Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10»

г. Калининграда, Калининградской области

Конспект урока по русскому языку
«Заглавная буква в собственных именах существительных»

подготовила

учитель начальных классов

Иванец Светлана Павловна

г. Калининград

2011

Тема: Заглавная буква в именах существительных.

Цель: развивать умение различать собственные и нарицательные имена существительные (без терминов), употреблять заглавную букву.

Задача: развитие орфографической зоркости.

План.

  1. Оргмомент.

— Чтение стихотворения Е. Измайловой «Большая буква».

Буква обычная выросла вдруг.

Выросла выше букв-подруг.

Смотрят с почтением на букву подруги,

Но почему? За какие заслуги?

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело,

Ставится в слово не зря и не просто

Буква такого высокого роста.

Ставится буква у строчки в начале,

Чтобы начало всегда замечали.

Имя фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее.

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твоё, имя улицы, города.

Буква большая – совсем не пустяк.

В букве большой — уважения знак.

— Назовите тему урока (заглавная буква).

2. На доске: Анна, Шарик, Елена Ивановна, озеро Байкал, горы Альпы, Россия, Москва.

— Почему слова написаны с большой буквы? Какой частью речи они являются?

(Эти слова являются именами существительными).

— А что вы знаете об именах существительных? Расскажите по опорному конспекту:

Существительное — предмет

Мужской

Р.

Единственное

Ч.

Кто? Что?

Кого? Чего?

Женский

Кому? Чему?

Множественное

Кого? Что?

Средний

Кем? Чем?

О ком? О чём?

(Существительное – это предмет, имеет род: мужской, женский или средний, стоит в единственном или множественном числе, изменяется по вопросам).

3. Работа с опорным конспектом: имя существительное.

ОК:

ИМЯ

ФАМИЛИЯ

ОТЧЕСТВО

КЛИЧКА

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ НАЗВАНИЕ

?

Какое правило зашифровано в опорном конспекте?

(Фамилии, имена, отчества людей, клички животных и географические названия пишутся с заглавной буквы).

4. Работа по теме:

1). Игра: Найти из слов, записанных на доске: Анна, Шарик, Елена Ивановна, озеро Байкал, горы Альпы, Россия, Москва.

1. Клички

2. Имена

3. Отчества

4. Фамилии

}

Свои примеры.


(Клички – Шарик; имена – Анна, Елена; отчества – Ивановна).

2). Сообщение ученицы «к истокам слова «фамилия»».

Это слово латинское. Фамилия – это наследственное семейное наименование, которое прибавляется к личному имени. В фамилиях отразилось многое: профессии предков (Кузнецов, Гончаров, Плотников), их имена (Иванов, Семёнов, Гришин), черты их характеров (Добронравов, Веселюк, Злобин), особенности внешности (Кривоносов, Белоброва, Заикин) и другие. Есть фамилии, происхождение которых уже трудно объяснить: Подопригора, Твердохлеб, Бабаев.

— Прочитай фамилии. Скажи, по какому признаку, по-твоему, они раньше были даны людям.

Москвин, Толстоногов, Славин, Хлебникова, Николаев, Курносова, Черных, Лесников.

— Скажи, можешь ли ты определить происхождение своей фамилии.

3). Звучат, как музыка, как стих, фамилии простые

Вглядись и ты увидишь в них Историю России.

Задание (на доске портреты: А.В. Суворов, Л.Н. Толстой, И.Е. Репин, И.И.Шишкин, П.С. Нахимов, В.М. Васнецов): Прочитать фамилии людей прошлого. Написать:

Писатели: (Л.Н. Толстой).

Художники: (И.Е. Репин, И.И. Шишкин, В.М. Васнецов).

Полководцы: (А.В. Суворов, П.С. Нахимов)

(взаимопроверка) – сигналы.

4). Как назвать одним словом остальные слова? (географические названия).

Работа с адресом: (посылка)

На доске: Скажите, почему некоторые слова написаны с большой буквы? (Географические названия).

Куда: город Калининград, улица Войнич

Кому: ученицам 2-Б класса

Задания: 1группа- списать;

2 и 3 группы – адресат сама ученица.

— Словарная работа: город

— Как называется маленький город? (городок)

— Парк в городе? (городской)

— Житель города? (горожанин)

— Дом, построенный недалеко от города? (загородный)

На доске: Какое слово лишнее и почему?

Городок

Городской

Огород

(Огород — лишнее, так как это участок земли для выращивания овощей, обычно обнесенный оградой).

5). Игра: «Я знаю

5 стран: (Турция, Россия, Болгария, Румыния, Германия).

5 морей: (Черное море, Балтийское море, Северное море, Желтое море, Красное море).

5 рек: (Волга, Енисей, Лена, Обь, Преголь).

5 океанов: (Тихий, Атлантический, Индийский, Северно-ледовитый, Южный).

6). Работа с географическими названиями. Самостоятельная работа.

Выписать, пользуясь картой названия:

1 группа – города

2 группа – реки

3 группа – озера

}

по географической карте (на каждой парте).

Итог: Чему научились? Поднять сигналы, кто считает, что усвоил правило написания слов с заглавной буквы.

Д/з: текст.

а). Определи, сколько предложений в тексте и какие слова надо писать с большой буквы.

б). Запиши получившийся текст.

На лужке.

таня и алёнка вышли на лужок там гуляли маленькие телята жёлтая тёлочка зорька мычала чёрная тёлочка ночка нюхала траву бычок буян сосал длинный стебелёк телятница мария сидела на бугорке.

Примечание: Предполагаемые ответы детей даны в скобках.

Список использованной литературы

1. Рамзаева Т. Г. Русский язык. 2 класс. –М. : Дрофа, 2009 г.

2. Измайлов Е. Стихотворение «Большая буква».


Использованные материалы

1. Географическая карта
2. Карточки с деформированным текстом

3. Портреты великих людей прошлого.



ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here