Конспект урока по русскому языку во 2 классе
Смирнова Ольга Васильевна
учитель начальных классов
первой категории
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 72»
г. Рязани
Тема урока: «Заглавная буква в именах собственных. Путешествие в Москву». (интегрированный урок)
Тип урока: закрепление.
Цели урока:
-
Обучающая: совершенствовать знания детей о правописании заглавной буквы в именах собственных: именах, отчествах, фамилиях, кличках животных, географических названиях; закрепить навыки правописания изученных орфограмм, производить фонетический анализ, делить слова на слоги, распознавать части речи, закреплять знания о главных и второстепенных членах предложения, выделять подлежащее и сказуемое; продолжать работу над комментированным письмом; познакомить с достопримечательностями Москвы.
-
Развивающая: развивать память, речь, внимание, логическое мышление, орфографическую зоркость, навыки самостоятельной работы в тетрадях, развивать умение сравнивать, классифицировать орфограммы, находить смысловую закономерность между словами.
-
Воспитывающая: воспитывать эстетический вкус, любовь к родной стране, умение слушать и слышать.
Методы:
-
Словесный (рассказ, беседа)
-
Практический (самостоятельная работа)
-
Частично-поисковый (устанавливают смысловую закономерность в цепочке слов)
Формы:
-
Взаимопроверка
-
Фронтальная работа
-
Самопроверка
-
Индивидуальная работа (карточки)
-
Самостоятельная работа
-
Беседа
Презентация
Ход урока:
-
Организационный момент.
-Сегодня необычный урок. Мы отправляемся в путешествие. Сможем ли его совершить? ( Да. Мы учим русский язык, английский. На уроке окружающего мира изучаем карту)
-Знание карты не потребуется, нас повезет автобус; знание английского тоже, т.к. путешествовать мы будем по родной стране. А вот знание русского языка вы должны показать.
Из ребуса вы узнаете, в какой город мы едем. (Москва) Слайд 1.
-
Постановка темы и целей.
-Что можно сказать об этом слове? ( Это имя собственное)
-Как пишут имена собственные?
-Тема урока сегодня «Заглавная буква в именах собственных». Мы повторим особенности написания имен собственных, изученные орфограммы и познакомимся с достопримечательностями города Москвы.
Мы отправляемся в путь. Наша дорога не близкая и мы, чтобы не скучать займемся чистописанием.
-
Чистописание.
В слове «Москва» эта буква обозначает звонкий, непарный, мягкий согласный звук (м) Какую же букву мы будем писать? Строчную или заглавную?
м м мм мм
-
Словарная работа.
-Какое словарное слово на букву «м» можно отнести к нашему путешествию
(Москва). Запишите в тетрадь.
О чем идет речь в следующих определениях:
-
-Главный город страны (столица).
-
-Наша родина (Россия)
-
-Крупный населенный пункт (город)
-
-Главная площадь Москвы (Красная площадь)
-Городская железная дорога, обычно подземная (метро)
Слайд 2: М…сква, ст…лица, Р…ссия, гор…д, …расная площ…дь, м…тро.
-Проверьте написание.
-На какие две группы можем разбить эти слова? (собственные и нарицательные). Как пишутся имена собственные?
-Почему эти слова — имена собственные? (Географические названия)
-Определите части речи у этих слов и назовите лишнее. Почему?(закрыть слово «Красная»)
-На какие группы можно разбить оставшиеся слова? (по родам, по слогам)
-Назовите слово, в котором звуков меньше, чем букв (площадь). Почему?
-
Работа над предложением.
Слайд 3: Все, ведут, дороги, в, Москву, в, России.
-Предложение ли это? Почему? Составьте и разберите по членам.
Мы подъехали к Москве. Слайды 4-7
Москва-столица нашей Родины, России. Это огромный город. Он был основан более 850 лет назад, на берегу Москвы-реки. Основателем Москвы стал князь Юрий Долгорукий, которому в центре города установлен памятник.
-Какие имена собственные услышали?
-Как пишут имена собственные?
-Почему Юрий Долгорукий написали с заглавной буквы?
Москва. Кремль. Эти два имени всегда рядом, потому что Кремль- сердце Москвы. В далекие времена Кремль был крепостью, за сте-нами, которой жители древней Москвы спасались от врагов. Кремль расположен на главной площади страны (показ слайдов)
-Как называется эта площадь? Почему? ( «Красная»- в старину красивая, главная, славная, самая почетная и дорогая)
Сейчас в Кремле расположены уникальные памятники культуры и истории.
-Какие еще имена собственные услышали?
-Как они пишутся?
-Составьте со словом «Кремль» предложение (устно).
-
Работа по карточкам.
-Расположите слова на карточках в такой последовательности: широкое, среднее, узкое понятие. Имена собственные подчеркните.
1 вариант: Москва, город, Россия.
2 вариант: водоем, Москва-река, река.
Подберите однокоренные слова к словам «город», «река», выделите корень.
-
Физпауза
Светофор не дает ехать дальше, отдохнем, разомнемся Слайды 8-10
Красный свет нам «Стой!» кричит,
Ждать зеленого велит,
Чтобы было ждать не скучно,
Наклоняемся мы дружно.
И назад, и вперед, влево, вправо поворот.
Вот зеленый загорелся,
Приготовиться пора.
Руки, ноги разогреем,
Начинаем, детвора!
Вверх поднимем, вниз опустим,
Пролетим как самолет.
Вот зеленый загорелся,
Можно ехать нам вперед.
-
Работа по теме урока. Слайды 11-22
Москва – огромный город. В нем около четырех тысяч улиц и площадей. Все знают площадь Пушкина, храм Христа Спасителя, улицу Арбат, Большой театр, Третьяковскую галерею. Основал ее Павел Михайлович Третьяков.
В этой галерее собраны картины замечательных русских художников: Шишкина, Васнецова, Левитана, Айвазовского, Репина, Серова
-Имена каких художников вы запомнили?
-Как пишут имена, отчества и фамилии людей?
-Как называется галерея, в которой собраны картины русских художников?
-Как напишем название галереи?
-А как пишут названия картин?
Запишите предложение с комментированием и разберите по частям речи
Шишкин написал картину «Утро в сосновом лесу».
-
Заглавная буква в кличках животных.
Мы подъехали к зоопарку. Здесь собраны животные со всех уголков земного шара. А кого увидим мы, узнаете, разгадав эти слова. Переставьте буквы и получите названия зверей (Слайды 23-29)
-
Едмведь — медведь
-
Блюверд — верблюд
-
Ражиф — жираф
-
Елв — лев
-Что общего у этих слов?(сущ., нариц., одушевл., ед.ч., муж.род, общая орфо-грамма — парная согласная)
-Как проверить парную согласную? Назовите проверочные слова.
-Дайте клички этим животным, опираясь на их внешний вид(Топтыгин, Двугорбик, Длинношей, Гривастик)
-Как пишут клички животных? Почему?
Придумайте и запишите предложение об одном из этих животных, добавьте кличку. Начните так: В зоопарке живет…
Увидеть Москву, ее красивые парки, площади, улицы мы можем и по телевизору. А в каком районе Москвы находится главная телевизионная башня, узнаете из такого задания: Разбейте слова на слоги и из первых слогов создайте новое слово.
(Слайды 30-32)
О/са, стан/ция, ки/парис, но/га
Останкино.Это район Москвы, где находится главная телевизионная башня. Башня носит название Останкинская
-Как напишем название башни и района? Почему?
-
Итог урока.
Наше путешествие подошло к концу. На следующем уроке мы продолжим его, но отправимся уже в Кремль. А что вы запомнили из нашего урока?
-Что такое имена собственные? Как они пишутся?
-Какие географические названия встретились нам сегодня?
-Имена каких знаменитых людей вы запомнили?
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
-
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (2007), DVD
-
http://tours-service.ru/news/p/26
-
http://festival.1september.ru/articles/584231/
-
http://2006.botinok.co.il/blog/8066?page=1
-
http://blog.kp.ru/users/3594307/tags/%EF%E0%F1%F5%E0/
-
http://www.pp-g.ru/2010-09-02-15-14-22/index.php?option=com_jumi&fileid=13&nomid=877
-
http://www.iaplanet.com/2011/07/20/page/8/
-
http://www.touristterminal.ru/allrussiatours/moskva/pervoprestolnaya-stolica.php
-
http://rufoto.eu/domain/a-ll.ru/
-
http://www.fotodia.ru/photos/Jana/10188/
-
http://img-fotki.yandex.ru/get/4306/olga-myshkina-2010.4/0_35a3b_acd88e39_XL