою очередь, учителю.
Успехов вам и удачи!
Ход урока:
-
Закрепление изученного материала.
Какие части речи вы знаете?
Самостоятельные Служебные части речи
Игра Да Нет.
-
Выполняют служебные функции (да)
-
Не имеют лексического значение (да)
-
Изменяются ли (нет)
-
Являются ли членами предложения (нет)
-
Что связывают предлоги? (Предлоги связывают слова в словасочетании и предложении)
-
С помощью каких слов могут присоединяться части сложного предложения? (Союз)
-
Для чего служат частицы? (Частицы вносят различные оттенки значения в предложении или служат для образования форм слова).
2.Объяснение нового материала
Рассказ сказки учителем:
Без чего в речи не обойдешься?
Я – самое важное слово, в рахговоре без меня никак не обойтись, потому чт я чувства и всякие пастроения человеческие выражаю. Больно кому – он кричит: «Ай-ай-ай!» или «Ой-ой-ой!»Весело ему – смеется: «Ха-ха-ха, хи-хи-хи, хе-хе-хе» . Встретились двое, сразу ко мне за помощью: «Привет! Здравствуйте! Спасибо! Пожалуйста!» Чуть дело плохо, говорят: «дело – табак! Крышка! Капут!» А все эти ну, аге, ага, ого, ох, ах, гм-гм и им подобные – это ведь тоже мои братцы.
Н.Александрович
Ребята, вы наверное, догадались о какой части речи мы с вами будем говорить на уроке
-
Работа по учебнику
Чтение теоретического материала
Учитель: Междометие – особая часть речи. Она не относится ни к самостоятельным,ни к служебным частям речи, выражает, но не называет различные чувства и побуждения.
Междометие – живая и богатая часть речи, служащая для эмоционального выражения чувств и волевых побуждений. Одни и те же междометия могут обозначать разные чувства – все зависит от интонации
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами
А может, не слова – дела важны?
Дела – делами, а слова – словами
Они живут у каждого из нас,
На дне души да времени хранимы, Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
4. Работа в тетрадях
— Записать положительные качества своего соседа по парте. Слово должно нчинаться с междометия:
Ах, как красива! О, прекрасна!
-
Чтение учащимся стихотворения
Ах, как трудно жить на свете
Не усвоив междометий!
Сердце так и гложит страх
Ах!
Эх,ведь спросят как назло!
Вот бы нынче повезло!
Я по списку дальше всех
Эх!
Ох,беда уже близка!
Так и ждет меня доска
Если б кто –нибудь помог!
Ох!
Ух, захватывает дух!
Притварюсь-ка, что я глух!
Хоть б классе свет потух!
Ух!
Ах!
Эх!
Ох!
Ух . . .Не вызывали!
Ребята, междометия иногда могут выступать в функции различных членов предложения, употребляясь в значении других частей речи.
Закрепление
5.Запись предложений с анализом. Определения роли междометий
Далече грянуло ура. – Ура! Наш класс занял первое место в соревновании. (В первом предложении междометие ура употреблено в значении существительного, в предложении является подлежащим; во втором — междометие выражает чувство восторга, радости, членом предложения не является).
Плачет ребенок, трудно матери, «бай-бай» не помогает. А ребенку ведь давно пора бай-бай (В первом предложении «бай-бай» — подлежащее, во втором — сказуемое)
6.Составьте предложения с междометиями, которые выражают общеприятные формулы речевого этикета (этикетные):
(до свидания, спасибо, благодарю, извините, пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, всего хорошего).
7. Составление синквейна
1. Междометие
2. Живая, богатая часть речи
3. Служит, выражает чувства
4. Не изменяется и не является членом предложения
5. Иногда употребляется в значении других частей речи.
8. Подведение итогов урока.
— С какой частью речи мы сегодня познакомились?
— Какой этап урока понравился вам больше всего?
— На сколько вы оцениваете свои знания?
Оценки
Домашнее задание
Учитель:
Говорят, что счастье в общении с людьми, а для того, чтобы общение было полноценным, необходимо уметь пользоваться всеми сокровищами русского языка, нужно хорошо знать его, нужно уметь влодеть им.
На следующем уроке мы продолжим разговор о междометие, закрепим пунктуацинные навыки, рассмотрим звукоподражательные слова.