Урок – путешествие

Тема: Морфологический разбор наречий.

7 класс

Шахалдаева Галина Петровна, учитель русского языка и литературы.

Цели урока:

познакомить учащихся с морфологическим разбором наречий;

формировать умения определять грамматические признаки наречия в морфологическом

разборе;

обогащать речь школьников за счет использования наречий в речи;

воспитывать умение взаимодействия.

Оборудование: компьютер, презентация к уроку, карта-схема, звездочки.

Ход урока:

Учитель: Дорогие ребята! Мы с вами закончили изучение наречий, много узнали об этой части речи, и сегодня на уроке будем учиться выполнять морфологический разбор наречий. Для этого совершим космическое путешествие на удивительную планету Наречие. Познакомьтесь, пожалуйста, с картой нашего путешествия.

Демонстрация слайда «Планета наречие».

Учитель: Первый этап путешествия — «Подготовка к полету». Послушайте отрывок из поэмы Олжаса Сулеймонова «Земля, поклонись человеку». В ходе прослушивания выпишите из этого отрывка наречия, докажите, что нашли слова именно этой части речи. Подготовленный ученик читает отрывок:

Почему люди тянутся к звездам?

Почему в наших песнях

Герой — это сокол?

Почему все прекрасное,

Что он создал,

Человек, помолчав,

Называет Высоким?

Реки вспаивают поля,

Города над рекой — в заре.

И, как сердце, летит Земля,

Перевитая жилами рек.

Нелегко проложить пути

До вчерашних туманных звезд.

Но трудней на земле найти

Путь,

Что в сердце своем пронес,

Что рекою прошел по земле,

Что навеки связал города,

Что лучом бушевал во мгле,

Освещая свои города.

Учитель: В этом тексте писатель употребил 3 наречия, которые относятся к глаголам, это неслучайно. Поэту важно было охарактеризовать более точно и выразительно действия. Наречия придают речи полноту и ясность. Писатель Максим Горький сказал о наречиях: “Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной”.

Учитель: Ребята, найдите, пожалуйста, наречия и докажите правильно, что ваш выбор правилен. (Ответы учащихся)

Учитель: Молодцы! К полету готовы. Следующий этап нашего космического путешествия -« Взлет ракеты» (смысловые группы наречий).

Учитель: У вас на столах, ребята, лежат «звезды». Чтобы старт ракеты прошел успешно, нужно вспомнить и записать на звездах наречия образа действия, меры, места, причины и другие. (На столах учащихся лежат звездочки, на которые они вписывают наречия разных разрядов. Учащиеся работают самостоятельно, затем передают звездочки учителю, который во время самостоятельной работы проверяет выполненные задания).

Учитель: Следующий этап нашего увлекательного путешествия — «Работа в космосе», для чего каждому из вас придется выполнить синтаксический разбор предложения самостоятельно. Обратите внимание, что необходимо вставить пропущенные буквы в словах.

Небо синее ласково манит

И к бе_крайним пр_сторам з_вет

(Демонстрация слайда с правильным разбором, взаимопроверка в парах.)

Учитель: У нас, ребята, появилась возможность стыковки нашего корабля со станцией «Мир». Мы осуществим стыковку, если соединим части нескольких слов в одно и получим новое слово – наречие.

Учитель: От глагола поговорить надо взять приставку, от существительного синонимический надо взять суффикс, существительное рука поставить во множественное число, а его окончание превратить в суффикс нового слова (по-космически).

Учитель: А сейчас мы работаем в открытом космосе, где начался метеоритный дождь. Ребята, что такое метеоритный дождь? Для того чтобы нам преодолеть этот метеоритный дождь, мы должны ознакомиться с морфологическим разбором наречий.

Учитель: А теперь все вместе выполним морфологический разбор наречия ласково из записанного нами предложения.

Учитель: Чтобы ракета быстро и беспрепятственно приземлилась на планету Наречие, необходимо выполнить упражнение 193 из учебника, где требуется умение выполнять морфологический разбор наречий.

Некоторые учащиеся работают у доски, один работает за компьютером в программе Microsoft Word. Взаимопроверка работы.

Учитель: Мы приближаемся к планете Наречие. Адаптация космонавтов пройдет успешно, если справимся с одним заданием: напишем наречия под диктовку правильно. Препятствие будет преодолено, если наречия будут написаны без ошибок. Если нет – штрафное задание.

Досуха, набело, по-лисьи, во-первых, втроем, бок о бок, кое-куда, свежо, еще, видимо-невидимо, еле-еле, навзничь, замуж, снова, куда-то, вскачь, медленно.

Выбирается три участника, которые должны будут написать наречия под диктовку учителя. Работа учащихся у доски.

Демонстрация слайда с правильно записанными словами. Учитель проверяет задание вместе с классом. Штрафное задание – морфологический разбор одного из наречий.

Учитель: Мы успешно закончили наше путешествие, в ходе которого мы с вами познакомились с планетой Наречие, научились выполнять морфологический разбор наречий. Домашним заданием для вас будет упражнение 195, а желающие могут написать сказку о наречии. Благодарю всех за работу на уроке, оценки ставлю следующие: (выставление и комментирование оценок).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here