Тема урока: «Однородные члены предложения и знаки препинания при них». 8 класс.
Тип урока: повторительно-обобщающий. Урок построен с использованием и на основе дидактического материала из романа А.Толстого «Князь Серебряный».
Цели урока:
-
Уметь опознавать, строить и читать предложения с однородными членами; правильно ставить знаки препинания , соблюдая интонационные особенности предложений.
-
Развитие устной монологической речи; развитие самостоятельности, творчества.
-
Воспитание культуры общения; воспитание уважения к историческому прошлому через знакомство с историческим произведением; воспитание интереса к изучению языка.
Эпиграф к уроку: « Писать и читать, не зная правил пунктуации и не умея ими пользоваться в своей повседневной работе, недопустимо не только для филолога, но и в равной мере для врача, для инженера, для агронома» А.Б.Шапиро.
Ход урока.
1.Ситуация включения. «СМС-поздравление». Сценка. Два участника.
1 ученик читает пришедшее ему СМС-сообщение:
«Поздравляю с Днем Рождения, желаю здоровья море, удовольствий чуть-чуть ,печали безмерной ,радости ,океан слёз, не знать счастливых дней, побольше забот, поменьше хороших оценок» (начало бодрое, к концу чтения голос становится печальным)
Что же это за поздравление такое? Кто это меня так сильно любит? Ты что-нибудь понимаешь?
2 ученик: Позволь мне прочитать (читает с правильной интонацией, переставив знаки препинания). Ну вот, совсем другое дело!
Делается вывод о важности правильной пунктуации.
2.Целеполагание.
Слово учителя.
-Сегодня мы подводим итог по теме «Однородные члены предложения». Частично повторим теорию, закрепим навыки пунктуации, будем совершенствовать умение обобщать, делать выводы, практиковаться в развитии связной речи, а также узнаем новое и интересное по данной теме. В этом нам поможет текст, с которым мы познакомились на уроках литературы — роман А.Толстого «Князь Серебряный». Сегодня у нас есть возможность ещё раз обратиться к этому прекрасному историческому произведению. На протяжении урока мы не раз услышим строки из романа.
3.Выступление ученика с исследовательским мини-проектом «Использование предложений с однородными членами в романе А.Толстого «Князь Серебряный». Проект с презентацией.
Делается вывод.
4.Физкультминутка.
5.Сообщение ученика «Трудные случаи пунктуации в предложениях с однородными членами».
6.Самостоятельная работа. Пунктуационная задача.(Текст задачи проецируется на экран)
Чарующая роскош.. р..стительности блеск моря зелени и света переливы то нежных то ярких красок св..ркающих под лучами солнца тихо плывущего в б..рюзовую даль всё это к..залось какой(то) волшебной д..корацией.
Проверка (на экране). Взаимопроверка.
7.Практикум по развитию связной речи. Составление предложений по заданному началу. (Работа выполняется на листах с напечатанным началом)
1)В романе А.Толстого «Князь Серебряный» на меня произвели впечатление следующие эпизоды….
2)Из произведения я узнал не только….но и….. .
3) «Князь Серебряный» — это роман о……. .
4) Я думаю, что встречи с людьми, подобными Серебряному,…….. .
5) Уважение и восхищение вызывают некоторые герои романа а именно…..
Зачитываются 1-2 работы.
8.Тестирование. (По материалам ОГЭ).
9.Домашнее задание. Выписать из романа «Князь Серебряный» 5 предложений с однородными членами.
10.Итог. Рефлексия.
Обращение к эпиграфу. Рефлексия «Лепестки»: написать на лепестках самую ценную информацию, полученную на уроке.
В заключение слова–напутствие от князя Серебряного:
«Идти прямой дорогой, и ни разу не уклониться от неё, исполнить свой долг — драгоценное чувство, перед которым все блага мира — прах и ничто!»