МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3
города Донецка Ростовской области
Конспект урока
по русскому языку
Тема: « Безударные окончания имён существительных
в единственном числе»
3 класс
Подготовила учитель начальных классов
Левинская Ирина Ивановна
2014 год
Предмет «Русский язык», авторы М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, Т.А.Байкова
УМК «ПНШ»
Класс: 3
Тема « Безударные окончания имён существительных
I и II склонения в единственном числе»
Цель: сформировать умение грамотно записывать окончание имён существительных I и II склонения в единственном числе.
Задачи:
— уметь устанавливать значимость познавательной деятельности;
— уметь контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
— освоить первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
Технология: «Развивающее обучение»
Формирование УУД:
Личностные: развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству;
Регулятивные: сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью детей, учителя; соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.
Познавательные: общеучебные – самостоятельное определение цели, построение речевого высказывания, выбор эффективных способов решения творческих задач; логические – выбор критериев для сравнения, доказательство;
Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
Цель этапа | Содержание деятельности | Результат этапа | Методы, приёмы | ||||||||
1.Организационный
| Проверка учащихся к уроку |
| Готовность к уроку. |
| |||||||
2. Мотивационный | Формирование познавательного интереса к изучению русского языка
|
— Сегодня на уроке будем изучать новый материал. А какая тема, вы скажете сами. Но для этого сделаем грамматическую разминку .
| Сформирован познавательный интерес | Словесный метод | |||||||
3. Повторение изученного.
| Подготовка к изучению нового: повторить падежные вопросы и предлоги.
| Работа с классом. Грамматическая разминка. Игра « Узнай падеж». — Я называю падежные вопросы, а вы показываете соответствующие карточки. — Предлоги падежей. ( по, к, около, между, через, о, над) — Сущ-ые в каком падеже употребляются только с предлогом? — У какого падежа нет предлогов?
Работа с классом. -Я приготовила для вас интересное задание. — Прочитайте слова записанные на доске. Тетрадка, березка, кошка, лопатка. — Сравните их. В чём отличие? ( Одушевлённые и неодушевлённые предметы, количество слогов и т. д.) — Что их объединяет? Перечислите общие грамматические признаки. ( Сущ-ые, нарицательные , в ед. числе, в именит. падеже, т. е. начальная форма, женский род, 1 склонение, окончание). — Преобразуйте данные сущ-ые 1 склонения- в сущ-ые 3 склонения. — Преобразованные сущ-ые запишите в определённых падежах. 1 вариант- в дательном падеже. 2 вариант- в родительном падеже. — Проверяем! Вопросы. Окончания. — Повторим правила. Что такое склонение? — Вставь пропущенные буквы. Определи падеж, склонение и выдели окончания.
гулял около деревн. нап.сала для сестр. свитер из шерст. отб.жал от забор появился из рощ. — Что объединяет данные словосочетания? ( сущ.+глагол, сущ-е в род. падеже и т. д.) — Отличие? ( окончания) — Падеж одинаковый, а окончания разные. Почему? Предположите! ( Разное склонение) — А как мы определяем склонение? ( по родам)
— Сегодня познакомимся с новыми существительными,которые имеют подвижное и неподвижное ударение выполнение упр.42 с.42,запись слов в два столбика | Знают падежные вопросы и предлоги
Самостоятельно мыслят
Сравнивают, доказывают
Преобразовывают Самостоятельно работают
Доказывают
Обобщают
Предполагают
Творчески мыслят Самостоятельная работа.взаимопощь
| Метод беседы
Игровой метод
Метод мозгового штурма
| |||||||
5. Целеполагание.
| Сформулировать тему урока
| —Проблемная ситуация -Послушайте шуточное стихотворение Э.Мошковской(упр.43.с.43) -Что вы заметили? -правильно,здесь рифмуютсяпоследние слова каждой строчки,мы слышим [- ай] Окончания имён сущ-х в творит. падеже1 скл ед. числа.
| Умение определить тему урока
Аналитически мыслят
| Проблемная ситуация
| |||||||
6. Музыкальная физминутка.
| Активный отдых | — Чтобы хорошо понять новый материал зарядимся.
| Отдохнули |
| |||||||
7. Изучение нового материала.
| Сформировать внутреннюю позицию к деятельности Сформировать умение планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей Сформировать умение определять окончания имён сущ-х в род. падеже множ. числа | — Мы сейчас с вами проведём исследование. -Спишем текст по правилам стихотворения упр.43 — Подчеркните сущ-ые в форме косвенных падежей ед.числа. Выделите окончания. Под подушкой,с кукушкой,с лягушкой,опушке — Какие окончания у сущ-х ? (-ой,-е) — Что объединяет эти сущ-ые? ( Они женского рода) -Укажите склонение,род,число этих существительных ( Они женского рода)
Вывод. Составление таблицы.
— Посмотрите на таблицу и ответьте, как легче запомнить данные окончания? ( сущ-ые мужского и среднего рода имеют одинаковые окончания в Т.п ,в П.п. Везде одинаковое окончание)
|
Сформированность внутренней позиции к деятельности (Л) Умение планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей(Р)
Умение определять окончания имён сущ-х
Анализ
Учит позиции собеседника(К) |
Исследовательская работа
Словесный метод
Учебный диалог | |||||||
8. Закрепление.
| Формировать умение планировать учебное сотрудничество | — Познакомимся с упр.44 -назовем устно проверочные слова для 8 слов с безударными гласными кв корне слов
| Сравнение
Умение планировать учебное сотрудничество(К) | Работа в парах (взаимопроверка) | |||||||
9. Рефлексия. | Проверка знаний по новой теме | Самостоятельное выполнения упр.44 | Усвоили написание окончаний имён сущ.
| ИКТ | |||||||
10. Самопроверка | Самооценка | —Сравните свои результаты с результатами на экране.(Упр.44 на экране),исправление ошибок-взаимопроверка
| Способность адекватно себя оценивать | Самостоятельная работа | |||||||
|
|
|
|
| |||||||
11. Итог урока.
| Сформировать уметь оценивать результат своей деятельности.
Сформировать умение устанавливать значимость познавательной деятельности. | — Что мы сегодня узнали нового? — Чему научились на уроке? — Что показалось трудным? — Что понравилось на уроке? Самооценка (подсчёт баллов)
| Способность оценивать результат своей деятельности.
Способность устанавливать значимость познавательной деятельности.
|
| |||||||
13.Инструктаж по выполнению д/з | Дать представление о выполнении д/з | Упр.45 -Списать по правилам стихотворения. -Выписать сущ.с пропущенными оконч.в нач.форме. -Подчеркнуть сложные слова | Умение выбирать и преобразовывать |
| |||||||
Критерии оценивания: на каждом этапе учащиеся сами себя оценивают по пятибалльной системе( на отдельном листочке) |
Список использованной литературы:
-
Бакулина Г.А. «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка», Москва,
« Владос», 2011.
-
Волина В.В. «Весёлая грамматика», Москва, «Знание».2005.
-
Миронов А.В. «Как построить урок в соответствии с ФГОС»,Волгоград, 2013.