Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 7

г. Вязьмы Смоленской области

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла МБОУ СОШ № 7 г. Вязьмы Смоленской области

Протокол

1 от «31» августа 201 г.

Принята педагогическим советом

МБОУ СОШ № 7 г. Вязьмы Смоленской области

Протокол № 15

от «31» августа 201 г.

Утверждена приказом директора школы

от «17» сентября 201 г

278/01-07

Конспект урока для 9 класса

«Лингвистические парадоксы»

Составила: Чижик Ирина Николаевна

Вязьма

2014

 

Пояснительная записка

Жизнь требует того, чтобы мы говорили правильно, доступно, выразительно. Лингвистика, наука о языкознании, может и должна помочь учащимся в их борьбе за хорошее, действенное слово, за речевую культуру.

Речевая культура – явление несравненно более широкое, чем правильность речи. Правильность – важнейшее, но далеко не единственное качество культурной речи. Правильная речь может быть вместе с тем однообразной, бедной, невыразительной.

Элективный курс расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные обучающимися за курс основной школы, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку выпускников к сдаче ГИА.  Уделено большое внимание развитию речи  обучающихся, развитию навыков и умений самостоятельного анализа предложенного текста. Эта работа предусматривает в том числе и систематическую индивидуальную домашнюю работу обучающихся с полными тестами с последующей проверкой учителя и организацией работы над ошибками.

 

Элективный курс предназначен для работы с обучающимися 9-х классов и рассчитан на 17 часов (0,5 ч. в неделю).

 

Цели курса:

— способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию обучающихся;

— помочь обучающимся в преодолении трудностей «речевого поведения»;

— воспитать бережное, внимательное отношение к слову;

Задачи курса:

— развить творческую инициативу, исследовательскую активность и интеллектуальные способности обучающихся;

— учить принимать нестандартные решения и прогнозировать результат;

— дать необходимые сведения о нормах литературного  языка;

— обобщить полученные знания по русскому языку за курс 5-9 классов;

— активизировать внимание обучающихся к устной и письменной речи;

— подготовка к итоговой аттестации.

 

Изучение данного курса предполагает усвоение обучающимися лексических, грамматических, орфоэпических и стилистических норм русского языка, что позволит им повысить речевую культуру и грамотность в широком смысле этого слова, так как современный человек должен быть культурным во всех отношениях, должен стремиться к овладению богатствами национального языка.

Вопросы, рассматриваемые в курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет обучающимся оценить свои возможности, более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.

 Основные методы и приёмы работы: 

  • лекция; 

  • беседа; 

  • объяснение учителя; 

  • создание проблемной ситуации; 

  • анализ текстов различных стилей и типов; 

  • анализ готовых образцов сочинений; 

  • работа с тестами ГИА; 

  • различные виды грамматического разбора; 

  • работа с таблицами, схемами, алгоритмами; 

  • создание таблиц, схем, алгоритмов; 

  • обсуждение, диалог; 

  • написание и редактирование сочинений-рассуждений; 

  • самостоятельная работа с учебной, справочной литературой; 

  • самостоятельное выполнение контрольных тестовых заданий. 

В работе с обучающимися используются разнообразные формы и методы работы. Для практических занятий подбирается материал повышенного уровня сложности и эвристического характера.

Средства обучения:  справочная и учебная литература, тексты различных стилей и жанров, готовые образцы сочинений, тесты ГИА (и другие тесты), схемы, таблицы,  компьютер. 

По окончании курса учащиеся должны знать: 

 — теоретическое содержание основных разделов курса русского языка. 

Новизна курса состоит в том, что он включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах.

                    В результате изучения курса учащиеся должны

                                         Знать:

— основные сведения о языке, речеведческие понятия;

— орфограммы и пунктограммы;

— стили и типы речи.

                                       Уметь:

— определять стиль и тип текста;

— находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

— производить все виды разборов;

— соблюдать нормы литературного языка.

 

Содержание программы

                                   Языковая логика

Тема 1. Лабиринт.

Понятия «лингвистика» и «парадокс». Стройность, логичность, чёткость языка. Языковые парадоксы.

 

Тема 2.Узаконенные ошибки.

Случайности в жизни слов. Языковые ошибки. Неологичность, противоречивость языка. Синонимия в грамматике.

 

Тема 3. О богатстве и гибкости языка.

 Многозначность слов и синонимия форм. Гибкость языка.  Языковая логика.

 

 

                                  Драгоценное наследие

 

Тема 4. Коварство времени.

Непрерывное развитие, изменение языка. Отличия современного языка и языка Пушкина.

 

Тема 5. Судьбы слов.

Тесная связь языка и мифов. Общность языков разных народов.

 

Тема 6. Творцы новых слов.

Основные закономерности развития языка. Происхождение новых слов.

 

Тема 7. Мы открываем континенты.

Парадоксы лингвистической географии: названия континентов, морей, океанов, городов.

                                      Из глубины веков

 

Тема 8.Седьмой падеж?

Изменение языка вместе с развитием общества. «Раскопки» в языке.

 

Тема 9. Вокруг местоимения.

Происхождение местоимений. Связь древнерусского и современного языков.

 

Тема 10. Кем работает мама?

Употребление существительных женского и мужского рода в названиях профессий.

 

Тема 11.Тайна грамматического рода.

Родовая принадлежность слова. Несоответствие грамматического рода и пола

 

                                 Постоянный поиск

 

Тема 12.Два главных парадокса лингвистики.

 Определение понятий «предложение» и «слово» с точки зрения литературных героев и учёных-лингвистов.

 

Тема 13. Сколько частей речи в русском языке?

Переход слов из одной части речи в другую. Гибкость языка.

 

Тема 14. Грамматика  и языковые ошибки.

Несколько значений падежа. Количество падежей в русском языке.

 

                               На пути к совершенству

 

Тема 15. Истины и предрассудки.

Переход от бытовой и деловой речи к художественной. Борьба за богатство и чистоту языка.

 

Тема 16. Уроки истории.

Появление новых слов в языке. Употребление иностранных слов.

 

Тема 17.Средство скрывать мысли.

Многозначность слов. Соответствие «формы» и  «содержания»  в языке.

 

Учебно – тематический  план

 

 №

                  Темы курса

Количество часов

Лекции

Практические занятия

1.

Знакомство с целями и задачами курса. Лабиринт.

1

1

 

2.

Узаконенные ошибки.

1

0,5

0,5

3.

О богатстве и гибкости языка.

1

0,5

0,5

4.

Коварство времени.

1

1

 

5.

Судьбы слов.

1

0,5

0,5

6.

Творцы новых слов.

1

1

 

7.

Мы открываем континенты.

1

0,5

0,5

8.

Седьмой падеж?

1

1

 

9.

Вокруг местоимения.

1

0,5

0,5

10.

Кем работает мама?

1

1

 

11.

Тайна грамматического рода.

1

0,5

0,5

12.

Два главных парадокса лингвистики.

1

1

 

13.

Сколько частей речи в русском языке?

1

0,5

0,5

14.

Грамматические и языковые ошибки.

1

1

 

15.

Истины и предрассудки.

1

1

 

16.

Уроки истории.

1

1

 

17.

Средство скрывать мысли.

1

1

 

 

Всего

17

13,5

3,5

 

Календарно-тематическое планирование

Темы курса

Дата по плану

 Дата фактич.

проведения

  Примечание

1

Вводное занятие. Знакомство с целями и задачами курса. Лабиринт.

 

 

 

2

Узаконенные ошибки.

 

 

 

3

О богатстве и гибкости языка.

 

 

 

4

Коварство времени.

 

 

 

5

Судьбы слов.

 

 

 

6

Творцы новых слов.

 

 

 

7

Мы открываем континенты.

 

 

 

8

Седьмой падеж?

 

 

 

9

Вокруг местоимения.

 

 

 

10

Кем работает мама?

 

 

 

11

Тайна грамматического рода.

 

 

 

12

Два главных парадокса лингвистики.

 

 

 

13

Сколько частей речи в русском языке?

 

 

 

14

Грамматические и языковые ошибки.

 

 

 

15

Истины и предрассудки.

 

 

 

16

Уроки истории.

 

 

 

17

Средство скрывать мысли.

 

 

 

Формы и средства контроля

Устные и письменные зачёты, тестирование.

Перечень учебно-методических средств обучения

Для учителя:

1.Волгина Н.С. Орфография и пунктуация.

2. Граник Г.Г. Секреты орфографии. М., 1996.

3.Львова С.И. ГИА  2009. Русский язык: Сборник заданий: 9 класс. М., «Эксмо», 2008.

4.Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. М., «Просвещение», 1988.

5.Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка, М.: Просвещение, 1989. 

6.Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации, М.: Просвещение, 1987. 

7.Средства ТСО: ноутбук, проектор.

Для обучающихся:

1.     Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы, М.: Просвещение, 1989, 1992. 

2.     2. Граник Г.Г. Секреты орфографии. М., 1996.

3.Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации, М.: Просвещение, 1987. 

4.Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации, М.: Просвещение, 1987. 

5.Различные виды лингвистических словарей. 

6. Коротченкова Л.В. ГИА по русскому языку. Тренировочные работы. – Саратов: Лицей, 2014. – 80 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here