Конспект урока по русскому языку во 2 классе

Смирнова Ольга Васильевна

учитель начальных классов

первой категории

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 72»
г. Рязани

Тема урока: «Заглавная буква в именах собственных. Путешествие в Москву». (интегрированный урок)

Тип урока: закрепление.

Цели урока:

  1. Обучающая: совершенствовать знания детей о правописании заглавной буквы в именах собственных: именах, отчествах, фамилиях, кличках животных, географических названиях; закрепить навыки правописания изученных орфограмм, производить фонетический анализ, делить слова на слоги, распознавать части речи, закреплять знания о главных и второстепенных членах предложения, выделять подлежащее и сказуемое; продолжать работу над комментированным письмом; познакомить с достопримечательностями Москвы.

  2. Развивающая: развивать память, речь, внимание, логическое мышление, орфографическую зоркость, навыки самостоятельной работы в тетрадях, развивать умение сравнивать, классифицировать орфограммы, находить смысловую закономерность между словами.

  3. Воспитывающая: воспитывать эстетический вкус, любовь к родной стране, умение слушать и слышать.

Методы:

  1. Словесный (рассказ, беседа)

  2. Практический (самостоятельная работа)

  3. Частично-поисковый (устанавливают смысловую закономерность в цепочке слов)

Формы:

  1. Взаимопроверка

  2. Фронтальная работа

  3. Самопроверка

  4. Индивидуальная работа (карточки)

  5. Самостоятельная работа

  6. Беседа

Презентация

Ход урока:

  1. Организационный момент.

-Сегодня необычный урок. Мы отправляемся в путешествие. Сможем ли его совершить? ( Да. Мы учим русский язык, английский. На уроке окружающего мира изучаем карту)

-Знание карты не потребуется, нас повезет автобус; знание английского тоже, т.к. путешествовать мы будем по родной стране. А вот знание русского языка вы должны показать.

Из ребуса вы узнаете, в какой город мы едем. (Москва) Слайд 1.

  1. Постановка темы и целей.

-Что можно сказать об этом слове? ( Это имя собственное)

-Как пишут имена собственные?

-Тема урока сегодня «Заглавная буква в именах собственных». Мы повторим особенности написания имен собственных, изученные орфограммы и познакомимся с достопримечательностями города Москвы.

Мы отправляемся в путь. Наша дорога не близкая и мы, чтобы не скучать займемся чистописанием.

  1. Чистописание.

В слове «Москва» эта буква обозначает звонкий, непарный, мягкий согласный звук (м) Какую же букву мы будем писать? Строчную или заглавную?

м м мм мм

  1. Словарная работа.

-Какое словарное слово на букву «м» можно отнести к нашему путешествию

(Москва). Запишите в тетрадь.

О чем идет речь в следующих определениях:

    • -Главный город страны (столица).

    • -Наша родина (Россия)

    • -Крупный населенный пункт (город)

    • -Главная площадь Москвы (Красная площадь)
      -Городская железная дорога, обычно подземная (метро)

Слайд 2: М…сква, ст…лица, Р…ссия, гор…д, …расная площ…дь, м…тро.

-Проверьте написание.

-На какие две группы можем разбить эти слова? (собственные и нарицательные). Как пишутся имена собственные?

-Почему эти слова — имена собственные? (Географические названия)

-Определите части речи у этих слов и назовите лишнее. Почему?(закрыть слово «Красная»)

-На какие группы можно разбить оставшиеся слова? (по родам, по слогам)

-Назовите слово, в котором звуков меньше, чем букв (площадь). Почему?

  1. Работа над предложением.

Слайд 3: Все, ведут, дороги, в, Москву, в, России.

-Предложение ли это? Почему? Составьте и разберите по членам.

Мы подъехали к Москве. Слайды 4-7

Москва-столица нашей Родины, России. Это огромный город. Он был основан более 850 лет назад, на берегу Москвы-реки. Основателем Москвы стал князь Юрий Долгорукий, которому в центре города установлен памятник.

-Какие имена собственные услышали?

-Как пишут имена собственные?

-Почему Юрий Долгорукий написали с заглавной буквы?

Москва. Кремль. Эти два имени всегда рядом, потому что Кремль- сердце Москвы. В далекие времена Кремль был крепостью, за сте-нами, которой жители древней Москвы спасались от врагов. Кремль расположен на главной площади страны (показ слайдов)

-Как называется эта площадь? Почему? ( «Красная»- в старину красивая, главная, славная, самая почетная и дорогая)

Сейчас в Кремле расположены уникальные памятники культуры и истории.

-Какие еще имена собственные услышали?

-Как они пишутся?

-Составьте со словом «Кремль» предложение (устно).

  1. Работа по карточкам.

-Расположите слова на карточках в такой последовательности: широкое, среднее, узкое понятие. Имена собственные подчеркните.

1 вариант: Москва, город, Россия.

2 вариант: водоем, Москва-река, река.

Подберите однокоренные слова к словам «город», «река», выделите корень.

  1. Физпауза

Светофор не дает ехать дальше, отдохнем, разомнемся Слайды 8-10

Красный свет нам «Стой!» кричит,

Ждать зеленого велит,

Чтобы было ждать не скучно,

Наклоняемся мы дружно.

И назад, и вперед, влево, вправо поворот.

Вот зеленый загорелся,

Приготовиться пора.

Руки, ноги разогреем,

Начинаем, детвора!

Вверх поднимем, вниз опустим,

Пролетим как самолет.

Вот зеленый загорелся,

Можно ехать нам вперед.

  1. Работа по теме урока. Слайды 11-22

Москва – огромный город. В нем около четырех тысяч улиц и площадей. Все знают площадь Пушкина, храм Христа Спасителя, улицу Арбат, Большой театр, Третьяковскую галерею. Основал ее Павел Михайлович Третьяков.

В этой галерее собраны картины замечательных русских художников: Шишкина, Васнецова, Левитана, Айвазовского, Репина, Серова

-Имена каких художников вы запомнили?

-Как пишут имена, отчества и фамилии людей?

-Как называется галерея, в которой собраны картины русских художников?

-Как напишем название галереи?

-А как пишут названия картин?

Запишите предложение с комментированием и разберите по частям речи

Шишкин написал картину «Утро в сосновом лесу».

  1. Заглавная буква в кличках животных.

Мы подъехали к зоопарку. Здесь собраны животные со всех уголков земного шара. А кого увидим мы, узнаете, разгадав эти слова. Переставьте буквы и получите названия зверей (Слайды 23-29)

  1. Едмведь — медведь

  2. Блюверд — верблюд

  3. Ражиф — жираф

  4. Елв — лев

-Что общего у этих слов?(сущ., нариц., одушевл., ед.ч., муж.род, общая орфо-грамма — парная согласная)

-Как проверить парную согласную? Назовите проверочные слова.

-Дайте клички этим животным, опираясь на их внешний вид(Топтыгин, Двугорбик, Длинношей, Гривастик)

-Как пишут клички животных? Почему?

Придумайте и запишите предложение об одном из этих животных, добавьте кличку. Начните так: В зоопарке живет…

Увидеть Москву, ее красивые парки, площади, улицы мы можем и по телевизору. А в каком районе Москвы находится главная телевизионная башня, узнаете из такого задания: Разбейте слова на слоги и из первых слогов создайте новое слово.

(Слайды 30-32)

О/са, стан/ция, ки/парис, но/га

Останкино.Это район Москвы, где находится главная телевизионная башня. Башня носит название Останкинская

-Как напишем название башни и района? Почему?

  1. Итог урока.

Наше путешествие подошло к концу. На следующем уроке мы продолжим его, но отправимся уже в Кремль. А что вы запомнили из нашего урока?

-Что такое имена собственные? Как они пишутся?

-Какие географические названия встретились нам сегодня?

-Имена каких знаменитых людей вы запомнили?


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (2007), DVD

  2. http://tours-service.ru/news/p/26

  3. http://festival.1september.ru/articles/584231/

  4. http://2006.botinok.co.il/blog/8066?page=1

  5. http://blog.kp.ru/users/3594307/tags/%EF%E0%F1%F5%E0/

  6. http://www.pp-g.ru/2010-09-02-15-14-22/index.php?option=com_jumi&fileid=13&nomid=877

  7. http://www.iaplanet.com/2011/07/20/page/8/

  8. http://www.touristterminal.ru/allrussiatours/moskva/pervoprestolnaya-stolica.php

  9. http://rufoto.eu/domain/a-ll.ru/

  10. http://www.fotodia.ru/photos/Jana/10188/

  11. http://img-fotki.yandex.ru/get/4306/olga-myshkina-2010.4/0_35a3b_acd88e39_XL

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here