Тема: «Междометие как часть речи»

Цели урока:

  1. Ознакомить с междометием как частью речи, назначением в языке, употреблением в роли других частей речи;

Формировать умение находить междометие в текстах, определять роль междометий, и конструировать предложения, включая в них междометия;

  1. активизация познавательной деятельности учащихся;

  • развитие внимания, памяти, логического мышления;

  • развитие коммуникативных способностей учащихся;

  1. воспитание интереса к предмету;

Девиз урока:

Ты сможешь сиять умом,

Где бы ты ни был,

Потому что мир нуждается

В таких, как ты.

Августин Кюри

Психологический настрой:

Игра «Лучик счастья» Суть игры заключается в том, что ученики (по цепочке) желают друг другу много замечательных пожеланий, а последний, в свою очередь, учителю.

Успехов вам и удачи!

Ход урока:

  1. Закрепление изученного материала.

Какие части речи вы знаете?

Самостоятельные Служебные части речи

Игра Да Нет.

  1. Выполняют служебные функции (да)

  2. Не имеют лексического значение (да)

  3. Изменяются ли (нет)

  4. Являются ли членами предложения (нет)

  1. Что связывают предлоги? (Предлоги связывают слова в словасочетании и предложении)

  2. С помощью каких слов могут присоединяться части сложного предложения? (Союз)

  3. Для чего служат частицы? (Частицы вносят различные оттенки значения в предложении или служат для образования форм слова).

2.Объяснение нового материала

Рассказ сказки учителем:

Без чего в речи не обойдешься?

Я – самое важное слово, в рахговоре без меня никак не обойтись, потому чт я чувства и всякие пастроения человеческие выражаю. Больно кому – он кричит: «Ай-ай-ай!» или «Ой-ой-ой!»Весело ему – смеется: «Ха-ха-ха, хи-хи-хи, хе-хе-хе» . Встретились двое, сразу ко мне за помощью: «Привет! Здравствуйте! Спасибо! Пожалуйста!» Чуть дело плохо, говорят: «дело – табак! Крышка! Капут!» А все эти ну, аге, ага, ого, ох, ах, гм-гм и им подобные – это ведь тоже мои братцы.

Н.Александрович

Ребята, вы наверное, догадались о какой части речи мы с вами будем говорить на уроке

  1. Работа по учебнику

Чтение теоретического материала

Учитель: Междометие – особая часть речи. Она не относится ни к самостоятельным,ни к служебным частям речи, выражает, но не называет различные чувства и побуждения.

Междометие – живая и богатая часть речи, служащая для эмоционального выражения чувств и волевых побуждений. Одни и те же междометия могут обозначать разные чувства – все зависит от интонации

Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убедились сами

А может, не слова – дела важны?

Дела – делами, а слова – словами

Они живут у каждого из нас,

На дне души да времени хранимы, Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

4. Работа в тетрадях

— Записать положительные качества своего соседа по парте. Слово должно нчинаться с междометия:

Ах, как красива! О, прекрасна!

  • Чтение учащимся стихотворения

Ах, как трудно жить на свете

Не усвоив междометий!

Сердце так и гложит страх

Ах!

Эх,ведь спросят как назло!

Вот бы нынче повезло!

Я по списку дальше всех

Эх!

Ох,беда уже близка!

Так и ждет меня доска

Если б кто –нибудь помог!

Ох!

Ух, захватывает дух!

Притварюсь-ка, что я глух!

Хоть б классе свет потух!

Ух!

Ах!

Эх!

Ох!

Ух . . .Не вызывали!

Ребята, междометия иногда могут выступать в функции различных членов предложения, употребляясь в значении других частей речи.

Закрепление

5.Запись предложений с анализом. Определения роли междометий

Далече грянуло ура. – Ура! Наш класс занял первое место в соревновании. (В первом предложении междометие ура употреблено в значении существительного, в предложении является подлежащим; во втором — междометие выражает чувство восторга, радости, членом предложения не является).

Плачет ребенок, трудно матери, «бай-бай» не помогает. А ребенку ведь давно пора бай-бай (В первом предложении «бай-бай» — подлежащее, во втором — сказуемое)

6.Составьте предложения с междометиями, которые выражают общеприятные формулы речевого этикета (этикетные):

(до свидания, спасибо, благодарю, извините, пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, всего хорошего).

7. Составление синквейна

1. Междометие

2. Живая, богатая часть речи

3. Служит, выражает чувства

4. Не изменяется и не является членом предложения

5. Иногда употребляется в значении других частей речи.

8. Подведение итогов урока.

— С какой частью речи мы сегодня познакомились?

— Какой этап урока понравился вам больше всего?

— На сколько вы оцениваете свои знания?

Оценки

Домашнее задание

Учитель:

Говорят, что счастье в общении с людьми, а для того, чтобы общение было полноценным, необходимо уметь пользоваться всеми сокровищами русского языка, нужно хорошо знать его, нужно уметь влодеть им.

На следующем уроке мы продолжим разговор о междометие, закрепим пунктуацинные навыки, рассмотрим звукоподражательные слова.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here