Конспект урока для 9 класса на тему
«Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными»
Подобрала материал Носкова Т.Б., учитель русского языка и литературы
Цель: комплекс заданий по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными» в 9 классе позволит учащимся уяснить структуру языковой единицы. Практическая работа с данным материалом будет способствовать более глубокому усвоению структуры предложений, формированию пунктуационных навыков в пределах сложного предложения. Некоторые задания позволят учащимся избежать ошибок при составлении и использовании предложений с придаточными определительными, будут способствовать навыкам развития связной речи.
Задание №1.
Найдите грамматические основы предложений, укажите вид придаточного.
1) Старинную книгу, которую мне часто показывала бабушка по материнской линии, хорошо сохранилась. 2) Пусть в вашей жизни не будет ни одного такого дня, когда бы вы не прочли хоть одной странички из новой книги. 3) В саду росло дерево, чью верхушку срезало молнией. 4) Дом, где бабушка рассказывала мне сказки, хорошо сохранился. 5) случилось это в тот великий год, когда восстал и победил народ. 6) Мы увидели птенца, который выпал из гнезда. 7) Но страшен миг, когда стремленья нет.
Задание №2.
Выберите подходящее союзное слово.
-
Был серый, промозглый день, (какие, которые) иногда выдаются среди лета. 2) Осеннее утро было великолепное, (какое, которое) бывает только на юге. 3) Он поднял глаза и увидел красавицу, (которой, какой) ещё не видывал отроду. 4) Повесть Пушкина «Капитанская дочка», (в которой, где) яркими красками нарисован образ Пугачёва, была создана в последние годы жизни великого поэта. 5) Необходимо воспитывать в себе умение находить такой ритм, такой словарь, такое сочетание слов, (какие, которые) вызывали бы у читателя нужные эмоции, нужное настроение. 6) Снегопад, (какого, которого) не бывало, начался в полночь.
Задание №3.
Подберите подходящие союзные слова, объясните свой выбор.
-
В тот же вечер он без всякого сожаления бросил в печку, … жарко трещали сухие берёзовые дрова, всё написанное за последние дни в городе. 2) На обрыве, … возвышался сзади, в светлеющем небе чернела одинокая скамья. 3) Любой уголок земли, … ты встречаешь друзей, становится родным. 4) Был хмурый, холодный день, … иногда случаются среди лета. 5) Есть мгновения, … ни единого звука нельзя вымолвить. 6) Бывают дни, … жизнь представляется нам невероятно ясной и слаженной.
Задание №4.
Из 2-х простых предложений составьте сложноподчинённое с придаточным определительным.
-
Часто в поезде происходят интересные разговоры. Их не услышишь даже в кругу друзей. 2) Я подошёл к дому. Во дворе было много народа. 3) Стояла глубокая ночь. Её тишину нарушали только идущие вдали поезда. 4) Мы смотрели в морскую даль. Там мелькают силуэты пассажирских судов. 5) Лучшим местом на земле называл К. Паустовский холм под стеной Святогорского монастыря на Псковщине. Там похоронен Пушкин. 6) Стоит чаще говорить об очевидных ошибках прошлого. Их повторение может жестоко отозваться на благосостоянии потомков. 7) Стихотворение «Бородино» написал М.Ю. Лермонтов. Более ста пятидесяти лет прошло с тех пор.
Задание №5.
Отредактируйте предложения с ошибками.
-
Я все упражнения выполнил быстро, которые нам задали нам. 2) Нам больше всех нравится ученик выпускного класса, который хорошо плавает и умеет играть в футбол. 3) В отряд юных следопытов вошли ученики пятых, шестых, седьмых классов, которые любят эту работу и относятся к ней с большим интересом и добросовестностью. 4) За школьным кабинетом следит класс, который за ним закреплён. 5) Школьники внимательно слушают объяснения учителей, которые проводятся на уроке. 6) На нижней полке стоят книги, которые я уже прочитал. 7) Недавно я читала книгу, в которой рассказывается о героических подвигах советских людей в годы Великой Отечественной войны.
Использованная литература
Донченко Т.К. Каждому уроку — практическую направленность. М., 1980