Номинация: открытый урок
Борискина Галина Георгиевна,
учитель русского языка и литературы
Место работы: ГОУ «Центр образования» для детей-инвалидов Забайкальского края
Методическая разработка урока
Предмет: Русский язык
Класс: 8
Тема урока: Зачем нужны уточняющие члены предложения?
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Цели:
Деятельностная цель: формирование способности учащегося к новому способу действия определения уточняющих членов предложения, объяснения пунктораммы в предложениях с уточняющими членами
Образовательная цель: расширение понятийной базы об уточняющих членах предложения
Коммуникативная: совершенствовать речевую деятельность учащихся.
Когнитивные задачи:
— вспомнить и воспроизвести теоретический материал об обстоятельстве
Аффективные задачи:
—формировать позитивное отношение к изучению русского языка
Планируемые результаты:
Предметные:
-
Знать: основные понятия об уточняющих членах предложения, правилах постановки знаков препинания при уточняющих членах
-
Уметь: опознавать виды уточняющих членов предложения места и времени, отличать их
-
Личностные: Уважительное отношение к родному языку; самооценка учебной деятельности, умение связывать цель учебной деятельности с мотивом (для чего?).
-
Метапредметные: Умение ставить и формулировать учебные задачи, осуществлять самоконтроль, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать речь других, формулировать собственное мнение и позицию, извлекать необходимую информацию из различных источников; использовать полученные на уроке знания в жизни.
Межпредметные связи: Литература
Ресурсы:
презентация, электронный ресурс сайта «Единая образовательная коллекция цифровых образовательных ресурсов», таблицы, электронный ресурс http://english-kind.blogspot.com.es/search/label/ «Обучаем детей в Интернете», электронный словарь на сайте http://www.gramota.ru.
Оборудование:
Операционная система MacBook
электронная доска tp://piratepad.net/MtTWSQON2l
Технологии обучения: технология рефлексивного обучения, технология личностно-ориентированного обучения и воспитания, технология на основе информационно-коммуникативных средств
Форма урока: дистанционный урок
ХОД УРОКА
Организационный момент
Урок начинается с поэтического приветствия
Сегодня, тринадцатого, в пятницу,
Урок наш начинается.
Зимою, в декабре,
Когда холод на дворе,
Мы заходим в кабинет
И включаем Итнтернет.
Будем тему изучать,
Пунктограммы объяснять.
Актуализация знаний. Повторение теоретического материала
Открыть файл 1 (таблица: виды обстоятельств)
Вопросы — от глагола | Примеры | |
Места | где? куда? откуда? | появились вдали |
Времени | когда? с каких пор? до каких пор? | приехали накануне |
Повторяем теоретический материал, который сегодня пригодится на уроке
-На какие вопросы отвечают обстоятельства места, времени
На электронной доске PiratePad записаны 2 предложения
Задание: прочитать предложения, сравнить
Далеко, в лесу, падает снег
Далеко падает снег
-Чем отличаются предложения?
-Что конкретизирует 1предложение?-Как называется слово, уточняет предыдущее слово?
Формулировка темы урока.
Называется тема. Запись темы урока. Зачем нужны уточняющие члены предложения?
Постановка учебных задач
На этот проблемный вопрос ответишь в конце урока. В течение урока готовишься к ответу, находя, определяя в предложении, тексте уточняющие члены предложения, выделяя их запятыми
Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
Анализ предложений, алгоритм рассуждения
Записать предложение из доски в тетрадь.
1определить обстоятельство по вопросу (вопрос написать над обстоятельством)
2 задать вопрос от обстоятельства к уточняющему члену предложения? (Вопрос написать над уточнением)
3 назвать уточнение
4 поставить запятые
5 подчеркнуть обстоятельство и уточняющий член предложения.
6 построить схему
(Алгоритм действий копируется и отправляется ученику в Скайпе)
Записать 2 предложение
Поздно вечером, часов в одиннадцать, я вышел в зимний сад.
Задание: по алгоритму разобрать предложение
Объяснение ученика
проверка записи по таблице файл 2
Уточняющий член | Мыслительная операция | |
где? где именно? Далеко, /в лесу/, падает снег | Обстоятельство места | Сужение |
когда? когда именно? Поздно вечером, /часов в одиннадцать/, я вышел в зимний сад. | Обстоятельство времени | Сужение |
Пользуясь таблицей, сделай вывод
вывод: обстоятельство и уточняющий член предложения отвечают на один и тот же вопрос, являются обстоятельством
Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи
1 составление кластера tp://piratepad.net/MtTWSQON2l
поясняют сужают уточняют
конкретизируют
уточняющие члены предложения
Где? Где именно? — обст. места Когда? Когда именно? — обст. времени
Куда? Куда именно? — обст. места
Дополнительные вопросы к составлению кластера
-На какие вопросы отвечают обстоятельства места? Времени?
-Какова роль уточняющих членов предложения?
Кластер дополняем и сегодня, на следующих уроках по теме «Зачем нужны уточняющие члены предложения?»
2 Задание: используя кластер, сформулируй правило: что называется уточняющими членами предложения?
Уточняющими называются любые члены предложения, сужающие (конкретизирующие) либо поясняющие объем понятия предшествующих слов.
3 Практикум. Применение знаний и умений в новой ситуации
Твоя задача: теоретический материал применить на практике
1 умение находить обстоятельство (предшествующее слово или синтаксический аналог)
1) Работа по электронному тренажёру на сайте «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f611d94a-1e25-48d4-ab0a-b2051509ef58/%5BRUS8_198%5D_%5BQS_110%5D.html (вариант 1 какое слово уточняет выделенные слова)
Задание: устно объяснить постановку запятых во 2 предложении, письменно — в 3 предложении (записать в тетрадь)
2) Презентация (слайд 10)
а) Задание: объяснить знаки препинания в 1 предложении
Лидочка побывала в Испании весной, в мае, и сейчас, в разгар холодной зимы, с удовольствием вспоминала эту поездку.
б) Задание: Записать предложения из презентации (слайд 11) на электронную доску PiratePad, расставить знаки препинания.
Однажды уже в декабре мы получили письмо. Внизу в горной котловине блестело зимнее озеро. Здесь на тихой окраине дыма почти не было.
Самопроверка (слайд 13)
Однажды, уже в декабре, мы получили письмо. Внизу, в горной котловине, блестело зимнее озеро. Здесь, на тихой окраине, дыма почти не было.
Ученик, оценивая себя, ставит оценку
-Докажи, что это уточняющие члены предложения
4) Работа по электронному тренажёру Задание: расставьте знаки препинания в предложении
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3b27e079-82a2-4458-989a-84ab32021d41/%5BRUS8_198%5D_%5BQS_110A%5D.html
1 предложение записать в тетрадь, объяснить.
Вывод: уточняющие члены предложения могут конкретизировать местоимения и местоименные наречия этот, тот, такой, там Дополнить кластер этой записью
5) Работа с текстом. Электронный тренажёр — Ученик читает задание: расставьте знаки препинания в тексте К.Г. Паустовского
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0974b71a-9190-4bab-ae24-4509b82614e7/%5BRUS8_190%5D_%5BIM_041%5D.swf
Вывод: (обособление-уточнение выделяется интонационно и на письме)
-Какую роль в тексте выполняет уточнение?
(Используя уточнение, автор показывает красоту поздней осенней ночи, когда начинается зима, падает первый снег. Если бы не было уточнения, мы не почувствовали такой красоты)
Первый снег, белый снег — символ чистоты, умиротворения, покоя. Белый снег вызывает чувства восхищения природой. В этом ты убедишься, послушав песню «Падает снег» на французском языке. Слушая песню, глядя на иллюстрации, составь по ним небольшой текст с уточняющими членвми предложения на эту же тему «Падает снег».
Текст записать в Скайп.
Музыкальная пауза песня «ПАДАЕТ СНЕГ Сальваторе Адамо
http://www.youtube.com/v/hB7RHsDA1CQ?
6) И творческая работа. Сочинение-миниатюра «Падает снег»
Проверка творческой работы.
Итог урока
-По каким признакам определяем уточняющие члены предложения?
—Зачем нужны уточняющие члены предложения?
-Почему их необходимо изучать в школе?
-
Д.З. — а)повторить правило по таблице, презентации (2-7 слайды)
б) Электронный тренажёр — анимация на сайте «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1f151b1f-f8f7-4d8a-923f-5c2994211479/%5BRUS8_198%5D_%5BMA_107%5D.swf
Списать предложение, объяснить знаки препинания
Рефлексия
Желаю зимой, в декабре,
Счастья, успехов тебе
Хорошего насторения
В субботу и воскресение!