1.Предмет: русский язык.

2. Класс, профиль: 3 «А» класс.

3. Ф.И.О. педагога: Набойченко Светлана Александровна.

4. Программно-методическое обеспечение:

    • программа традиционного обучения «Школа России»

    • использованные учебники

Рамзаева Т.Г. «Русский язык», учебник для 3 класса четырёхлетней начальной школы, ООО Дрофа,

2006 год.

5.Тема: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов».

6. Цель урока: познакомить со словообразовательной ролью приставок и суффиксов.

7. Задачи урока:

— формировать умение выделять приставку и суффикс в слове;

— развивать умение образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов;

— развивать познавательную активность учащихся;

— развивать внимание, логическое мышление учащихся;

— воспитывать внимание, самостоятельность, прилежание.

7. Оборудование: таблицы, раздаточный материал (карточки-задания), схема пути Шуши, конверт с заданием, кроссворд на доске,

8. Ход урока.

1.Организационный момент.

— Что нового вы узнали на предыдущих уроках? (Познакомились с окончанием слова, корнем, однокоренными словами).

— Какие слова мы называем родственными, однокоренными? (Слова, у которых одинаковый корень и одинаковый смысл).

— Что такое корень? (Общая значимая часть всех однокоренных слов).

— Все эти знания вам понадобятся сегодня на уроке.

2.Чистописание.

Нам необходимо прописать буквы Шш. Сегодня на уроке эти буквы нам очень помогут.

— Что вы знаете об этих буквах? ( Согласные т.к. обозначают глухой согласный звук, могут обозначать только твёрдые звуки, парные, шипящие).

(Дети выполняют задание, прописывают строчку Шш).

— К нам сегодня в гости пришла мышка. Её зовут Шуша. Пропишите её имя на следующей строчке 2 раза, чтобы не забыть имя нашей гости. (Дети пишут Шуша).

— Какая буква в имени мышки повторяется дважды, но почему-то пишется по-разному? (Буква «Ша». В начале слова эта буква пишется заглавной, т.к. Шуша – это имя собственное. Имена, фамилии, названия городов, рек, деревень пишутся с большой буквы. В середине слова не бывает заглавных букв, поэтому вторая буква «ша» пишется маленькой.

3.Тема урока.

— Мы знаем, что слова состоят из морфем. Какие морфемы вы знаете? ( Окончание, корень).

— Что такое корень? (Общая значимая часть однокоренных слов).

— Найдите лишнее слово и объясните свой выбор. ( Слова записаны на доске).

Веселье, весельчак, радость.

Надёжный, верить, верный,

Подводный, водитель, водяной.

— Какие признаки однокоренных слов вы знаете? (Имеют общий корень и общий смысл).

— Мы прописывали букву «ша», рассказывали о ней. В слове эта буква может нести какую–нибудь смысловую нагрузку? (Нет)

-Оказывается, да. Ш – это очень умная буква.

Отгадайте, какое слово спряталось в конверте у Шуши?

А Л Ш (дети выполняют задание и отгадывают слово шла.)

— Если мы разберём слово по составу, сделаем морфемный разбор, то определим, что а – это окончание, л– это суффикс, характерный для глаголов прошедшего времени, а ш – это корень. Корень, состоящий всего из одной буквы, которая несёт на себе огромную смысловую нагрузку. Ш— это корень движения.

— Шуша хотела вам рассказать историю о том, какой путь она проделала, чтобы прийти к вам в гости. ( Шуша что-то шепчет учителю на ухо.)

— Ребята произошла беда. Шуша забыла все слова с корнем Ш. Давайте поможем Шуше составить рассказ. Вы будете записывать слова, которые забыла Шуша. Посмотрим, что у нас получится. ( На доске маршрут Шушиного путешествия).

-Рано утром я ____________ из дома. Потом _____________по дорожке, __________ большую лужу, ____________через мостик, увидела школу и ___________к ней. Потом я ____________ в здание школы. И вот я ___________ к вам в гости.

— Какие слова вы записали? Чем они похожи, чем отличаются? Сравните их.

( Вышла, пошла, обошла, перешла, подошла, вошла, пришла. Все эти слова похожи по смыслу. У них одинаковые корень, суффикс, окончание, но разное начало, поэтому и смысл различен).

— Разное начало слов — разные приставки. Как вы думаете, какую роль играют приставки в русском языке? (При помощи приставок мы можем образовывать новые слова.)

— В какой части слова пишется приставка? ( В начале слова, перед корнем).

— Кто может сделать вывод, что такое приставка, опираясь на схему?

Приставка – это часть слова, которая стоит _____ корнем и служит для_______ ________ слов.

— Как вы думаете, приставки отдельно от слов несут какой-нибудь смысл? (Нет).

— Давайте представим, что мы сидим около телевизор. Расслабились, удобно развалились в кресле, у вас в руке пульт дистанционного управления. Я предлагаю вам в_______телевизор. Что вы сделали? (Включили телевизор). Теперь пере________ каналы. Что вы сделали? (Переключили каналы). Вы_________ телевизор. Что вы сделали? (Выключили телевизор).

— Как же вы догадались, что надо сделать? Я же вам называла только приставки и не употребляла слова – действия – глаголы. Сделайте вывод, несут ли приставки смысл? (Да, несут).

5. Физкультминутка.

Игра «Существительное, прилагательное, глагол». (Учитель называет различные слова – части речи. Дети должны определить часть речи. Если слово – имя существительное, дети просто стоят, если – имя прилагательное – гладят себя по голове, если – глагол, прыгают на месте).

6.Работа по учебнику.

Упражнение № 146, по вариантам.

Составьте нераспространенное предложение с одним из слов. Составьте распространённое предложение с одним из слов. (Дети придумывают варианты предложений. Наиболее красивое предложение разбирают по членам предложения, делают синтаксический разбор).

7. Тема урока.

— В русском языке есть морфема, которая пишется после корня. Она называется — суффикс. Давайте подумаем, какую роль в русском языке играет суффикс?

8.Работа по учебнику.

Упражнение №147 устно.

— Несут ли суффиксы смысловую нагрузку? ( Нет. Не знаем.)

— Выполните задание Шуши. При помощи суффиксов подскажите, как называются дети у разных животных.

Кот – котята, лиса – лисята, слон – слонята, тигр – тигрята.

— Какие суффиксы вам помогли? ( Нам помогли суффиксы – ат, — ят).

— В русском языке есть ласковые суффиксы. Попробуйте при помощи них переделать имена людей в более ласковые. (Мальчики переделывают имена девочек, а девочки – имена мальчиков).

Упражнение № 152.

— Сделайте вывод, о роли суффиксов в русском языке? (Служат для образования новых слов).

— Давайте сформулируем правило, что такое суффикс.

Суффикс – это часть слова, которая стоит _____ корня и служит для_______ ________ слов.

9. Итоги урока.

— Какую роль в русском языке играют суффиксы и приставки. (Служат для образования новых слов. Дети по схеме проговаривают правило о приставке и суффиксе).

10. Домашнее задание.

Упражнение № 145. Правила.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here